г. Хабаровск |
|
9 апреля 2009 г. |
N 06АП-972/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Иноземцева И.В., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.,
при участии в судебном заседании:
от истца: представители не явились
от ответчиков: представители не явились
от третьих лиц: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства
финансов Российской Федерации
на решение от 18.02.2009
по делу N А04-8603/08-10/465
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Шишов О.А.
по иску муниципального унитарного предприятия "ЖКХ с.Чалганы"
к Министерству финансов Российской Федерации, отделу образования администрации Магдагачинского района
3 лица: Министерство финансов Амурской области, Финансовому управлению администрации Магдагачинского района, Управление Федерального казначейства по Амурской области
о взыскании 174 664 рублей 95 копеек
Муниципальное унитарное предприятие "ЖКХ с.Чалганы" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к отделу образования администрации Магдагачинского района о взыскании (с учетом уточнения исковых требований) 174 664 рублей 95 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в 2006, 2007 годах педагогическим работникам в соответствии с Федеральным Законом "Об образовании" от 13.01.1996 N 12-ФЗ.
Определением от 29.12.2008 суд по ходатайству истца привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Министерство финансов Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Амурской области, Финансовому управлению администрации Магдагачинского района, Управление Федерального казначейства по Амурской области.
Решением от 18.02.2009 исковые требования удовлетворены в заявленной сумме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. При этом суд исходил из того, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ не исполнила установленные законом расходные полномочия - не обеспечила субъект РФ - Амурскую область финансовыми средствами для реализации льгот, предусмотренных ФЗ "Об образовании". В иске к отделу образования администрации Магдагачинского района отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Амурской области, Министерство финансов РФ обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить как необоснованное, в иске к данному ответчику отказать.
В обоснование доводов своей жалобы Министерство финансов РФ ссылается на то, что указанные расходы не отнесены федеральным законодательством к расходным полномочиям Российской Федерации, указывает на то, что компенсация расходов организациям, предоставляющим коммунальные услуги, должна осуществляться за счет средств областного бюджета
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании не присутствовали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит основания для изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МУП "ЖКХ с.Чалганы" в 2006, 2007 годах в соответствии с федеральным законодательством и во исполнение заключенных с отделом образования Магдагачинского района договоров от 01.01.2006 и от 01.01.2007 на предоставление гражданам льготных коммунальных услуг согласно Закону Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" от 05.12.2005 N 99-ОЗ предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам школ и детских садов, в результате чего у истца образовались убытки за период с 01.04.2006 по 31.12.2006 в сумме 93 317 рублей 91 копейка и с 01.09.2007 по 31.12.2007 в сумме 45 744 рубля 44 копейки.
В связи с невозмещением в полном объеме государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот на основании статей 16, 1069 ГК РФ заявлены настоящие исковые требования.
Пункт 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" устанавливает, что пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.
Исследовав объем целевого финансирования субъекта РФ и муниципального образования из федерального бюджета в спорный период, суд апелляционной инстанции установил, что Российской Федерацией не исполнены в полном объеме установленные федеральным законодательством обязательства по финансированию бюджета субъекта Федерации средств для компенсации спорных расходов.
Наряду с этим Законами Амурской области об областном бюджете на 2006, 2007 годы в составе расходов бюджета Амурской области предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий в части оказания мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках).
Во исполнение данных Законов Амурской области средства на указанные цели доведены до муниципальных образований, в том числе до Магдагачинского района в 2006 году 5 901 000 рублей и в 2007 году 11 960 000 рублей, в полном объеме (субвенции) направлены на погашение задолженности перед предприятиями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги. Задолженность в 2006 году составила 4 458 761 рубль, в 2007 году - 5 040 927 рублей 82 копейки.
Судом правильно установлено, что предоставление данных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует статьям 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 18.02.2009 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-8603/08-10/465 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
И.В.Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8603/2008-10/465
Истец: МУП "ЖКХ с. Чалганы"
Ответчик: Отдел образования администрации Магдагачинского района Амурской области, Министерство финансов РФ (в лице УФК по Амурской области), Министерство финансов РФ
Третье лицо: Финансовое управление Администрации Магдагачинского района, УФК по Амурской области, Министерство финансов Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-972/2009