г. Хабаровск |
|
09 апреля 2009 г. |
06АП-971/2009 |
Резолютивная часть оглашена 02 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Михайловой А.И., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя не явились (уведомление от 25.03.2009 N 159166, телеграмма 01.04.2009);
от административного органа не явились (уведомление от 25.03.2009 N 159173)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АвтоМаркет"
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 19.02.2009
по делу N А37-50/2009, принятое судьей Кушниренко А.В.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автомаркет"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области
об оспаривании постановлений от 10.12.2008 N 443-08/141М, N 443-08/142М, N 443-08/143М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автомаркет" (далее - заявитель, ООО "АвтоМаркет", общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Магаданской области, административный орган) от 10.12.2008 N 443-08/141М, N 443-08/142М, N 443-08/143М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания штрафов в размере 40 000 руб. за каждое правонарушение.
В целях своевременного и правильного рассмотрения дела арбитражный суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о целесообразности выделения требований по каждому из обжалованных постановлений в отдельные производства, разъединив их между собой.
Право на обращение с соответствующим заявлением общество обосновало тем, что совершенные правонарушения являются малозначительными, никаким образом не нарушающие и не посягающие на финансовые интересы государства в области валютного регулирования и не влекущими за собой никаких последствий. Так же ООО "АвтоМаркет" указано на то, что взыскиваемые штрафы несоразмерны совершенным правонарушениям.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 19.02.2009 по делу N А37-50/2009 в удовлетворении требования ООО "АвтоМаркет" о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2008 N 443-08/142М ТУ Росфиннадзора в Магаданской области отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии законных оснований для привлечения ООО "АвтоМаркет" к административной ответственности, о соблюдении административным органом порядка привлечения заявителя к ответственности, о доказанности ТУ Росфиннадзора в Магаданской области факта нарушения правил и норм, несоблюдение которых повлекло административную ответственность, соответственно, о наличии вины общества в совершенном правонарушении. Арбитражным судом установлено, что размер штрафа назначенного административным органом для юридического лица установлен в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Не признавая совершенное правонарушение малозначительным, арбитражный суд первой инстанции исходил из обстоятельств, свидетельствующих о длительном сроке бездействия заявителя по неисполнению установленной обязанности.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 19.02.2009 по делу N А37-50/2009 отменить, заявленные требования удовлетворить ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела по причине неправильного применения судом норм материального права (статьи 2.9 КоАП РФ).
О месте и времени рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит обстоятельств, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае от 21.10.2008 N 33-р, ТУ Росфиннадзора в Магаданской области проведена проверка ООО "АвтоМаркет" по вопросу соблюдения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
По результатам проверки установлено, что между ООО "АвтоМаркет" и компанией-нерезидентом "Транс Шибирия" Ко.ЛТД 10.05.2007 заключен контракт N 3 на поставку автомобилей, общая сумма договора составила 2 000 000 руб.
Паспорт сделки N 07110005/329270029/2/0 оформлен в Магаданском филиале ЗАО "Райффазенбанк".
В соответствии с условиями контракта заявитель осуществил поставку товара по ГТД N 10706020/140508/0001192 дата ввоза товара - 15.05.2008, N 10706020/140508/001187 дата ввоза товара 15.05.2008, ГТД N 10706020/280508/0001437 дата ввоза товара 30.05.2008
Подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах в банк паспорта следки фактически представлены обществом по ГТД N 10706020/140508/0001192 26.08.2008, N 10706020/140508/001187 26.08.2008, ГТД N 10706020/280508/0001437 26.08.2008.
По факту нарушения ООО "АвтоМаркет" срока представления в уполномочены банк подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций, установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, должностным лицом административного органа 20.11.2008 составлен протокол об административных правонарушениях N 10706000-232/2008.
10.12.2008 на основании протокола об административном правонарушении от 20.11.2008 N 10706000-232/2008, материалов дела об административном правонарушении должностным лицом административного органа вынесено постановление N 443-08/142М о привлечении ООО "АвтоМаркет" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с постановлениями административного органа, ООО "АвтоМаркет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого арбитражным судом первой инстанции отказано.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, составляют несоблюдение резидентами установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ) устанавливаются правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ порядок представления уполномоченным банкам резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение данных положений Центральный банк Российской Федерации утвердил Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 01.06.2004 N 258-П (далее - Положение ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П (в редакции от 18.06.2004) установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк, в котором им оформлен или переоформлен паспорт сделки по контракту, документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.
На основании пункта 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П (в редакции от 18.06.2004) резидент представляет в уполномоченный банк паспорта сделки подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленных в порядке, изложенном в приложении N 1 к Положению ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П, в течение 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
К документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции, которая абзацем 2 пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченного банками валютных операций и оформления паспортов сделок", отнесена к документу, подтверждающему совершение валютной операции.
Так же к документам и информации указанного вида относятся и справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом, справка о поступлении валюты Российской Федерации.
Указание об отнесении справки о валютных операциях, справки о поступлении валюты Российской Федерации, справки о подтверждающих документах к формам учета по валютным операциям принято Центральным банком Российской Федерации 10.12.2007 (N 1950-У) и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России", то есть 27.01.2008.
Таким образом, документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товара, и справки о подтверждающих документах в совокупности необходимы для осуществления валютного контроля.
Как следует из материалов дела обществом товар:
- по ГТД N 10706020/140508/0001192 ввезен 15.05.2008, подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах представлены обществом 26.08.2008 при сроке представления не позднее 15.07.2008;
- по ГТД N 10706020/140508/001187 ввезен 15.05.2008, подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах представлена обществом 26.08.2008 при сроке представления не позднее 15.07.2008;
- по ГТД N 10706020/280508/0001437 ввезен 30.05.2008, подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах представлена обществом 26.08.2008 при сроке представления не позднее 15.07.2008
Подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах в банк паспорта следки фактически представлены обществом по ГТД N 10706020/140508/0001192 26.08.2008, N 10706020/140508/001187 26.08.2008, ГТД N 10706020/280508/0001437 26.08.2008.
Поскольку справка о подтверждающих документах и сами документы в период ввоза (май) заявителем товара нормами действующего законодательства отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение заявителем порядка и срока их представления в уполномоченный банк образуют объективную строну вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Соответственно, у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным и отмене постановления от 10.12.2008 N 443-08/142М.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается копией контракта от 10.05.2007 N 3, копиями ГТД N 10706020/140508/0001192, N 10706020/140508/001187, ГТД N 10706020/280508/0001437, справкой о подтверждающих документах от 26.08.2008, протоколом об административном правонарушении от 20.11.2008 N 10706000-232/2008.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ вина ООО "АвтоМаркет" заключается в непринятии им всех зависящих от него мер по исполнению предписаний, установленных нормами права, регулирующих спорные правоотношения.
Не может согласиться арбитражный суд апелляционной инстанции с малозначительностью совершенного обществом правонарушения, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", апелляционная инстанции приходит к выводу, что в данном случае при совершении названного правонарушения существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены арбитражного суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями к отмене судебного акта, арбитражным апелляционным судом так же не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 19 февраля 2009 года по делу N А37-50/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АвтоМаркет" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Магаданской области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-50/2009
Истец: ООО "АвтоМаркет"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-971/2009