г. Хабаровск |
|
30 апреля 2009 г. |
N 06АП-1422/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Малышевой Л.Г.
Судей Головниной Е.Н., Ротаря С.Б.
При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ракиновой Е.Н.
при участии в судебном заседании:
от истца: Асанов Н.В., представитель по доверенности от 12.01.2008 N 6;
от ответчика: не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
на определение от 11 марта 2009 года
по делу N А16-98/2009
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятому судьей Кривощековым А.В.
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области
к Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан"
о принуждении выполнения природоохранного законодательства
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Еврейской автономной области (далее - Управление Росприроднадзора по ЕАО, истец) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением об обязании Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан" (далее - МУП "Водоканал", ответчик) получить разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами в р. Бира и представить в территориальную комиссию по запасам отчеты по утверждению запасов подземных вод на водозаборах Сопка и 10 км. Биршоссе.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Управлением Росприроднадзора по ЕАО в период с 15.01.2009 по 27.01.2009 проведена внеплановая камеральная целевая проверка МУП "Водоканал" по вопросам выполнения предписаний от 11.07.2007 N 38 и от 15.08.2008 N 32. В ходе проверки установлено, что ответчиком указанные предписания в установленные сроки не выполнены. Истцом установлены новые сроки в течение которых необходимо устранить нарушения. Ссылаясь на пункт 4 статьи 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") и статью 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец обратился в суд с настоящим иском.
Определением от 11 марта 2009 года Арбитражный суд Еврейской автономной области производство по настоящему делу прекратил, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Управление Росприроднадзора по ЕАО, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционный суд, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просил судебный акт первой инстанции отменить. Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Согласно статье 3 Положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Федеральная служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль).
В силу статей 5, 5.1.3, 5.1.5 Положения Федеральная служба осуществляет, в том числе, контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
В соответствии со статьей 6 Положения Федеральная служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.
Согласно Положению об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 801, государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор).
Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
При реализации перечисленных функций Федеральная служба наделена рядом полномочий, в том числе по составлению акта проверки, а при установлении нарушения - вынесению предписания.
Согласно материалам дела истцом на основании акта проверки от 27.01.2009 N 3 вынесены следующие предписания:
-N 2 о необходимости получения ответчиком в срок до 30.06.2009 разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов со сточными водами в р. Бира;
-N 9 о предоставлении ответчиком в срок до 30.03.2010 в территориальную комиссию по запасам отчеты по утверждению запасов подземных вод на водозаборах Сопка и 10 км. Биршоссе.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции Федеральным законам "Об охране окружающей среды" и Законом о недрах не предусмотрено право истца на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Так, согласно статьям 56, 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды" судом или арбитражным судом рассматриваются такие меры воздействия за нарушение природоохранных требований как требование об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 50 Закона о недрах рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат: финансовые, имущественные или иные споры, связанные с пользованием недрами; обжалование решений органов государственной власти, противоречащих настоящему Закону; обжалование действий и решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону и обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей среды.
Поскольку вышеназванными нормами права не предусмотрено право истца на обращение в арбитражный суд с настоящим иском, следовательно, основание обращения с иском в арбитражный суд предусмотренное частью 1 статьи 53 АПК РФ отсутствует.
Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса юридического лица.
В соответствии со статьей 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно статье 29 АПК РФ к подведомственности арбитражного суда относятся споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
В настоящем случае спор не носит экономического характера, как того требуют вышеназванные статьи АПК РФ.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о неподведомственности данного спора арбитражному суду и прекратил производство по делу руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на статью 174 АПК РФ не состоятельна, поскольку указанная норма права не регулирует вопросы подведомственности дел арбитражному суду.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11 марта 2009 года по делу N А16-98/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.Г. Малышева |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-98/2009
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЕАО
Ответчик: МУП "Водоканал" муниципального образования "Город Биробиджан"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1422/2009