г. Хабаровск |
|
13 мая 2009 г. |
N 06АП-1521/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей: Карасева В.Ф., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от истца: представители не явились
от ответчика: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации п.г.т.Февральск, Администрации Селемджинского района
на решение от 25.02.2009
по делу N А04-8425/2008-22/392
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Китаев В.В.
по иску Администрации п.г.т.Февральск
к Администрации Селемджинского района, Шеворыкину Андрею Николаевичу, Селемджинскому районному Совету народных депутатов
об обязании передать имущество и признании недействительным протокола заседания согласительной комиссии
Администрация п.г.т. Февральск обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации Селемджинского района, Шеворыкину Андрею Николаевичу об обязании передать в собственность п.г.т. Февральск имущество, указанное в Приложении к решению Февральского поселкового Совета народных депутатов от 21.02.2008 N 44/12 (Перечень объектов, предлагаемых к передаче) в количестве 119 объектов и о признании недействительным протокола заседания Согласительной комиссии по подготовке к передаче муниципального имущества района в собственность Февральского муниципального образования от 14.10.2008 N 1.
В обоснование заявленных требований указала, что Администрацией Селемджинского района в нарушение действующего законодательства о местном самоуправлении до настоящего времени не передано в муниципальную собственность п.г.т. Февральск муниципальное имущество Селемджинского района, необходимое для обеспечения осуществления органами местного самоуправления п.г.т. Февральск полномочий по решению вопросов местного значения.
Определением суда от 20.01.2009 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Селемджинский районный Совет народных депутатов Амурской области.
В суде первой инстанции истцом уточнена формулировка искового требования, истец просил обязать ответчиков в соответствии с их полномочиями принять необходимые меры к безвозмездной передаче муниципальной собственности Селемджинского района в муниципальную собственность п.г.т. Февральск согласно представленному перечню имущества.
Кроме того, заявлен отказ от требования о признании недействительным протокола заседания Согласительной комиссии по подготовке к передаче муниципального имущества района в собственность Февральского муниципального образования от 14.10.2008 N 1.
Судом отказ истца от иска в части указанного требования принят в соответствии со статьей 49 АПК РФ, производство по делу в данной части прекращено в силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Решением от 25.02.2009 заявленные требования удовлетворены частично, суд обязал Администрацию Селемджинского района в двухмесячный срок передать в собственность Администрации п.г.т. Февральск объекты муниципальной собственности Селемджинского района, согласно перечню, утвержденному постановлением Совета народных депутатов Селемджинского района от 25.12.2008 N 8/129 (приложение N 1), с учетом того, что частично указанное имущество уже передано истцу (факт установлен при рассмотрении спора). В иске к Селемджинскому районному Совету народных отказано, в отношении ответчика Шеворыкина Андрея Николаевича производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Отказывая в иске о передаче остального имущества, указанного истцом в уточненных исковых требованиях, суд первой инстанции указал, что истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены в материалы дела доказательства того, что остальное имущество, на которое претендует поселение, но которое не вошло в перечень, утвержденный районным Советом народных депутатов (в том числе, имущественный комплекс нефтебазы, водозаборная скважина п.Февральск и др.) в силу своего назначения должно находиться в муниципальной собственности п.г.т. Февральск.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Амурской области, истец и ответчик - Администрация Селемджинского района обратились с апелляционными жалобами в Шестой арбитражный апелляционный суд.
В своей жалобе Администрация п.г.т.Февральск выразила несогласие с состоявшимся судебным актом в части отказа в иске. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что в силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" спорное имущество необходимо для реализации сельским поселением, возложенных на него полномочий, поэтому подлежит передаче в собственность сельского поселения.
Администрация Селемджинского района в своей жалобе просит решение отменить в части обязания передать складские помещения, указанные в пункте 59 приложения к постановлению Селемджинского районного Совета народных депутатов, отказав в удовлетворении данных исковых требований. Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Указывает, что названное имущество не было включено в перечень муниципального имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность п.г.т.Февральск, утвержденный постановлением главы администрации Селемджинского района, в связи с чем данное требование не подлежит удовлетворению. Полагает, что указанные помещения являются объектами собственности Селемджинского района.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела установлено, что Законом Амурской области от 28.06.2005 N 25-03 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Селемджинского района и муниципальных образований в его составе" муниципальное образование Селемджинский район наделено статусом муниципальный район, а муниципальное образование рабочий поселок (поселок городского типа) Февральск в составе рабочего поселка (поселка городского типа) Февральск и села Февральское с административным центром в рабочем поселке (поселке городского типа) Февральск наделено статусом городского поселения.
Решением от 10.06.2005 N 9/75 Селемджинский районный Совет народных депутатов в целях безвозмездной передачи имущества в процессе его разграничения между муниципальным районом и поселениями утвердил Положение Селемджинского района "О порядке безвозмездной передачи объектов муниципальной собственности Селемджинского района в муниципальную собственность поселений Селемджинского района и приема объектов собственности поселений Селемджинского района в муниципальную собственность Селемджинского района".
Согласно статье 6 названного Положения, отчуждение имущества, находящегося в муниципальной собственности района, осуществляется по решению районного Совета народных депутатов. Принятию решения о безвозмездной передаче имущества должны предшествовать анализ, проверка и согласование документов, предусмотренных статьей 5 Положения, администрацией района с последующим их внесением главой района на рассмотрение районного Совета.
Как следует из материалов дела, органы местного самоуправления п.г.т.Февральск в течение 2006-2008 годов неоднократно обращались в органы местного самоуправления Селемджинского района с целью получения в собственность объектов муниципальной собственности района, необходимых поселению для осуществления своих функций и решения задач, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ (решения Февральского поселкового Совета народных депутатов от 14.04.2006 N 25/18, от 21.02.2008 N 44/12, от 27.11.2008 N 16/77, переписка администрации п.г.т.Февральск с администрацией Селемджинского района, письмо прокуратуры Амурской области от 11.11.2008 N 7-565-05/08 о принятых мерах прокурорского реагирования в отношении администрации Селемджинского района). При этом органами местного самоуправления п.г.т.Февральск составлялись перечни объектов имущества, необходимого поселению для осуществления функций, отнесенных к его компетенции.
В связи с возникшими у Селемджинского района и п.г.т.Февральск разногласиями при определении перечня подлежащего передаче имущества создана Согласительная комиссия, в состав которой вошли представители Селемджинского районного Совета народных депутатов, администрации Селемджинского района, Февральского поселкового Совета народных депутатов и администрации п.г.т.Февральск.
По итогам совещания комиссия решила, во-первых, рекомендовать главам Селемджинского района и п.г.т.Февральск согласовать перечень муниципального имущества района, передаваемого в собственность п.г.т.Февральск, составленный комиссией и являющийся приложением к протоколу от 14.10.2008, во-вторых, решить вопрос о передаче в долгосрочную аренду п.г.т.Февральск имущественного комплекса нефтебазы.
25.12.2008 Селемджинский районный Совет народных депутатов постановлением N 8/129 дал согласие на передачу имущества, находящегося в муниципальной собственности Селемджинского района, в собственность п.г.т.Февральск. Перечень передаваемого имущества закреплен в приложении N 1 к указанному постановлению.
29.12.2008 главой администрации Селемджинского района издано постановление N 737 о передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности Селемджинского района, в собственность п.г.т.Февральск. Список имущества указан в приложении к постановлению, данный перечень имущества не идентичен перечню, утвержденному Селемджинским районным Советом народных депутатов. Из перечня были исключены объекты, указанные в пунктах 59, 60 постановления N 8/129 (складские помещения и здание пожарного депо).
Не согласившись с утвержденным перечнем подлежащего передаче имущества администрация п.г.т.Февральск обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что перечень имущества, утвержденный Селемджинским районным Советом народных депутатов постановлением N 8/129 судом исследован, проверен и признан обоснованным. Апелляционный суд поддерживает данный вывод, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 22 Устава муниципального образования Селемджинского района управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, относится к предметам исключительного ведения районного Совета народных депутатов.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации Селемджинского района подлежит отклонению.
Рассматривая данный спор, арбитражный суд установил срок исполнения, вступившего в законную силу решения.
Применяемое судом к рассматриваемым правоотношения законодательство не содержит ограничений для суда в реализации полномочий по определению порядка и сроков исполнения судебных актов.
Функции судов как защитников прав заявителей и взыскателей в соответствии с требованиями о разумности сроков исполнения судебных актов установлены положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 6 ФЗ РФ "О судебной системе Российской Федерации", статьей 16 АПК РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ N 13-П, в связи с чем не принимается довод администрации Селемджинского района о том, что судом в нарушение федерального законодательства установлен срок передачи спорного имущества.
В отношении апелляционной жалобы истца суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В силу статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В данном случае спорные объекты включены в реестр имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному району, что подтверждаются представленными в материалы дела выписками из реестров муниципальной собственности объектов недвижимости и движимого имущества Селемджинского района по состоянию на 01.01.2009. Реестр муниципальной собственности является документом, подтверждающим право муниципальной собственности на отдельные объекты. Соответствующее разъяснение содержится в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 N 8.
Включение спорных объектов в реестр муниципальной собственности района не противоречит приложениям N N 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N3020-1, а потому правомерно.
В обоснование своих требований администрация п.г.т.Февральск указала, что имущество, в передаче которого отказано судом первой инстанции, необходимо поселению для управление жилищно-коммунальным хозяйством и является имуществом, необходимым для содержания жилищного фонда, что соответствует пунктам 1-3 части 2 статьи 50 Закона N 131-ФЗ.
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и государственные гарантии его осуществления. Экономическую основу местного самоуправления, согласно статье 49 названного Закона составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Статьей 50 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены перечни муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципального района и городского поселения.
Согласно пункту 11.1 статьи 154 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Названное требование законодательства реализовано путем принятия Закона Законом Амурской области от 12.09.2008 N 104-ОЗ "О разграничении муниципального имущества" в котором указано на механизм согласования интересов муниципальных образований при разграничении муниципального имущества.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что ни Конституцией РФ, ни Федеральными законами N 131-ФЗ, N 122-ФЗ, ни Законом Амурской области от 12.09.2008 N 104-ОЗ не определен конкретный перечень имущества, подлежащего в обязательном порядке передаче от муниципальных районов в собственность иных муниципальных образований.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания передать имущество, не включенное в перечень, утвержденный Селемджинским районным Советом народных депутатов, поскольку истцом не доказано, что данное имущество необходимо для реализации поселением своих полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы администрации п.г.т.Февральск не подтверждены соответствующими доказательствами.
Положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, в связи с чем жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение от 25.02.2009 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-8425/2008-22/392 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
В.Ф.Карасев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8425/2008
Истец: Администрация пгт. Февральск
Ответчик: Шеворыкин А.Н., Селемджинский районный Совет народных депутатов, Администрация Селемджинского района
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1521/2009