г. Хабаровск |
|
14 мая 2009 г. |
N 06АП-1541/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Карасева В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной А.А.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представители не явились
от государственного органа: Осиповича В.Г. по доверенности от 23.04.2009
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Богатый мир"
на решение от 13.03.2009
по делу N А 16-122/09-6
Арбитражного суда Еврейской автономной области
дело рассматривала судья Балова Е.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Богатый мир"
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области от 10.12.2008 N 03/117 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Общество с ограниченной ответственностью "Богатый мир" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованиями признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области от 10.12.2008 N 03/117 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением от 22.01.2009 в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело передано по подсудности в Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Заявление мотивировано тем, что налоговым органом при привлечении общества к административной ответственности нарушен порядок производства по делу об административном правонарушении. В нарушение статей 25.1, 25.4 и 28.2 КоАП РФ акт проверки и протокол об административном правонарушении составлены без участия законного представителя общества с превышением полномочий. Факт неприменения контрольно-кассовой машины не доказан, излишки денежных средств в кассе указаны ошибочно. Полагает, что выявленные нарушения не образуют состав административного правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ. По мнению заявителя, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленных сроков.
Возражая против доводов заявителя, представитель налогового органа считает, что заявитель обоснованно привлечён к административной ответственности, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку факт административного правонарушения и вина общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Проверка наличия сопроводительных документов к алкогольной продукции проводилась в рамках Федеральных законов N N 54-ФЗ, 171-ФЗ, в ходе которой нарушений установлено не было. Между тем, при приобретении должностным лицом для собственных нужд алкогольной продукции, продавец-бармен не пробила кассовый чек, в связи с чем, был составлен акт. О дате и месте составления протокола об административном правонарушении общество уведомлялось по юридическому адресу, уведомление возвращено с отметкой "выбытие адресата". О дате и месте вынесения постановления о привлечении к административной ответственности общество извещалось по юридическому адресу и адресу обособленного подразделения в селе Камышовка. По юридическому адресу вся корреспонденция возвращалась, по адресу обособленного подразделения корреспонденцию получала продавец-бармен Чернова Е.Е.
Решением от 13.03.2009 заявление ООО "Богатый мир" оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением, ООО "Богатый мир" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, признать постановление о привлечении к административной ответственности недействительным.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на доводы, заявленные в суде первой инстанции. Кроме того, считает, что налоговый орган привлек общество к административной ответственности за рамками своих полномочий, фактически произвел контрольную закупку алкогольной продукции в нарушение действующего законодательства.
Налоговый орган в отзыве на апелляционную жалобу доводы общества отклоняет и просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании апелляционной инстанции заявитель участия не принимал, извещен о дате и времени судебного разбирательства надлежаще.
Представитель налогового органа возразил против доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, объяснения стороны по делу, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.
Объектом административных правонарушений в сфере торговли являются установленные действующим законодательством с целью защиты прав и интересов потребителей, а также интересов государства правила и требования к продаже товаров.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, выступают права потребителей на установленный порядок осуществления наличных денежных расчетов, определенный Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Продажа товаров без применения контрольно-кассовых машин образует самостоятельный состав административного правонарушения и выражается в несоблюдении обязанности при осуществлении торговых операций обязательной выдачи покупателю вместе с покупкой отпечатанного контрольно-кассовой машиной чека за покупку, подтверждающего исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и предприятием.
За данное нарушение статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что налоговым органом 29.10.2008 проведена проверка кафе "Сунгари", принадлежащего ООО "Богатый мир", расположенного по адресу: Еврейская область, Смидовичский район, село Камышовка, пер. Советский, д. 6 по исполнению Федеральных законов от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". В ходе проверки установлено, что при продаже должностному лицу инспекции по налогам и сборам алкогольной продукции, стоимостью 250 рублей продавцом не применена контрольно-кассовая машина. Данные обстоятельства послужили основанием для составления акта проверки от 29.10.2008 N 03/117, акта снятия денежной наличности от 29.10.2008, составления протокола об административном правонарушении от 28.11.2008 N 03/117 и вынесения постановления от 10.12.2008 N 03/117, которым на общество по статье 14.5 КоАП РФ наложено административное взыскание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением налогового органа, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции счел, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах своей компетенции с соблюдением сроков, установленных статьей 4.5 КоАП РФ. Составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела произведено в соответствии с требованиями административного законодательства с уведомлением заявителя о времени и месте процессуальных действий по делу об административном правонарушении.
Арбитражным судом установлено, что в ходе осуществления проверки в торговой точке предприятия товар приобретен работником налоговой инспекции для собственных нужд, который был реализован продавцом предприятия без применения контрольно-кассовой машины, что явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола.
Между тем, в силу положений статьи 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контроль за применением контрольно-кассовой техники осуществляют налоговые органы во взаимодействии с органами внутренних дел.
При этом правом самостоятельного проведения закупочных мероприятий при осуществлении контроля за использованием контрольно-кассовой техники в силу требований Закона налоговые органы не наделены.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах, апелляционный арбитражный суд приходит к выводу о том, что должностные лица налогового органа, находясь при исполнении служебных обязанностей, неправомерно фактически провели контрольный закуп товаров.
Учитывая, что оспариваемое постановление принято налоговым органом с превышением полномочий, оспариваемое постановление незаконно и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 13.03.2009
по делу N А 16-122/09-6 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Еврейской автономной области от 10.12.2008 N 03/117 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Богатый мир" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-122/2009
Истец: ООО "Богатый мир"
Ответчик: МИФНС N 1 по ЕАО
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1541/2009