г. Хабаровск |
|
28 мая 2009 г. |
N 06АП-1888/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Михайловой А.И., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лапицкого Д.А., представителя по доверенности от 29.12.2008 б/н
от государственного органа: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы "Вуд экспорт"
на решение от 13.04.2009
по делу N А73-2986/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Калашников А.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмы "Вуд экспорт"
о признании незаконными и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае по делу об административном правонарушении от 26.02.2009 N 08-09/2
Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Вуд экспорт" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (далее - административный орган, ТУ Росфиннадзора) по делу об административном правонарушении от 26.02.2009 N 08-09/2, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности ТУ Росфиннадзора факта нарушения правил и норм, несоблюдение которых повлекло административную ответственность, соответственно, о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО ПКФ "Вуд экспорт" обратилось с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает ошибочными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и просит отменить решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителями в судебном заседании апелляционной инстанции, событие административного правонарушения отсутствует, поскольку документы, подтверждающие фактический вывоз товаров, представлены в уполномоченный банк своевременно. Считает, что административным органом не была доказана вина общества в совершении вменяемого правонарушения, поскольку, согласно разъяснениям уполномоченного банка, паспорта сделки временные таможенные декларации не принимались банком в качестве документов, подтверждающих вывоз товара в период совершения вменяемых обществу правонарушений.
Кроме того, общество указывает на отсутствие в своих действиях существенной угрозы охраняемым общественным интересам и необходимости применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Представитель ТУ Росфиннадзора в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонил, считая их несостоятельными, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения должностными лицами управления Росфиннадзора в Хабаровском крае проверки соблюдения ООО ПКФ "Вуд экспорт" валютного законодательства Российской Федерации установлено, что 15.05.2008 между ООО ПКФ "Вуд экспорт" (продавец) и компанией-нерезидентом ООО "Амур-Сэньюн" (КНР) заключен контракт N HLJDXAL 2007-А-1 на экспорт лесоматериалов, общая сумма контракта составила 1 000 000 долларов США. Срок контракта установлен сторонами до 10.11.2009.
По названному выше договору 21.05.2008 ООО ПКФ "Вуд экспорт" открыт паспорт сделки N 08050006/1000/0002/1/0 в уполномоченном банке - филиале ОАО Внешторгбанк в г. Хабаровске.
В рамках договора, в счет исполнения его условий, общество вывезло лесопродукцию с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10703050/290908/0009397 (ВРД N 10703050/270608/0006440) на сумму 12 917 долларов США (дата фактического вывоза товара - 05.07.2008).
01.10.2008 общество представило в филиал ОАО Внешторгбанк в г.Хабаровске паспорта сделки и справки о подтверждающих документах и документы к ним.
Управление Росфиннадзора в Хабаровском крае, посчитав, что справки представлены обществом в уполномоченный банк с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П срока, 19.01.2009 составило в отношении ООО ПКФ "Вуд экспорт" протокол об административном правонарушении по признакам части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, рассмотрев который, а также другие материалы дела об административном правонарушении, исполняющий обязанности руководителя административного органа 26.02.2009 вынес постановление N 08-09/2 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной указанной выше нормой права, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 45 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и вины.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Федерального закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Пунктом 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).
Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка России N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 (далее - Положение), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения предельный срок представления документов не превышает 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Исходя из части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления определяются Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению, является формой учета по валютным операциям для резидентов и представляется в уполномоченный банк в порядке и сроки, установленные Положением.
Указанием от 26.09.2008 N 2080-У Центральный банк РФ внес изменения в Положение N 258, установив перечень подтверждающих документов, подлежащих представлению в уполномоченный банк. В частности, пунктом 2.1 Положения N 258-П определено, что в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).
Согласно пункту 2.4 Положения (в новой редакции) в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров указанные в пункте 2.2 Положения справки и подтверждающие документы представляются в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Между тем, действующим на момент совершения правонарушения, рассматриваемого в рамках данного дела, законодательством установлен единый срок представления документов, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, который исчисляется с даты фактического вывоза товаров. Каких-либо исключений из данного правила законодателем не установлено. Кроме того, поскольку Положение не содержит определенных требований к подтверждающим документам, представляемым резидентом, то таким документом может являться временная периодическая декларация. Согласно пункту 2.16 Положения (в редакции действовавшей на момент спорных правоотношений), в случае изменения в течение отчетного месяца данных о фактурной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по таможенной декларации, включенной резидентом в ранее представленную банку ПС справку о подтверждающих документах, резидент повторно вносит в представляемую за текущий отчетный период справку о подтверждающих документах сведения о такой таможенной декларации и указывает новые данные в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).
Судом первой инстанции установлено, что паспорт сделки, справка о подтверждающих документах и документы представлены заявителем в уполномоченный банк 01.10.2008, то есть с нарушением установленного срока, поскольку фактически товар вывезен 05.07.2008.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В заявлении, поданном в Арбитражный суд Хабаровского края об оспаривании указанного выше постановления административного органа общество указывало на отсутствие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, в связи с тем, в том числе, что оно пыталось представить в уполномоченный банк временные периодические декларации, которые банком не были приняты.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из письма ОАО Банк ВТБ от 04.02.2009 N 877-702116-49 следует, что банком ПС в качестве документов, подтверждающих факт убытия товаров с таможенной территории РФ, принимались лишь полные таможенные декларации.
Таким образом, у общества отсутствовала реальная возможность для соблюдения сроков представления подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах в банк ПС.
В силу пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат обязательному доказыванию и выяснению обстоятельства, связанные с виновностью лица в совершении административного правонарушения. При этом в нарушение требований части 4 статьи 210 АПК РФ административным органом не представлено доказательств, какие конкретно меры не были предприняты обществом для соблюдения действующего законодательства.
С учетом изложенного, поскольку наличие вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, основания для привлечения его к ответственности у ТУ Росфиннадзора отсутствовали (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 N 6674/08).
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.04.2009 по делу N А73-2986/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае по делу об административном правонарушении от 26.02.2009 N 08-09/2.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
А.И.Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2986/2009
Истец: ООО "ПКФ "Вуд Экспорт"
Ответчик: Теруправление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1888/2009