г. Хабаровск
28 мая 2009 г. |
N 06АП-1889/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2009 года
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Михайловой А.И.,
Судей: Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сазонкиной Е.А.
при участии в судебном заседании:
от Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования: Потарева С.В., представитель по дов. от 30.12.2008 N 91-08; Гимадеева О.В., представитель по дов. от 23.03.2009 N 99-08;
от администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
от Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 30 марта 2009 года
по делу N А73-537/2009
арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривала судья Савочкина В.С.
по заявлению Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
о взыскании с администрации Амурского муниципального района Хабаровского края 4 652 491 руб.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - Хабаровский краевой ФОМС) обратился в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с администрации Амурского муниципального района Хабаровского края пени в сумме 4 652 491 руб.
Решением суда от 30.03.2009 заявленные требования удовлетворены. С казны Амурского муниципального района Хабаровского края в лице его Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края взысканы пени в указанной выше сумме.
Не согласившись с решением суда, Финансовое управление администрации Амурского муниципального района Хабаровского края подало апелляционную жалобу на предмет его отмены, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представители Хабаровского краевого ФОМС поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, просили решение суда первой инстанции изменить, снизить размер суммы пени до 1 000 руб.
Представители администрации Амурского муниципального района Хабаровского края и Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в заседании апелляционного суда не принимали.
Заслушав представителей Хабаровского краевого ФОМС, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местная администрация.
Согласно статье 17 Закона N 1499-1 администрация осуществляет платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет средств, предусматриваемых в бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение N 4543-1).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 4543-1 платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Пунктом 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 так же установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных и других категорий) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Как следует из материалов дела, в 2004 году между Хабаровским краевым ФОМС и администрацией Амурского муниципального района был заключен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 30.01.2004 N 2 со сроком действия на 1 год. Согласно пункту 15 договора, срок его действия продлевается каждый раз на этот же срок, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не менее, чем за 30 дней до окончания срока.
Хабаровским краевым ФОМС проведена проверка администрации Амурского муниципального района по вопросу своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неработающего населения в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.07.2008 по 31.12.2008.
По результатам проверки выявлена задолженность по уплате страховых взносов на начало проверяемого периода в сумме 66 482 073 руб. 04 коп., на конец проверяемого периода в сумме 66 145 073 руб. 04 коп.
За несвоевременную уплату взносов начислена пеня в сумме 4 652 491 руб. за период с 13.07.2008 по 31.12.2008.
В связи с неисполнением требования о добровольной уплате пени, Хабаровский краевой ФОМС обратился в суд с требованием о ее взыскании.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
В апелляционной жалобе администрация Амурского муниципального района просит решение суда отменить по тем основаниям, что суд при рассмотрении дела неправомерно, по ее мнению, не применил нормы статей 333 и 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), регулирующие вопросы уменьшения неустойки и освобождения от ответственности за нарушение обязательства.
Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Между тем, администрацией Амурского муниципального района не учтено, что отношения между ним и Хабаровским краевым ФОМС по вопросам обязательного медицинского страхования неработающих граждан не являются гражданско-правовыми.
В силу статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Администрация Амурского муниципального района, будучи страхователем, согласно пункту 1 статьи 9 НК РФ, является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Статьей 2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а так же мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможность уменьшения размера пени.
Пеня так же не является мерой ответственности, а, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П, представляет собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Материалами дела наличие задолженности подтверждается, расчет пени произведен правильно, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Хабаровского краевого ФОМС и взыскал с казны муниципального образования - Амурский муниципальный район Хабаровского края в лице Финансового управления администрации Амурского муниципального района Хабаровского края пеню в сумме 4 652 491 руб.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции основания для отмены решения суд первой инстанции отсутствуют.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Ошибочно уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение арбитражного суда Хабаровского края от 30 марта 2009 года по делу N А73-537/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Финансовому управлению администрации Амурского муниципального района Хабаровского края из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб., перечисленную платежным поручением от 14.04.2009 N 482.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И.Михайлова |
Судьи |
Е.В.Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-393/2009
Истец: МУП ЖКХ N3 Хабаровского муниципального р-на
Ответчик: Межрайонная ФНС N 3 по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1901/2009