г. Хабаровск |
|
01 июня 2009 г. |
N 06АП-1918/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.,
судей Иноземцева И.В., Малышевой Л.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании: без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 26 марта 2009 года
по делу N А04-22/2009
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Голубева С.В.
по иску Государственного унитарного предприятия Амурской области "Коммунальные системы БАМа"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству финансов Амурской области
третье лицо: Управление финансов администрации Тындинского района
о взыскании 231 475 руб.
Государственное унитарное предприятие "Коммунальные системы БАМа" (далее - ГУП "Коммунальные системы БАМа") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу культуры Администрации Тындинского района Амурской области (далее - Отдел культуры Администрации Тындинского района) о взыскании задолженности за предоставленные льготы в сумме 231 475 руб.
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил взыскать: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации - убытки в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам в сумме 140 284 руб. 24 коп., с Министерства финансов Амурской области - убытки в связи с предоставлением льгот работникам культуры в сумме 91 847 руб. 45 коп.
Иск мотивирован тем, что на основании заключенного с Отделом культуры Администрации Тындинского района договора от 01.01.2006 истец предоставлял льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. По условиям договоров ответчик обязался возмещать истцу (исполнителю) доходы, недополученные в связи с предоставлением указанных льгот, однако свою обязанность не выполнил, задолженность составила 232 131 руб. 69 коп. Заявлен иск на основании статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 25.12.2008) "Об образовании", Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" от 30.11.2005 N 99-03 (в ред. Законов Амурской области от 03.04.2006 N 168-03, от 03.10.2006 N 228-03, от 15.06.2007 N 348-03, от 12.10.2007 N 394-03, N 409-03, от 10.12.2007 N 432-03), пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление финансов администрации Тындинского района.
Определением от 26.02.2009 в порядке статьи 46 АПК РФ к участию в деле ответчиками привлечены Амурская область в лице Министерства финансов Амурской области и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением от 26.03.2009 исковые требования о взыскании расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот работникам образования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (140 284 руб. 24 коп.) Расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот работникам учреждений культуры, взысканы с казны Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (91 847 руб. 45 коп.). В иске к Отделу культуры Администрации Тындинского района Амурской области отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части удовлетворения требований о взыскании расходов, образовавшихся в связи с предоставлением льгот работникам образования, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области (далее - УФК по Амурской области) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение в обжалуемой части отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Министерству финансов Российской Федерации.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, должна осуществляться за счет средств областного бюджета, в связи с чем у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Представители истца, ответчиков и третьих лиц участия в судебном заседании не принимали. О времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
ГУП "Коммунальные системы БАМа", Отдел культуры Администрации Тындинского района представленными отзывами возразили против доводов апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ГУП Амурской области "Коммунальные системы БАМа" (поставщик) и Отделом культуры администрации Тындинского района (потребитель) был заключен договор от 01.01.2006 на возмещение затрат по предоставлению льгот, в соответствии с условиями которого поставщик обязался оказать коммунальные услуги (отопление, наем жилья, содержание и ремонт) работникам культуры и пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет в учреждении культуры, проживающим в сельской местности, в поселках Тындинского района в жилом фонде, находящимся на обслуживании Поставщика.
В связи с невозмещением истцу в полном объеме государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов расходов по предоставлению льгот педагогическим работникам в сумме 140 284 руб. 24 коп. и работникам учреждений культуры в сумме 91 847 руб. 45 коп. на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ГУП "Коммунальные системы БАМа" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Статьями 8, 9 АПК РФ закреплены принципы состязательности и равноправия сторон. При этом, на основании части 1 статьи 65, части 1 статьи 66 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений и представить соответствующие доказательства.
Частями 2, 4 статьи 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Наличие и размер задолженности подтверждены счетами-фактурами за спорный период с приложенными к ним ведомостями начислений по льготникам, списками льготников, актами сверки взаимных расчетов.
Указанные документы, а также сам факт наличия задолженности и ее размер ответчиками не оспорены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ "Об образовании") педагогические работники образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
При этом в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании", устанавливается законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно Закону РФ "Об образовании".
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности" субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Исследовав объем целевого финансирования субъекта Российской Федерации и муниципального образования из федерального бюджета в спорный период, суд установил, что Российской Федерацией не исполнены установленные федеральным законодательством обязательства по финансированию бюджета субъекта Российской Федерации средствами для компенсации спорных расходов.
Законами Амурской области от 31.01.2005 N 427-ОЗ "О порядке и размерах оказания отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" и от 05.12.2005 N 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" предусмотрено право на получение социальной поддержки педагогическим и руководящим работникам (специалистам) государственных и муниципальных образовательных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем 100-процентного снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения.
Из представленного в материалы дела отчета об использовании субвенций, выделенных из областного бюджета на оказание мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг по Тындинскому району на 01.01.2008 (т.1, л.д. 99) усматривается, что на социальную поддержку отдельных категорий граждан по Тындинскому району выделено 14 200,0 тыс. руб., в том числе по педагогическим работникам - 11 249,4 тыс. руб., руководителям, специалистам учреждений культуры - 342,0 тыс. руб., при этом сумма фактических затрат предприятий в 2006 году составила - 21 214 тыс. руб., из них по педагогическим работникам - 16 314,2 тыс. руб., по работникам культуры - 1 151,3 тыс. руб. Задолженность на конец отчетного периода составила - 11 053,7 тыс. руб. (по педагогическим работникам - 7 721,3 тыс., по работникам культуры - 1 057,9 тыс. руб.).
Судом правильно установлено, что предоставление данных льгот относится к полномочиям Российской Федерации, передача которых на другой уровень власти в соответствии с нормативно-правовыми актами, разграничивающими расходные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законом педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, понесенные истцом расходы арбитражный суд правомерно взыскал расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, в размере 140 284 руб. 24 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, что соответствует статьям 16, 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Доводы жалобы УФК по Амурской области несостоятельны, поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона РФ "Об образовании".
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 26.03.2009, соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, применяемым к спорным правоотношениям, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом как необоснованные.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 26.03.2009 по делу N А04-22/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А.Тихоненко |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-22/2009
Истец: ГУП "Коммунальные системы БАМа"
Ответчик: Отдел культуры Тындинского района, Министерство финансов Амурской области, Мин. Фин РФ (УФК по Амурской области)
Третье лицо: Управление финансов Администрации Тындинского района
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12159/09
04.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12159/09
06.08.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3699/2009
01.06.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1918/2009