г. Хабаровск |
|
22 июня 2009 г. |
N 06АП-2266/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.,
судей Малышевой Л.Г., Кустовой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в судебном заседании: без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Амурской области
на решение от 17 апреля 2009 года
по делу N А04-304/2009
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривал судья Голубева С.В.
по иску Муниципального учреждения Управление образования администрации г. Тынды
к Министерству образования и науки Амурской области, Министерству финансов Амурской области
о взыскании 19 376 руб. 87 коп.
Муниципальное учреждение Управление образования администрации г. Тынды обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству образования и науки Амурской области о взыскании убытков в сумме 19 376 руб. 87 коп. в порядке регресса.
Определением от 25.02.2009 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Амурской области (далее - Минфин Амурской области).
До принятия судебного акта по существу рассматриваемого дела истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил размер исковых требований до 24 453 руб. 61 коп., из которых 19 376 руб. 87 коп. - в счет выплаченной заработной платы (классное руководство) и 5 076 руб. 74 коп. - в счет уплаченного единого социального налога, которые просил взыскать с Амурской области в лице Минфина Амурской области за счет казны Амурской области.
Решением от 17.04.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Амурской области в лице Минфина Амурской области. В иске к Министерству образования и науки Амурской области отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минфин Амурской области в апелляционной жалобе просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с порядком, установленным БК РФ, на основании исполнительных документов. Однако истец исполнил судебный акт путем выплаты Скажутиной Н.А. заработной платы в нарушение установленного статьей 242.1 БК РФ порядка, в случае применения которого убытки истца составили бы лишь 19 376 руб. 87 коп. без отчислений страховых взносов и иных начислений на заработную плату. Полагает, что у суда отсутствовали основания для взыскания убытков с Амурской области.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов заявителя, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представители истца и ответчиков участия в судебном заседании не принимали. О времени и месте судебного разбирательства стороны извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 АПК РФ, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, неверное начисление вознаграждения за выполнение в период с 01.01.2006 по 31.12.2007 функций классного руководителя Муниципального общеобразовательного учреждения классической гимназии N 2 г. Тынды без учета процентных надбавок за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, и применением районного коэффициента в размере 1,3 вместо 1,7, послужило основанием для обращения Скажутиной Нины Александровны в Мировой суд г. Тынды.
Вступившим в законную силу 25.07.2008 решением мирового судьи Тындинского городского судебного участка N 2 Амурской области от 06.06.2008 с Муниципального учреждения Управление образования администрации г. Тынды в пользу Скажутиной Н.А. взысканы денежные средства в сумме 19 376 руб. 87 коп. по невыплаченной процентной надбавке в размере 1,5 и невыплаченному районному коэффициенту в размере 1,7.
12.08.2008 Управлением образования администрации г. Тынды Скажутиной Н.А. выплачено 19 376 руб. 87 коп. в счет исполнения вышеуказанного судебного акта.
В связи с невозмещением истцу понесенных расходов в сумме 19 376 руб. 87 коп., а также с учетом уплаченного единого социального налога в размере 5 076 руб. 74 коп., Муниципальное учреждение Управление образования администрации г. Тынды обратилось в арбитражный суд с настоящим иском на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 854 в целях оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по обеспечению гарантий по предоставлению общего образования в соответствии со статьей 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" утверждены Правила и порядок предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Указанные Правила определяют порядок предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по выплате вознаграждения (п. 1 Правил).
В пункте 4 данного Постановления предложено государственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок принять законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации об установлении вознаграждения, предусматривающие порядок, размер и условия его выплаты.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 854 Амурским областным Советом народных депутатов 17.08.2006 принят Закон N 210-ОЗ "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области", который 28.08.2006 подписан губернатором Амурской области и официально опубликован 08.09.2006 в газете "Амурская правда".
Частью 1 статьи 3 Закона Амурской области от 17.08.2006 N 210-ОЗ предусмотрено, что в целях исполнения государственных полномочий по предоставлению общего образования органы местного самоуправления наделяются полномочиями по выплатам вознаграждения с 01.01.2006 по 31.12.2007.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2007 N 59-Г07-14 указано, что придание обратной силы Закону N 210-ОЗ не противоречит действующему законодательству, поскольку Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 уже установлены размер и период выплат за классное руководство. Кроме того, субъектам Российской Федерации из федерального бюджета выделены субсидии из расчета на годовой период 2006 года.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 1 Закона Амурской области от 28.08.2006 N 210-ОЗ, вознаграждение выплачивается ежемесячно в размере 1 000 руб., что согласуется с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя".
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона Амурской области от 28.08.2006 N 210-ОЗ также предусмотрено, что на сумму вознаграждения начисляются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При этом Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 31.10.2007 указано на то, что при расчете вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам должна быть учтена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в южных районах области, а также районный коэффициент, которые предусмотрены областным законодательством, но не учтены в Законе Амурской области "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области".
Вместе с тем, Законом Амурской области от 11.04.2005 N 471-03 "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области" установлено, что оплата труда в организациях, расположенных на территории области, осуществляется с применением районного коэффициента к заработной плате в размере 1,7 для жителей Тындинского района (ч. 1 ст. 4 Закона, Приложение к Закону) и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 5 Закона).
В соответствии с предписаниями части 1 статьи 83 БК РФ, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Часть 2 названной статьи Закона предусматривает, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Как указано выше, основания и порядок предоставления субсидий, по поводу которых возник спор, установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 854 и принятым во исполнение данного постановления Законом Амурской области от 28.06.2006 N 210-ОЗ.
Функциями по предоставлению финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений за счет средств федерального бюджета, предусмотренных ему на эти цели в 2006 году, наделено Федеральное агентство по образованию (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854).
Направленные на указанные цели денежные средства заложены в федеральный бюджет на 2006 год и на 2007 год, что следует из Федеральных законов от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год".
Как следует из положений частей 2 и 3 статьи 3 Закона Амурской области от 28.08.2006 N 210-ОЗ, средства на реализацию государственных полномочий по предоставлению общего образования предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций. Субвенции перечисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных образований.
В целях исполнения указанных государственных полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены Законом Амурской области от 28.08.2006 N 210-ОЗ полномочиями по выплатам вознаграждения с 01.01.2006 по 31.12.2007 (ч. 1 ст. 3 Закона).
Арбитражным судом первой инстанции на основании представленных в материалы дела доказательств (уведомление о лимитах бюджетных обязательств на 2006 год, уведомление о бюджетных ассигнованиях на 2007 год) установлено, что в 2006 году в соответствии с Законом Амурской области от 31.08.2007 N 370-03 "Об исполнении областного бюджета в 2006 году" на реализацию Закона Амурской области от 28.08.2006 N 210-03 "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области" г. Тында выделена субвенция в размере 3 523 000 руб.
В 2007 году в соответствии с Законом Амурской области от 01.09.2008 N 92-ОЗ "Об исполнении областного бюджета в 2007 году" субвенция передана в размере 3 560 000 руб., кассовые и фактические расходы (на основании отчета главного распорядителя) составили 3 137 000 руб., остаток средств на конец отчетного периода - 421 000 руб., кредиторская задолженность отсутствует (Сведения о расходах бюджета).
Как установлено судом, денежные средства в сумме 19 376 руб. 87 коп. выплачены Управлением образования администрации г. Тынды Скажутиной Н.А., что подтверждается сводной расчетной ведомостью N 1431 за сентябрь 2008 года и сопроводительным Письмом Управления образования администрации г. Тынды от 26.03.2009 N 672.
Согласно статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу статьи 6 БК РФ финансовым органом Амурской области является Минфин Амурской области, и убытки были причинены истцу в результате его ненадлежащего финансирования для целей предоставления субсидий, на основании чего причиненные убытки в сумме 19 376 руб. 87 коп. обоснованно взысканы судом за счет казны Амурской области с Амурской области в лице Минфина Амурской области.
В части взыскания в качестве убытков суммы уплаченного единого социального налога в размере 5 076 руб. 74 коп., суд приходит к следующему выводу.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона Амурской области от 28.08.2006 N 210-ОЗ предусмотрено, что выплаты за осуществление функций классного руководства определяются в размере субсидий, предоставляемой субъекту Российской Федерации, при этом учитываются отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховым взносам по обязательному социальному страхованию.
Из чего следует, что все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, являются составной частью заработной платы.
В сумму уплаченного истцом единого социального налога в размере 5 076 руб. 74 коп. включены следующие выплаты: 3 875 руб. 37 коп. - страховой взнос в пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе 2 712 руб. 76 коп. - страховой взнос на выплату страховой части трудовой пенсии и 1 162 руб. 61 коп. - перечисления в федеральный бюджет (6 %); 561 руб. 93 коп. - страховой взнос в фонд социального страхования; 213 руб. 15 коп. - федеральный страховой взнос по обязательному медицинскому страхованию; 387 руб. 54 коп. - территориальный страховой взнос по обязательному медицинскому страхованию; 38 руб. 75 коп. - страховой взнос по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев.
Перечисление Управлением образования администрации г. Тынды единого социального налога в сумме 5 076 руб. 74 коп. на счет Управления Федерального казначейства по Амурской области (Межрайонной ИФНС России N 7 по Амурской области) подтверждается представленными истцом платежными поручениями и заявителем не оспаривается.
Обязательства по финансовому обеспечению общеобразовательных учреждений на территории Тындинского района, в том числе по выплате заработной платы педагогам, осуществляет Муниципальное учреждение Управление образования администрации г. Тынды за счет средств, поступающих из соответствующего бюджета.
При этом выплата заработной платы педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений г. Тынды является расходным обязательством областного бюджета.
Поскольку сумма единого социального налога в размере 5 076 руб. 74 коп. была уплачена с суммы доначисленного Скажутиной Н.А. вознаграждения за классное руководство, которое предоставлено субъекту Российской Федерации в порядке субсидирования, но не было выплачено в соответствующем размере Скажутиной Н.А., уплата указанного налога также является расходным обязательством областного бюджета и подлежит взысканию с Амурской области.
Доводы Минфина Амурской области о несоблюдении истцом предусмотренного статьей 242.1 БК РФ порядка исполнения исполнительного документа подлежат отклонению, поскольку положения указанной нормы права предусматривают порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Должником по исполнительному листу мирового судьи Тындинского городского судебного участка N 2 Амурской области является муниципальное учреждение Управление образования администрации г. Тынды, а не соответствующее публично-правовое образование, как указывает статья 242.1 БК РФ. Положения названной статьи БК РФ к рассматриваемому спору применению не подлежат.
Поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 17.04.2009, соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, применяемым к спорным правоотношениям, доводы апелляционной жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом как необоснованные.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 17.04.2009 по делу N А04-304/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А.Тихоненко |
Судьи |
Л.Г. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-304/2009
Истец: муниципальное учреждение Управление образования Администрации г. Тында
Ответчик: Министерство финансов Амурской области, Министерство образования и науки Амурской области