г. Хабаровск |
|
02 июля 2009 г. |
N 06АП-2492/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Карасева В.Ф.,
Судей: Меркуловой Н.В., Гричановской Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М.В.
при участии в судебном заседании:
от администрации г. Хабаровска: Воронкова Е.Н., представитель по доверенности от 21.04.2009 N 1.1.55-270;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю: не явился;
от федерального государственного унитарного предприятия "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации: Суховерхова Е.Ю., представитель по доверенности от 10.03.2009 N 20;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Хабаровска
на решение от 12.05.2009
по делу N А73-2631/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Леонов Д.В.
по заявлению администрации г. Хабаровска
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
третье лицо: федеральное государственное унитарное предприятие "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации
о признании недействительным распоряжения
Решением Арбитражного суда Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления администрации г. Хабаровска (далее - заявитель, администрация) о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю (далее - ТУФАУГИ по Хабаровскому краю, Территориальное управление) от 21.11.2008 N 2102 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск". Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии нормативным правовым актам Российской Федерации названного распоряжения и о том, что оно не нарушает права и законные интересы администрации.
Не согласившись с решением суда, администрация г. Хабаровска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель администрации г. Хабаровска огласил содержание апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении. Представитель федерального государственного унитарного предприятия "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации) доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
ТУФАУГИ по Хабаровскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, но своего представителя для участия в нем не направило.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, апелляционный суд установил следующее.
21.11.2008 ТУФАУГИ по Хабаровскому краю принято распоряжение N 2102 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" (л.д. 8-10).
Согласно названному распоряжению в муниципальную собственность передается федеральное имущество, в отношении которого прекращается право хозяйственного ведения федерального государственного унитарного предприятия "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с приложением к Распоряжению от 21.11.2008 N 2102 в муниципальную собственность подлежит передаче домовладение, расположенное по адресу г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 79 литер А, реестровый номер федерального имущества В12290000451 от 18.08.2008.
Пунктами 6 и 7 оспариваемого распоряжения установлена обязанность муниципального образования "Городской округ "Город Хабаровск" представить на утверждение в Территориальное управление подписанный акт приема-передачи в течение трех недель с момента издания распоряжения N 2102, если названный акт не будет подписан и представлен в Территориальное управление, он утверждается ТУФАУГИ по Хабаровскому краю в одностороннем порядке. Пунктом 8 оспариваемого распоряжения предусмотрено, что право собственности "Городского округа "Город Хабаровск" возникает с момента утверждения акта приема-передачи.
Администрация г. Хабаровска обратилась в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения ТУФАУГИ по Хабаровскому краю от 21.11.2008 N 2102.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми установлено, что жилищный фонд, в том числе объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
При этом, суд установил, что решение о безвозмездной передаче федерального имущества принято Территориальным управлением в пределах его полномочий. Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ документы, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374), не названы обязательными при процедуре передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную.
Суд первой инстанции не установил нарушения оспариваемым ненормативным актом норм жилищного законодательства, поскольку не доказано, что помещения в доме принадлежат на праве собственности другим лицам.
Доводы администрации о нарушении Территориальным управлением при принятии оспариваемого распоряжения положений земельного законодательства суд первой инстанции отклонипл, поскольку Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ не связывает передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность с одновременной передачей земельных участков, расположенных под передаваемыми объектами недвижимости. Территориальное управление не наделено полномочиями принимать решения о распоряжении земельными участками, находящимися в федеральной собственности. По изложенным основаниям суд отклонил доводы заявителя об отсутствии решения о передаче в муниципальную собственность инженерных коммуникаций.
Апелляционную жалобу администрация г. Хабаровска обосновала следующими доводами. По мнению заявителя, спорное распоряжение принято в нарушение статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, которым определен порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную, а также в нарушение Определений Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П, поскольку администрация выражала согласие на принятие жилого дома при условии передачи вместе с ним инженерных коммуникаций и необходимой технической документации. Однако, решение о передаче инженерных коммуникаций принято не было. В связи с этим заявитель считает, что договоренность по передаче домовладения, явившегося предметом оспариваемого распоряжения, достигнута не была.
Заявитель утверждает, что передача имущества из федеральной собственности в муниципальную осуществлена при отсутствии документов, перечень которых определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации". Названный довод администрация обосновывает тем, что в адрес Департамента муниципальной собственности города Хабаровска не поступили: заверенная копия устава ФГУП "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.
Доводы о незаконности распоряжения от 21.11.2008 N 2102 заявитель обосновывает также наличием разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14316-РМ/07 и противоречием передачи жилого дома статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 244 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, администрация считает, что распоряжением от 21.11.2008 N 2102 нарушены нормы статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 273 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок, на котором расположен передаваемый объект, в нем не поименован и находится в постоянном (бессрочном) пользовании Хабаровской квартирно-эксплуатационной части.
По мнению администрации, на муниципальное образование возложена незаконная обязанность по содержанию жилого дома, поскольку акт приема-передачи утвержден в одностороннем порядке.
Апелляционный суд доводы жалобы отклоняет как несостоятельные, в связи со следующим.
С 1 января 2005 года отношения по передаче объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность регулируются нормами Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Пунктом 11 статьи 154 указанного Федерального закона установлено, что имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче муниципальному образованию, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Согласно приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилой фонд и объекты инженерной инфраструктуры отнесены к муниципальной собственности.
Материалами дела подтверждается, что переданное в собственность муниципального образования в соответствии с оспариваемым распоряжением домовладение находится на территории городского округа "Город Хабаровск".
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
Таким образом, обязанность принятия жилого фонда, передаваемого из федеральной собственности в собственность муниципального образования, предусмотрена Федеральным законом.
Право Территориального управления на принятие оспариваемого распоряжения установлено пунктом 5.13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".
Доводы администрации г. Хабаровска о том, что не получено согласие муниципального образования на передачу жилого фонда в муниципальную собственность, подлежат отклонению, поскольку статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ не предусмотрено получение согласия муниципального образования.
В Определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться, как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий". Таким образом, в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П речь идет не о передаче жилищного фонда, отнесенного Законом, как установлено выше, к муниципальной собственности и к полномочиям органов местного самоуправления, а о передаче федерального имущества вообще, для предотвращения передачи имущества, в котором, по мнению органа местного самоуправления, нет необходимости для осуществления им своих полномочий. В связи с этим доводы заявителя о несоответствии выводов суда первой инстанции названному Определению высшей судебной инстанции, являются несостоятельными.
Апелляционным судом дана оценка доводу администрации о том, что домовладение по ул. Волочаевская, 79 г. Хабаровска передано в муниципальную собственность без инженерных коммуникаций. Действительно, распоряжение от 21.11.2008 N 2102 не содержит сведений о передаче названных коммуникаций. Как следует из технического описания дома N 79 по ул. Волочаевская (технический паспорт л.д. 38-43) к дому подведены электрические сети, отопление печное.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности Российской Федерации на праве собственности указанных коммуникаций. В судебном заседании представитель ФГУП "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны Российской Федерации пояснил, что электрические сети домовладения N 79 по ул. Волочаевская не передавались названному предприятию, и на праве хозяйственного ведения за ним не были закреплены. Кроме того, неизвестно, где проходят инженерные коммуникации указанного домовладения. При таких обстоятельствах основания для передачи ТУФАУГИ по Хабаровскому краю инженерных коммуникаций домовладения по ул. Волочаевская, 79 в муниципальную собственность отсутствовали.
Вместе с тем, к материалам дела приобщен протокол совещания, проведенного Управлением энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации г. Хабаровска от 25.03.2009 N 18 "О бесхозяйных инженерных сетях" (л.д. 44-46), из содержания которого усматривается, что администрацией г. Хабаровска принимаются меры по принятию в муниципальную собственность электрических сетей дома по ул. Волочаевская, 79. В связи с изложенными обстоятельствами и на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.2991 N 3020-1 препятствия для принятия в муниципальную собственность инженерных коммуникаций домовладения по ул. Волочаевская, 79 в г. Хабаровске отсутствуют.
Как основание к признанию недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю от 21.11.2008 N 2102 не может быть принят аргумент администрации о противоречии оспариваемого ненормативного акта Постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 N 374. В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 определено, что указанные в нем документы необходимы для принятия решения о передаче имущества, то есть должны быть в наличии у органа, уполномоченного на принятие решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, однако, названным Постановлением не установлено, что поименованные в нем документы должны направляться органу местного самоуправления.
Довод администрации о том, что распоряжением от 21.11.2008 N 2102 не решена судьба земельного участка, на котором размещено передаваемое домовладение, подлежит отклонению. Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" сделки, воля сторон, по которым направлена на отчуждение здания, строения, сооружения без соответствующего земельного участка, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными. Копия распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю от 21.11.2008 N 2102 имеется в деле (л.д. 8-10), однако оно не содержит сведений о том, что предполагает передачу имущества в муниципальную собственность без решения вопроса о судьбе земельного участка, на котором находится передаваемый объект. В то же время в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности городских округов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности муниципального образования. Таким образом, право собственности муниципального образования на земельный участок, занятый передаваемым домовладением, возникает в силу Закона.
Не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы, обоснованный наличием разъяснения Министерства Регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14316-РМ/07, о том, что учет объектов, помещения в которых принадлежат двум и более собственникам, в реестре муниципальной собственности неправомерен. Названные разъяснения не относятся к действующему порядку передачи федерального имущества в муниципальную собственность. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что помещения в домовладении по адресу г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 79, принадлежали на праве собственности другим лицам кроме Российской Федерации.
Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено право Территориального управления утвердить акт приема-передачи имущества в одностороннем порядке, в случае, если названный акт не подписан и не представлен органом местного самоуправления в установленный срок. Следовательно, поскольку уполномоченным лицом администрации акт приема-передачи не подписан и не представлен ТУФАУГИ по Хабаровскому краю в срок, установленный распоряжением от 21.11.2008 N 2102, то передача имущества в муниципальную собственность осуществлена Территориальным управлением в соответствии с нормами Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и доводы администрации о незаконном возложении на нее бремени содержания имущества являются несостоятельными.
Таким образом, названные заявителем доводы о незаконности распоряжения от 21.11.2008 N 2102 не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого ненормативного акта законодательству Российской Федерации, а также о нарушении им прав и законных интересов администрации.
Проверив законность оспариваемого решения, апелляционный суд оснований к его изменению или отмене, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установил.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12 мая 2009 г. по делу N А73-2631/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Ф. Карасев |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-2631/2009
Истец: Администрация гор.Хабаровска
Ответчик: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю
Третье лицо: ФГУП "488 Военно-картографическая фабрика" Министерства обороны РФ