г. Хабаровск |
|
17 июля 2009 г. |
06АП-2762/2009 |
Резолютивная часть оглашена 14 июля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 июля 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Карасёва В.Ф., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковачульк Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от заявителя явилась на основании доверенности от 30.12.2008 N 03.01-28/19348 представитель - Приймак Г.Г.;
от органа местного самоуправления не явились (уведомления от 03.07.2009 N 310482, N 310499);
от третьих лиц явился на основании доверенности от 17.04.2009 N 1-366 представитель Васильева Ю.П. - Фришбутер Е.О., представители Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, МУП ЖКХ с.им. П.Осипенко, МООО "ЛесТоп", МУП "Комбинат", МООО "Энергокомплекс" не явились (уведомления от 03.07.2009 N 310550, от 25.06.2009 N 310543, от 08.07.2009 N 310536, от 03.07.2009 N 310505, от 08.07.2009 N 310512, от 03.07.2009 N 310529)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07.05.2009
по делу N А73-1345/2009, принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю
к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края
об оспаривании распоряжений от 13.10.2006 N 435, от 27.10.2006 N 457, от 12.12.2006 N 531, от 08.02.2007 N 53, от 28.12.2006 N 105
Третьи лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства с.им. П.Осипенко, Межпоселенческое общество с ограниченной ответственностью "ЛесТоп", Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат", Межмуниципальное (межпоселенческое) общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс", Васильев Юрий Петрович
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю (далее - заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края о признании недействительными распоряжений:
- от 13.10.2006 N 435 о приемке в казну муниципального района имущества, находящегося на балансе Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства с. им. П. Осипенко (далее - МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко);
- от 27.10.2006 N 457 о приемке в казну муниципального района имущества, находящегося на балансе МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко;
- от 12.12.2006 N 531 о передаче в аренду Межпоселенческому обществу с ограниченной ответственностью "ЛесТоп" (далее - МООО "ЛесТоп") автотранспорта;
- от 08.02.2007 N 53 о передаче во временное пользование и распоряжение имуществом муниципального района;
- от 28.12.2006 N 105 о передаче имущества.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства с.им. П.Осипенко, Межпоселенческое общество с ограниченной ответственностью "ЛесТоп", Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат", Межмуниципальное (межпоселенческое) общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс", Васильев Юрий Петрович.
Право на обращение с соответствующим заявлением налоговым органом обусловлено тем, что оспариваемые распоряжения не соответствуют положениям статей 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушают право налогового органа, как кредитора МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко, на получение обязательных налоговых платежей. Одновременно инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование указанных ненормативных правовых актов, поскольку о нарушенном праве заявителю стало известно 15.12.2008, после представления конкурсным управляющим МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко отчета по анализу финансового состояния предприятия.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 07.05.2009 по делу N А73-1345/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции, восстановив предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с данным заявлением, исходил из того, что поскольку отсутствовало согласие МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко на изъятие спорного имущества, не представлены доказательства использования этого имущества не по назначению и не в соответствии с уставной деятельностью МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко, реорганизации или ликвидации предприятия, такое изъятие имущества и оспариваемые распоряжения не соответствуют статьям 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вместе с тем, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и налоговый орган являясь кредитором МУП ЖКХ с. им. П.Осипенко в отношении обязательных платежей не может претендовать на конкретное имущество предприятия, поскольку не имеет к этому имуществу какого-либо своего (публичного или частного) интереса. Также судом указано на то, что право хозяйственного ведения на недвижимые вещи не зарегистрировано, в связи с чем не доказано существование самого права хозяйственного ведения. В части движимого имущества не представлены доказательства о том, какое имущество передано в хозяйственное ведение, какие конкретно транспортные средства переданы предприятию и на каком праве.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 07.05.2009 по делу N А73-1345/2009 отменить, заявленные требования удовлетворить ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Представитель Васильева Ю.П. просил решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения жалобы Администрация муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, сельское поселение "Село имени Полины Осипенко" муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства с.им. П.Осипенко, Межпоселенческое общество с ограниченной ответственностью "ЛесТоп", Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат", Межмуниципальное (межпоселенческое) общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс" извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Выслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов 15.05.1995 создано Многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства района имени Полины Осипенко, устав данного предприятия зарегистрирован постановлением главы Администрации района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 15.05.1995 N 81.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 17.03.2003 N 5 предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства с. им. П. Осипенко.
23.06.2003 распоряжением руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации района имени Полины Осипенко Хабаровского края N 10 утвержден устав предприятия в новой редакции и увеличен уставный капитал МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко до 138 433 тыс. руб.
Согласно приложению N 1 к уставу утвержден перечень имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП ЖКХ с.им. П.Осипенко: здание котельной установки N 1 стоимостью 424,0; здание котельной установки N 2 стоимостью 473,0; здание дизельной электростанции стоимостью 757,0; банно-прачечный комбинат стоимостью 2535,0; здание гостиницы стоимостью 4826,0; здание автогаража стоимостью 649,0; здание автогаража стоимостью 297,0; склад ГСМ стоимостью 471,0; жилые дома стоимостью 126596,0; оборудование стоимостью 256,0; транспортные средства стоимостью 1159,0.
Дополнительно распоряжением главы района имени Полины Осипенко от 28.06.2004 N 268 в хозяйственное ведение МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко переданы: котельная общей площадью 377,9 кв.м., год постройки пристройки 2000; канализационная сеть протяженностью 316,43 п.м., год постройки 2000; выгреб металлический, объем 50,0 куб.м.; тепловая сеть, протяженностью 175,0 п.м., год постройки 2000; водопроводная сеть общей протяженностью 555,0 п.м., год постройки 2000.
Согласно перечню основных средств МУП ЖКХ П.Осипенко по состоянию на 01.05.2005, утвержденного директором МУП ЖКХ Игнатенко А.А. и главным бухгалтером Мармулаевой И.Г., у предприятия имелось и иное имущество, однако сведения и доказательства о передаче данного имущества в хозяйственное ведение отсутствуют.
Распоряжением главы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 13.10.2006 N 435 в казну муниципального района принято имущество, находящееся на балансе МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко, указанное в Приложении N 1 к распоряжению. Фактически в казну муниципального образования имущество передано 01.12.2006, о чем составлен акт приема-передачи. Впоследствии изъятое данным распоряжением имущество передано Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального района имени Полины Осипенко в аренду МООО "Энергокомплекс", о чем заключен договор долгосрочной аренды имущества.
27.10.2006 издано распоряжение главы муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края N 457 о принятии в казну муниципального образования имущества, находящегося на балансе МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко: спецтехника УРАЛ 44202-0111-10, N двигателя 00000049; экскаватор инв. N 00000073.
Распоряжением главы муниципального района имени Полины Осипенко от 12.12.2006 N 531 МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко предписано передать в казну района и снять с учета ГИБДД автотранспорт согласно приложению к данному распоряжению. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района предписано принять указанный в перечне автотранспорт, заключить с МООО "ЛесТоп" договор долгосрочной аренды. Совету директоров МООО "ЛесТоп" поручено организовать контроль и обеспечить сохранность и восстановление переданного в аренду муниципального имущества. По акту приема-передачи от 12.12.2006 имущество предприятием передано в муниципальный район, а последним в аренду МООО "ЛесТоп".
08.02.2007 распоряжением главы муниципального района имени Полины Осипенко N 53 МУП ЖКХ с. им. П.Осипенко предписано передать по акту приема-передачи во временное пользование МУП "Комбинат" здание гостиницы-общежития, расположенное в с. им. П. Осипенко по ул. Будрина, 5; МООО "Энергокомплекс" здание банно-прачечного комбината, расположенное в с. им. П. Осипенко по ул. Амгуньской, 62. Предложено МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко оформить переводом в МУП "Комбинат" работников гостиницы, перезаключить с арендаторами договор аренды по утвержденному тарифу администрацией муниципального района стоимости 1 квадратного метра. Комитету по управлению муниципальным имуществом предписано передать во временное пользование и распоряжение МУП "Комбинат" офисное здание, расположенное по пер. Почтовому, 3 в с. им. П. Осипенко. МУП "Комбинат" рекомендовано перезаключить с арендаторами договор аренды помещений в офисном здании.
По актам приема-передачи муниципального имущества от 21.02.2007 и от 22.03.2007 указанное выше имущество передано МУП "Комбинат" и МООО "Энергокомплекс".
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 13.07.2007 Комитет по управлению муниципальным имуществом района им. П. Осипенко продал индивидуальному предпринимателю Васильеву Ю.П. гостиницу, расположенную по адресу: с. им. П.Осипенко, ул. Будрина, д. 5. Право собственности предпринимателя зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации от 19.09.2007.
Далее, решением Собрания депутатов муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 22.11.2006 N 144 утвержден перечень передаваемого из муниципальной собственности муниципального района сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" имущества. В свою очередь решением Совета депутатов сельского поселения "Село имени Полины Осипенко" Хабаровского муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 27.12.2006 N 98 утвержден перечень имущества, переданного из муниципальной собственности муниципального района сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" согласно приложению N 1 и приложению N 2.
Распоряжением главы сельского поселения "Село имени Полины Осипенко" от 28.12.2006 N 105 МУП "Комбинат" передано в хозяйственное ведение имущество, указанное в перечне, за исключением административного здания и сторожки, вошедших в уставный капитал предприятия.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.07.2007 по делу N А73-6655/2007-38 принято заявление уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы Российской Федерации о признании МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2008 по данному делу МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Несогласие с указанными выше распоряжениями органов местного самоуправления послужило основанием для обращения налогового органа как конкурсного кредитора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В силу статей 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из положений указанных статей следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества с учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления. Не допускается и добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
Поэтому изъятие собственником имущества у унитарного предприятия посредством издания распоряжений (от 13.10.2006 N 435, от 27.10.2006 N 457, от 12.12.2006 N 531, от 08.02.2007 N 53) не может быть признано законным.
Вместе с тем, следует признать обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что инспекцией не доказан факт нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. То обстоятельство, что инспекция является кредитором предприятия, имеющим по отношению к данному должнику право требования об уплате обязательных платежей, предполагает только наличие возможности в рамках конкурсного производства получить удовлетворение своих требований к должнику за счет данного имущества в случае его реализации, но не свидетельствует о нарушении прав инспекции изданными распоряжениями в смысле, придаваемом главой 24 АПК РФ.
Кроме того, действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые направлены на возврат имущества должника в соответствии с пунктом 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вправе совершать конкурсный управляющий, в том числе посредством обращения в суд с заявлением о недействительности сделки.
Также, из материалов дела следует, что имущество: здание котельной установки N 1 стоимостью 424,0; здание котельной установки N 2 стоимостью 473,0; здание дизельной электростанции стоимостью 757,0; банно-прачечный комбинат стоимостью 2535,0; здание гостиницы стоимостью 4826,0; здание автогаража стоимостью 649,0; здание автогаража стоимостью 297,0; склад ГСМ стоимостью 471,0; жилые дома стоимостью 126596,0; оборудование стоимостью 256,0; транспортные средства стоимостью 1159,0 ; котельная общей площадью 377,9 кв.м., год постройки пристройки 2000; канализационная сеть протяженностью 316,43 п.м., год постройки 2000; выгреб металлический, объем 50,0 куб. м.; тепловая сеть, протяженностью 175,0 п.м., год постройки 2000; водопроводная сеть общей протяженностью 555,0 п.м., год постройки 2000, передано муниципальным образованием в хозяйственное ведение МУП ЖКХ с. им. П. Осипенко в соответствии с распоряжениями Комитета по управлению муниципальным имуществом от 23.06.2003 N 10 и от 28.04.2004 N 268.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что право хозяйственного ведения на данное недвижимое имущество, возникло после вступления в законную силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в этой связи на основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежало государственной регистрации учреждениями юстиции в едином государственном реестре, следовательно, являлось бы юридически действительным с момента такой регистрации.
Как правильно установил арбитражный суд первой инстанции, что нашло подтверждение и при рассмотрении апелляционной жалобы, право хозяйственного ведения на объекты недвижимости, переданные в хозяйственное ведение предприятию в силу указанных распоряжений, зарегистрировано не было, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно перечню основных средств МУП ЖКХ с. им. П.Осипенко по состоянию на 01.01.2005 у предприятия в пользовании находилось и иное имущество. Однако установить правовые основания нахождения указанного в перечне имущества по имеющимся в деле доказательствам невозможно.
В отношении движимого имущества, указанного в приложении N 1 к уставу и переданного предприятию в хозяйственное ведение, заявителем не предоставлены сведения о том, какое имущество входит в состав оборудования, какие транспортные средства переданы предприятию.
В силу изложенных выше норм права является правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о незаконности распоряжений от 27.10.2006 N 457, от 12.12.2006 N 531 об изъятии транспортных средств, принадлежащих предприятию на праве собственности, но в силу недоказанности нарушения права и законных интересов инспекции, обоснованно отклонены требования и в этой части.
Не приведены правовые основания для признания недействительным распоряжения сельского поселения "Село имени Полины Осипенко" муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 18.12.2006 N 105.
Таким образом, принятое по делу решение является законным и правовых оснований для его отмены у арбитражного апелляционного суда не имеется.
Не установлено арбитражным апелляционным судом и нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебных актов, не допущено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 07 мая 2009 года по делу N А73-1345/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
В.Ф. Карасёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1345/2009
Истец: Федеральная налоговая служба России, Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Хабаровскому краю
Ответчик: Сельское поселение "Село имени Полины Осипенко" мунрайона Хабаровского края, Администрация муниципального района имени П.Осипенко Хабаровского края
Третье лицо: муниципальное унитарное предприятие ЖКХ села им.П.Осипенко, муниципальное унитарное предприятие "Комбинат", Межпоселенческое общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс", Межпоселенческое общество с ограниченной ответственностью "ЛесТоп", конкурсный управляющий В.Н.Радский, Комитет по управлению мунимуществом Администрации мунрайона им.П.Осипенко, индивидуальный предприниматель Васильев Юрий Петрович