Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6195/2009
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Е.А. Прасалова, заместитель начальника юридического отдела, доверенность б/н от 14.10.2009, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Хабаровскому краю на решение от 07.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А73-1345/2009 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю к администрации муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, третьи лица - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства села им. П. Осипенко, Межпоселенческое общество с ограниченной ответственностью "ЛесТоп", Муниципальное унитарное предприятие "Комбинат", Межмуниципальное (межпоселенческое) общество с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс", Васильев Юрий Петрович, об оспаривании распоряжений от 13.10.2006 N 435, от 27.10.2006 N 457, от 12.12.2006 N 531, от 08.02.2007 N 53, от 28.12.2006 N 105.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2009 г.
Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Хабаровскому краю (далее - МИФНС N 2, заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к администрации муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края, сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края о признании недействительными распоряжений:
- от 13.10.2006 N 435 о приемке в казну муниципального района имущества, находящегося на балансе Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства села им. П. Осипенко (далее - МУП ЖКХ села им. П. Осипенко);
- от 27.10.2006 N 457 о приемке в казну муниципального района имущества, находящегося на балансе МУП ЖКХ села им. П. Осипенко;
- от 12.12.2006 N 531 о передаче в аренду Межпоселенческому обществу с ограниченной ответственностью "ЛесТоп" (далее - МООО "ЛесТоп") автотранспорта;
- от 08.02.2007 N 53 о передаче во временное пользование и распоряжение имуществом муниципального района;
- от 28.12.2006 N 105 о передаче имущества.
Решением суда от 07.05.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что заявитель не доказал нарушения своих прав и интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе МИФНС N 2 просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, указывая при этом на необоснованность выводов судов об отсутствии нарушений прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы, дал по ней пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства села им. П. Осипенко создано 15.05.1995. Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района им. П. Осипенко Хабаровского края от 17.03.2003 N 5 предприятие переименовано в МУП ЖКЧ села им. П. Осипенко. Согласно приложению N 1 к уставу в хозяйственное ведение МУП ЖКХ села им. П. Осипенко переданы: здание котельной установки N 1 стоимостью 424,0; здание котельной установки N 2 стоимостью 473,0; здание дизельной электростанции стоимостью 757,0; банно-прачечный комбинат стоимостью 2535,0; здание гостиницы стоимостью 4826,0; здание автогаража стоимостью 649,0; здание автогаража стоимостью 297,0; склад ГСМ стоимостью 471,0; жилые дома стоимостью 126596,0; оборудование стоимостью 256,0; транспортные средства стоимостью 1159,0.
Дополнительно распоряжением главы района им. П. Осипенко от 28.06.2004 N 268 в хозяйственное ведение МУП ЖКХ села им. П. Осипенко переданы: котельная общей площадью 377,9 кв.м.; канализационная сеть протяженностью 316,43 п.м.; выгреб металлический, объем 50 куб.м.; тепловая сеть, протяженностью 175 п.м.; водопроводная сеть общей протяженностью 555 п.м.
Распоряжением главы муниципального района им. Полины Осипенко Хабаровского края от 13.10.2006 N 435 в казну муниципального района принято имущество, находящееся на балансе МУП ЖКХ села им. П. Осипенко, указанное в Приложении N 1 к распоряжению. Впоследствии изъятое указанным распоряжением имущество передано Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального района им. П.Осипенко в аренду МООО "Энергокомплекс", о чем заключен договор долгосрочной аренды имущества.
Распоряжением главы муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края от 27.10.2006 N 457 в казну муниципального образования принято имущество, находящегося на балансе МУП ЖКХ села им. П. Осипенко: спецтехника УРАЛ 44202-0111-10, N двигателя 00000049; экскаватор инв. N 00000073.
Распоряжением главы муниципального района им. Полины Осипенко от 12.12.2006 N 531 МУП ЖКХ села им. П. Осипенко предписано передать в казну района и снять с учета ГИБДД автотранспорт согласно приложению к данному распоряжению. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района предписано принять указанный в перечне автотранспорт, заключить с МООО "ЛесТоп" договор долгосрочной аренды. Совету директоров МООО "ЛесТоп" поручено организовать контроль и обеспечить сохранность и восстановление переданного в аренду муниципального имущества. По акту приема-передачи от 12.12.2006 имущество предприятием передано в муниципальный район, а последним в аренду МООО "ЛесТоп".
Распоряжением главы муниципального района им. П. Осипенко от 08.02.2007 N 53 МУП ЖКХ села им. П.Осипенко предписано передать по акту приема-передачи во временное пользование МУП "Комбинат" здание гостиницы-общежития, расположенное в селе им. П. Осипенко по ул. Будрина, 5; МООО "Энергокомплекс" здание банно-прачечного комбината, расположенное в селе им. П. Осипенко по ул. Амгуньской, 62.
Предложено МУП ЖКХ села им. П. Осипенко оформить переводом в МУП "Комбинат" работников гостиницы, перезаключить с арендаторами договор аренды по утвержденному тарифу администрацией муниципального района стоимости 1 квадратного метра. Комитету по управлению муниципальным имуществом предписано передать во временное пользование и распоряжение МУП "Комбинат" офисное здание, расположенное по пер. Почтовому, 3 в селе им. П. Осипенко. МУП "Комбинат" рекомендовано перезаключить с арендаторами договор аренды помещений в офисном здании.
Решением Собрания депутатов муниципального района им. П. Осипенко Хабаровского края от 22.11.2006 N 144 утвержден перечень передаваемого из муниципальной собственности муниципального района сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" имущества. В свою очередь решением Совета депутатов сельского поселения "Село имени Полины Осипенко" Хабаровского муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края от 27.12.2006 N 98 утвержден перечень имущества, переданного из муниципальной собственности муниципального района, сельскому поселению "Село имени Полины Осипенко" согласно приложению N 1 и приложению N 2.
Распоряжением главы сельского поселения "Село имени Полины Осипенко" от 28.12.2006 N 105 МУП "Комбинат" передано в хозяйственное ведение имущество, указанное в перечне, за исключением административного здания и сторожки, вошедших в уставный капитал предприятия.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.07.2007 по делу N А73-6655/2007 принято заявление уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы Российской Федерации о признании МУП ЖКХ села им. П. Осипенко несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.02.2008 по данному делу МУП ЖКХ села им. П. Осипенко признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Несогласие с указанными выше распоряжениями органов местного самоуправления послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве правового основания такого обращения налоговый орган указал на нарушение его прав как конкурсного кредитора МУП ЖКХ села им. П. Осипенко.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая настоящее дело, суды правомерно исходили из того, что Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия права изымать у последнего имущество, которым он владеет на праве хозяйственного ведения, в связи с чем суды признали содержание оспариваемых распоряжений не соответствующим закону.
В то же время суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
То обстоятельство, что инспекция является кредитором предприятия, имеющим право требования к МУП ЖКХ села им. П. Осипенко об уплате обязательных платежей, предполагает наличие у него возможности в рамках конкурсного производства получить удовлетворение своих требований к должнику за счет данного имущества в случае его реализации, но не свидетельствует о нарушении прав инспекции изданными распоряжениями.
Также правильна ссылка судов на то, что лицом уполномоченным обратиться с таким заявлением в соответствии с пунктом 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является конкурсный управляющий, но не отдельные конкурсные кредиторы.
Доказательств того, что передача имущества и факт издания распоряжения преследовали цель избежать обращения взыскания на имущество по долгам кредиторов, заявителем суду вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не представлено.
Кроме того, судами правильно отмечено, что право хозяйственного ведения МУП ЖКХ села им. П. Осипенко на недвижимое имущество, указанное в оспариваемых распоряжениях, не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые распоряжения не нарушают права налогового органа как конкурсного кредитора МУП ЖКХ села им. П. Осипенко, в связи с чем обоснованно отказали в иске.
Нарушений норм процессуального права, служащих безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 07.05.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 по делу N А73-1345/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассматривая настоящее дело, суды правомерно исходили из того, что Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия права изымать у последнего имущество, которым он владеет на праве хозяйственного ведения, в связи с чем суды признали содержание оспариваемых распоряжений не соответствующим закону.
...
То обстоятельство, что инспекция является кредитором предприятия, имеющим право требования к МУП ЖКХ села им. П. Осипенко об уплате обязательных платежей, предполагает наличие у него возможности в рамках конкурсного производства получить удовлетворение своих требований к должнику за счет данного имущества в случае его реализации, но не свидетельствует о нарушении прав инспекции изданными распоряжениями.
Также правильна ссылка судов на то, что лицом уполномоченным обратиться с таким заявлением в соответствии с пунктом 3 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" является конкурсный управляющий, но не отдельные конкурсные кредиторы."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 ноября 2009 г. N Ф03-6195/2009
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании