г. Хабаровск |
|
06 августа 2009 г. |
N 06АП-3218/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2009.
В полном объеме постановление изготовлено 06.08.2009
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Головниной Е.Н., Козловой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Поповым И.Д.
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Лавренчук О.Ф., доверенность от 13.10.2008 N 625
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт"
на решение от 04 июня 2009 года
Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-1444/2009
принятое судьей Мельниковой Н.Ю.
по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 27 000 руб.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП") обратилось в арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") с иском о взыскании 27 000 руб. - штрафа за использование ответчиком пути необщего пользования, принадлежащего истцу, без согласия последнего.
Решением от 04.06.2009 в иске отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "НМТП" просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца. Считает, что согласия собственника на использование путей в установленном законом порядке перевозчиком не получено. Заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути не содержит положений о порядке использования пути для временного размещения вагонов; в этом договоре установлен технологический срок на уборку вагонов, по истечении которого использование пути происходит без согласия собственника. В этой связи полагает возможным применение ответственности перевозчика наряду с защитой прав собственника. В этой связи считает необходимым при разрешении спора руководствоваться положениями ст. ст. 63, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта РФ (далее - Устав), а также ст. 6, 304 ГК РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" привел доводы в поддержку обжалуемого решения, которое просил оставить без изменения. От ОАО "НМТП", извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемого решения, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "НМТП" (владелец) в 2005 году заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "НМТП" по станциям Находка, Мыс Астафьева.
По условиям п.9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением. Выгрузка вагонов считается законченной с момента готовности к уборке с мест выгрузки всей одновременно поданной партии вагонов по каждому пути и приема перевозчиком письменного уведомления.
В п.10 договора установлен срок на уборку вагонов с мест выгрузки: станция Находка - 5,5 часов; станция Мыс Астафьева - 4,5 часа.
В рамках исполнения названного договора на станции Мыс Астафьева на пути необщего пользования владельца ответчиком осуществлена подача, расстановка на места выгрузки и уборка пяти вагонов по ведомости N 900403 (памятка приемосдатчика 803813), номера вагонов:
61374948, 62846670, 63182562, 65791634, 67005637
ОАО "НМТП" направило в адрес ОАО "РЖД" претензию, в которой, ссылаясь на превышение установленного договором нормативного срока уборки вагонов, а в этой связи на использование пути необщего пользования без согласия владельца, предложило оплатить штраф, начисленный в соответствии со ст. ст. 63, 99, 100 Устава - равном десятикратному размеру штрафа в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
Поскольку претензия ответчиком не исполнена, ОАО "НМРП" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд,
Согласно ст. 63 Устава владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.
Нормы ст.99 Устава предусматривают за использование вагонов без согласия владельцев ответственность в виде уплаты в десятикратном размере штрафов, установленных ст.ст.100 (для вагонов) и 101 (для контейнеров) настоящего Устава.
В свою очередь ст.100 Устава устанавливает взыскание с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона штрафа - 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
В данном случае установлено, что спорные вагоны поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьево под выгрузку 09.02.2009. Уведомление о завершении грузовой операции получено также 09.02.2009. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 11.02.2009.
Время задержки уборки вагонов, учитывая п.10 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило по каждому из пяти вагонов - 27 часов.
Указанное следует из памяток приемосдатчика, уведомлений и подтверждается участниками спора.
В договоре отсутствует условие о возможности нахождения вагонов на путях владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки. В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что после истечения установленного договором времени на уборку вагонов имело место использование пути необщего пользования без согласия его владельца.
Далее выяснению подлежит вопрос о возможности возложения ответственности за такое пользование на перевозчика.
В этой связи установлено, что все спорные вагоны принадлежат ответчику (ЖДА - железнодорожная администрация). Данная информация отражена в ведомости подачи и уборки вагонов, памятке приемосдатчика и не отрицается сторонами.
Согласно п.2 ст.784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1.5 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ (указание МПС РФ от 16.08.2001 N 163у), порожние собственные грузовые вагоны после выгрузки направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам.
Поскольку спорные вагоны принадлежат ответчику, то в соответствии с п.1.5 вышеназванных Правил его обязанностью являлось своевременное осуществление действий относительно уборки порожних вагонов с путей необщего пользования, принадлежащих истцу. То есть нахождение указанных вагонов на путях необщего пользования после истечения срока на уборку вагонов с мест выгрузки зависело от ОАО "РЖД".
Таким образом, установлены основания для возложения предусмотренной ст.63 Устава ответственности на ответчика.
Размер штрафа рассчитан истцом в соответствии с требованиями ст. ст. 99 и 100 Устава. Расчет проверен апелляционным судом и признан правильным. При этом апелляционный суд не установил несоразмерности начисленного штрафа последствиям неисполнения обязательства, что исключает возможность его уменьшения по правилам ст.333 ГК РФ.
При установленных обстоятельствах апелляционная жалоба, в которой содержится правильный довод о применимости к спорной ситуации норм об ответственности за использование пути без согласия собственника в случае превышения договорного срока на уборку вагонов, подлежит удовлетворению. Решение следует отменить.
Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по иску (1 080 руб.) и по апелляционной жалобе (1 000 руб.), по правилам ст.110 АПК РФ относятся на ответчика, с учетом фактического перечисления указанных сумм истцом при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04 июня 2009 года по делу N А73-1444/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" 27 000 рублей штрафа и 2 080 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1444/2009
Истец: открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт"
Ответчик: ОАО РЖД - ДВЖД, ОАО "РЖД"