г. Хабаровск |
|
11 августа 2009 г. |
N 06АП-2853/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2009 года. В полном объеме постановление изготовлено 11 августа 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.,
судей Головниной Е.Н., Кустовой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Лавренчук О.Ф., представитель, доверенность от 13.10.2008 N 625
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт"
на решение от 19 мая 2009 года
Арбитражного суда Хабаровского края
по делу N А73-1031/2009
принятое судьей Паниной А.А.
по иску открытого акционерного общества "Находкинский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 14 000 руб.
Открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт" (далее - ОАО "НМТП", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) с иском о взыскании 14 000 руб. - штрафа за использование ответчиком пути необщего пользования, принадлежащего истцу, без согласия последнего.
Решением от 19.05.2009 в иске отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ОАО "НМТП" просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований истца. Считает, что согласия собственника на использование путей в установленном законом порядке перевозчиком не получено. Заключенный сторонами договор на эксплуатацию железнодорожного пути не содержит положений о порядке использования пути для временного размещения вагонов; в этом договоре установлен технологический срок на уборку вагонов, по истечении которого использование пути происходит без согласия собственника. В этой связи полагает возможным применение ответственности перевозчика наряду с защитой прав собственника. В этой связи считает необходимым при разрешении спора руководствоваться положениями статей 63, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), а также статьями 6, 304 ГК РФ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "РЖД" привел доводы в поддержку обжалуемого решения, просил оставить его без изменения. Кроме того, представил письменный отзыв, в котором в подтверждение своей позиции ссылается на следующее: в спорном случае имела место задержка вагонов с мест выгрузки, что влечет предусмотренную статьей 100 Устава ответственность и исключает применение статьи 63 Устава; взыскание платы за использование пути действующим законодательством не поставлено в зависимость от принадлежности вагонов; обстоятельства, являющиеся основанием для применения ответственности в сфере железнодорожных перевозок, удостоверяются актами, а в данном случае не представлены акты общей формы о простое на подъездных путях спорных вагонов.
От ОАО "НМТП", извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемого решения, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "НМТП" (владелец) в 2005 году заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "НМТП" по станциям Находка, Мыс Астафьева.
По условиям пункта 9 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением. Выгрузка вагонов считается законченной с момента готовности к уборке с мест выгрузки всей одновременно поданной партии вагонов по каждому пути и приема перевозчиком письменного уведомления.
В пункте 10 договора установлен срок на уборку вагонов с мест выгрузки: станция Находка - 5,5 часов; станция Мыс Астафьева - 4,5 часа.
В рамках исполнения названного договора на станции Мыс Астафьева на пути необщего пользования владельца ответчиком осуществлена подача, расстановка на места выгрузки и уборка двух вагонов по ведомости N 900227 (памятки приемосдатчика 802002, 802003), номера вагонов соответственно памяткам: 56027238 и 56624885.
ОАО "НМТП" направило в адрес ОАО "РЖД" претензию от 12.02.2008 N ПР-142/08, в которой, ссылаясь на превышение установленного договором нормативного срока уборки вагонов, а в этой связи на использование пути необщего пользования без согласия владельца, предложило оплатить штраф, начисленный в соответствии со статей 63, 99, 100 Устава - равном десятикратному размеру штрафа в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона.
Поскольку претензия ответчиком не исполнена, ОАО "НМТП" обратилось с настоящим иском в арбитражный суд,
Согласно статьи 63 Устава владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования в соответствии с договорами могут использовать за плату, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий им железнодорожный путь необщего пользования, а также принадлежащий владельцу инфраструктуры и расположенный на территории грузоотправителя или грузополучателя железнодорожный путь необщего пользования. При использовании такого пути без указанного согласия владельцы инфраструктур и перевозчики несут ответственность в размере, равном установленному статьей 99 настоящего Устава размеру ответственности за использование вагонов без согласия владельцев.
Нормы статьи 99 Устава предусматривают за использование вагонов без согласия владельцев ответственность в виде уплаты в десятикратном размере штрафов, установленных статьями 100 (для вагонов) и 101 (для контейнеров) настоящего Устава.
В свою очередь статья 100 Устава устанавливает взыскание с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона штрафа - 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
В данном случае установлено, что спорные вагоны поданы на выставочный путь станции Мыс Астафьева под выгрузку 03.01.2009 в 18-30 час. Уведомление о завершении грузовой операции получено 03.01.2009 в 20-30 час. При этом уборка вагонов осуществлена с пути необщего пользования 04.01.2009 в 12-00.
Время задержки уборки вагонов, учитывая пункт 10 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, составило - 35 час.
Указанное следует из памяток приемосдатчика, уведомлений и подтверждается участниками спора.
В договоре отсутствует условие о возможности нахождения вагонов на путях владельца после окончания согласованного срока на уборку вагонов с мест выгрузки. В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что после истечения установленного договором времени на уборку вагонов имело место использование пути необщего пользования без согласия его владельца.
Далее выяснению подлежит вопрос о возможности возложения ответственности за такое пользование на перевозчика.
В этой связи установлено, что спорные вагоны перевозчику не принадлежат, поскольку являются собственностью третьих лиц или находятся в аренде у третьих лиц. Данная информация отражена в ведомости подачи и уборки вагонов, памятках приемосдатчика и не отрицается сторонами.
Согласно пункту 2 статьи 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1.5 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, утвержденных на 29 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников СНГ (указание МПС РФ от 16.08.2001 N 163у), порожние собственные грузовые вагоны после выгрузки направляются по указанию собственника, арендатора или грузополучателя по полным перевозочным документам.
Поскольку спорные вагоны не принадлежат ответчику, при этом в деле отсутствуют доказательства того, что в соответствии с пунктом 1.5 вышеназванных Правил собственником вагона, арендатором, грузополучателем своевременно даны указания относительно направления порожних вагонов, то нахождение этих вагонов на путях необщего пользования после истечения срока на уборку вагонов с мест выгрузки не зависело от ОАО "РЖД". Поэтому отсутствуют основания для возложения предусмотренной статьей 63 Устава ответственности на ответчика.
Довод ответчика об отсутствии взаимосвязи между взысканием платы за использование пути и принадлежностью соответствующих вагонов не принимается во внимание, так как принадлежность вагонов в данном случае устанавливается судом для решения вопроса о возможности возложения ответственности на перевозчика.
Отсутствие актов общей формы, в которых зафиксирован факт простоя на подъездных путях спорных вагонов, не влияет на разрешение данного спора, поскольку в данном случае на основании памяток приемосдатчика установлено использование ответчиком пути необщего пользования без согласия его владельца, а также период такого использования. При этом суд учитывает, что иск заявлен за использование пути, а не задержку уборки вагонов с мест выгрузки (статья 100 Устава). В этой связи отклоняется соответствующий довод ответчика.
При установленных обстоятельствах апелляционная жалоба, в которой содержится правильный довод о применимости к спорной ситуации норм об ответственности за использование пути без согласия собственника в случае превышения договорного срока на уборку вагонов, удовлетворению не подлежит.
Решение об отказе в иске следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19 мая 2009 года по делу N А73-1031/2009 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.Н. Головнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1031/2009
Истец: открытое акционерное общество "Находкинский морской торговый порт"
Ответчик: открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5173/10
19.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5173/10
12.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5173/10
14.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5173/10
24.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6196/2009
11.08.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2853/2009