г. Хабаровск |
|
7 сентября 2009 г. |
N 06АП-3369/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 сентября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Меркуловой Н.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от Минимущества края - Такмаковой Е.Н., представителя по доверенности от 03.10.2008 N 1-11/7358
от ДРЦ МЧС: не явились
от Управления Госпожнадзора: Юхно М.Е., представителя по доверенности от 15.06.2009 б/н, Рощина В.А., представителя по доверенности от 01.09.2009 б/н
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра МЧС России
на решение от 23.06.2009
по делу N А73-7059/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Манник С.Д.
по заявлению Министерства имущественных отношений по Хабаровскому краю
к Дальневосточному региональному центру Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, Управлению государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра МЧС России
о признании недействительными предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Министерство имущественных отношений по Хабаровскому краю (далее - заявитель, Минимущество края) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными предписаний Дальневосточного регионального центра Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий и Управления государственного пожарного надзора Дальневосточного регионального центра МЧС России (далее - УГПН ДВРЦ МЧС России, управление) от 31.03.2009 N N 15/1/1, 15/1/2, 15/1/3, 15/1/4, 15/1/5, 15/1/6, 15/1/7, 15/1/8, 15/1/9, 15/1/10, 15/1/14, 15/1/15, 15/1/16, 15/1/17, 15/1/18, 15/1/20, 15/1/21, 15/1/22, 15/1/25, 15/1/30, 15/1/33, 15/1/34, 15/1/35, 15/1/36, 15/1/38, 15/1/43, 15/1/46, 15/1/49.
Заявитель ссылается на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, вступившим в законную силу с 30.04.2009, на существующие здания, запроектированные и построенные, в данном случае в 1936, 1970 годах, в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются. Считает, что оспариваемые предписания незаконно возлагают на заявителя обязанности по изменению конструктивных элементов здания, влекущих значительные расходы краевого бюджета.
Возражая против доводов заявителя, УГПН ДВРЦ МЧС России указывает, что дальнейшая эксплуатация зданий с нарушениями требований пожарной безопасности, может повлечь возникновение пожара и создает угрозу для жизни и здоровья людей.
Решением от 23.06.2009 заявление Минимущество края удовлетворено, оспариваемые предписания признаны незаконными.
Не согласившись с решением, УГПН ДВРЦ МЧС России обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что требования, закрепленные в СНиПах обязательны к применению вплоть до принятия соответствующих технических регламентов, поскольку установлены в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Указывает, что СНиПы не относятся к нормативным актам и в настоящее время регистрации не подлежат.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле поддержали свои позиции относительно обжалуемого судебного акта.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 97 Приказа МЧС РФ от 01.10.2007 N 517 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности" обжалование действий (бездействия) и решений государственных инспекторов по пожарному надзору осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации к вышестоящему в порядке подчиненности государственному инспектору по пожарному надзору или в суд.
Согласно статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия судом решения о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными является наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение при этом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, государственными инспекторами Российской Федерации и Хабаровского края по пожарному надзору проведена внеплановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории и в зданиях, расположенных по адресу: г.Хабаровск, ул.Запарина, 76 и ул.Муравьева-Амурского, 32, принадлежащих Минимуществу края на праве оперативного управления.
Результаты проверки отражены в акте от 30.03.2009 N 12.
По результатам проверки Минимуществу края выданы предписания от 31.03.2009 N 12/1/1-59 по устранению требований пожарной безопасности и об устранении выявленных нарушений, в которых (NN 15/1/1-15/1/10, 15/1/14-15/1/22, 15/1/25, 15/1/30, 15/1/33-15/1/36, 15/1/38, 15/1/43, 15/1/46, 15/1/49) указаны нарушения требований и норм пожарной безопасности, предусмотренные Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), Строительными нормами и правилами (СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение") и Минимуществу края предписано выполнить ряд мероприятий, а также установлены сроки для их выполнения.
Считая указанные предписания незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03).
В соответствии с пунктом 10 ППБ 01-03 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Следовательно, правовую нормативную базу пожарной безопасности составляют, в том числе, строительные нормы и правила пожарной безопасности, распространяемые на эксплуатируемые здания.
Факт установленных в ходе проверки нарушений подтверждается материалами дела, не оспаривается Минимуществом края. Выявленны нарушения после проведения проверки частично устранены.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции поддержал доводы заявителя об отсутствии в предписаниях Управления Госпожнадзора нормативного обоснования нарушения установленных требований Правил пожарной безопасности и пришел к выводу, что нормы и правила пожарной безопасности в обязательном порядке подлежат изложению только в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, а также подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию. Таким образом, поскольку СНиПы официально не опубликованы, в Минюсте не зарегистрированы, следовательно, носят рекомендательный характер и не являются нормативно обязательными требованиями.
Действительно, СНиП по своей форме не могут считаться нормативными правовыми актами, поскольку они не зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально не опубликованы.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" дается определение нормативных документов по пожарной безопасности как технических регламентов и стандартов, действующих до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемых норм пожарной безопасности, правил пожарной безопасности, стандартов, инструкций и иных документов, содержащих соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Согласно статье 20 указанного закона нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что со дня вступления данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Согласно пункту 39 Приказа МЧС России от 16.03.2007 N 140 требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, также не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
До вступления в силу соответствующих технических регламентов в области строительства подлежат обязательному исполнению требования действующих нормативных документов в строительстве, принятых до 01.07.2003 (письмо Госстроя России от 22.12.2003 N ЛБ-8381/9, письмо Минпромэнерго РФ и Минрегионразвития РФ от 29.11.2006 N АР-6893/08).
Федеральный закон N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подписанный Президентом РФ 22.07.2008, на момент спорных правоотношений в силу еще не вступил, поэтому применению не подлежит.
Вместе с указанный Закон также содержит исключения из общих правил, в соответствии с которыми на существующие здания, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763, предусматривающий порядок опубликования и регистрации нормативных правовых актов, вступил в силу в 1996 году, в связи с чем, не распространяет свое действие на СНиПы, утвержденные ранее.
Таким образом, строительные нормы и правила не отменены и как технические нормы по вопросам безопасности строительства подлежат обязательному исполнению наряду с другими аналогичными нормами, принятыми ранее и зарегистрированными Минюстом России в установленном порядке, в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Информация, представленная заявителем апелляционной жалобы о пожароопасной обстановке в проверяемых зданиях, свидетельствует о том, что дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приведет к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для освобождения юридического лица независимо от его организационно-правовой формы от исполнения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности и противоречит статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с указанным Законом обеспечение пожарной безопасности является важнейшей функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
Следовательно, несоблюдение юридическим лицом требований данного Закона создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение следует отменить и заявителю в удовлетворении требований отказать.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2009 по делу N А73-7059/2009 отменить.
Министерству имущественных отношений по Хабаровскому краю в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская Судьи Н.В. Меркулова Т.Д. Пескова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7059/2009
Истец: Министерство имущественных отношений Хабаровского края
Ответчик: Управление государственного надзора Главное управление министерства РФ по делам ГО,ЧС и ЛПСБ по Хабаровскому краю, Дальневосточный региональный центр Министерства РФ по гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4501/10
31.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4501/10
14.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-7260/2009
07.09.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3369/2009