г. Хабаровск
15 сентября 2009 г. |
N 06АП-3614/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области: Гулевич Марина Геннадьевна, удостоверение УР N 272236, представитель по доверенности от 30.04.2009 N 04-23/3;
от Свободненской квартирно-эксплуатационной части: не явились;
от третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы по Амурской области: Супруненко Ольга Сергеевна, удостоверение УР N 270720, представитель по доверенности от 19.11.2008 N 07-27/21;
от третьего лица - Квартирно-эксплутационного управления Дальневосточного военного округа: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Амурской области
на решение от 29.06.2009
по делу N А04-1461/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Москаленко И.А.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области
к Свободненской квартирно-эксплуатационной части
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области, Квартирно-эксплутационное управление Дальневосточного военного округа
о взыскании 5 265 297,62 руб.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Амурской области (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Свободненской квартирно-эксплуатационной части (далее - Свободненская КЭЧ, налогоплательщик) о взыскании 5 265 297,62 руб., составляющих 3 711 647 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004-2006, 124 093 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 262 907,3 руб. штрафа и 1 166 650,32 руб. пени.
Заявленные требования обоснованы тем, что в результате проведенной выездной налоговой проверки Свободненской КЭЧ установлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Решением от 23.08.2008 N 43-11/6130729 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, начислены к уплате налоги, штраф и пени. Требование об уплате начисленных сумм в добровольном порядке не исполнено.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Квартирно-эксплуатационное управление Дальневосточного военного округа (далее - КЭУ ДВО) и Управление Федеральной налоговой службы по Амурской области (далее - УФНС по Амурской области, управление).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), инспекцией заявлено ходатайство об уточнении заявленного требования в связи с добровольной оплатой ответчиком недоимки по НДФЛ в сумме 124 093 руб. и произведенным перерасчетом, инспекция просила взыскать с ответчика 3 448 826,59 руб., составляющих НДС - 2 520 371 руб. за 2004-2006, 160 179,20 руб. штрафа и 670 935,09 руб. пени; 84 932 руб. пени по НДФЛ, 12 409,30 руб. штрафа. Представлен перерасчет суммы НДС, пеней и штрафов.
Уточнения судом приняты.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2009 в удовлетворении заявленных инспекцией требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что, поскольку Свободненская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 17.07.2007 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1072807001508, ИНН 2807002761, осуществляет деятельность как юридическое лицо на основании Положения от 04.02.2008 года, а в период до 17.07.2007 осуществляла деятельность на основании Положений, в том числе от 25.03.2005, по которым юридическим лицом не являлась, следовательно, основания для взыскания названных недоимки, пеней и штрафа за установленные правонарушения в период 2004-2006 отсутствуют в связи с тем, что в спорные периоды Свободненская КЭЧ не являлась налогоплательщиком.
Не согласившись с судебным актом, инспекция обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии в проверяемый период - 2004-2006 у Свободненской КЭЧ статуса юридического лица.
Считает, что деятельность налогоплательщиком не была прекращена, ИНН Свободненской КЭЧ остался прежним, Свободненская КЭЧ состояла на налоговом учете, налоговые декларации представляла.
Кроме того, по мнению инспекции, внесение записи в ЕГРЮЛ о признании государственной регистрации Свободненской КЭЧ недействительной в связи с технической ошибкой не влечет за собой автоматического признания государственной регистрации 03.06.1994 Свободненской КЭЧ незаконной и ее исключение из ЕГРЮЛ.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции, поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Представитель УФНС по Амурской области поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу инспекции, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
Свободненская КЭЧ, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимала, заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в её отсутствие в связи с невозможностью участия в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции на основании статьи 159 АПК РФ удовлетворил указанное выше ходатайство.
КЭУ ДВО, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Свободненская КЭЧ зарегистрирована 17.07.2008 в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ за основным регистрационным номером 1072807001508, ИНН 2807002761.
На основании решения от 28.12.2007 N 61-11 налоговым органом в период с 28.12.2007 по 09.06.2008 проведена выездная налоговая проверка Свободненской КЭЧ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 30.11.2007.
Решением от 28.01.2008 N 61-11/1 выездная проверка приостанавливалась до 16.04.2008.
Согласно акту от 24.07.2008 N 43-11/5704085 при проведении проверки были установлены нарушения, в том числе:
- пункта 1 статьи 173 НК РФ, занижена сумма НДС, подлежащая уплате за 2004 в размере 542 194 рубля, в том числе за 1 квартал 1 200 рублей, за 2 квартал 50 432 руб., за 3 квартал 221 297 руб., за 4 квартал 264 436 руб.; за 2005 в размере 757 800 руб., в том числе за 1 квартал 115 874 рубля, за 2 квартал 414 469 руб., за 3 квартал 109 530 руб., за 4 квартал 117 927 руб.; за 2006 в размере 2 277 523 руб., в том числе за февраль 961 866 руб., за март 1 062 руб., 2 квартал 110 926 руб., за 3 квартал 464 441 руб., за 4 квартал 739 228 руб.;
- пункта 6 статьи 226 НК РФ, организацией несвоевременно перечислены сумма исчисленного и удержанного НДФЛ, задолженность по НДФЛ по состоянию на 30.11.2007 составила 124 093 руб.
По результатам рассмотрения акта проверки, возражений налогоплательщика от 19.08.2008 налоговым органом вынесено решение от 28.08.2008 N 43-11/6130729 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ, в том числе:
- по пункту 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату или неполную НДС за 3 квартал 2005 в виде штрафа в размере 10 953 руб. (109530х20%х50%); НДС за 4 квартал 2005 - 11 792,70 руб. (117927х20%х50%); НДС за февраль 2006 - 96 186,60 руб. (961866х20%х50%); НДС за март 2006 - 106,20 руб. (1062х20%х50%); НДС за 2 квартал 2006 - 11 092,60 руб. (110926х20%х50%); НДС за 3 квартал 2006 - 46 444,10 руб. (464441х20%х50%); НДС за 4 квартал 2006 - 73 922,80 руб. (739228х20%х50%);
- по статье 123 НК РФ, за не перечисление НДФЛ в виде штрафа в размере 12 409 руб. (124093*20%*50%).
Названным решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку, в том числе: по НДС за 2004 в сумме 542 194 руб., за 2005 в сумме 757 800 руб., за 2006 в сумме 2 277 523 руб., НДФЛ в сумме 124 093 руб.; пени по состоянию на 28.08.2008, в том числе: НДФЛ в сумме 84 932 руб., по НДС 1 084 638,86 руб.
Решением УФНС по Амурской области от 12.11.2008 N 22-14/3735 решение Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Амурской области изменено в части начисления недоимки по НДС за 2004 в сумме 537 365 руб., в том числе 4 квартал в сумме 264 436 руб., указано на перерасчет пеней, штрафов.
Требованием от 19.11.2008 N 2559 налогоплательщику предложено в срок до 29.11.2008 уплатить суммы налогов, штрафов и пеней.
В связи с неисполнением требования налогового органа в полном объеме в добровольном порядке, отсутствием доказательств уплаты 3 448 826,59 руб. (с учетом уточнений), в том числе по НДС: 2 520 371 руб. за 2004-2006; 160 179,20 руб. штрафа и 670 935,09 руб. пени; 12 409,30 руб. штрафа по НДФЛ и 84 932 руб. пени, налоговый орган обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных инспекцией требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 9 НК РФ предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.
В соответствии со статьей 11 НК РФ организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Статьей 51 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Подпунктами "а, г, д, ж, л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров; сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу пункта 3 статьи 26 вышеуказанного Федерального закона N 129-ФЗ, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц (данный абзац в редакции Федерального закона РФ от 02.07.2005 года N 83-ФЗ).
Статьей 19 НК РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом.
Как следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц от 26.06.2009 по ОГРН 1032800180478 (т.3 л.д.90-109), Свободненская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 24.02.1941 за номером 1/520058 (способ образования - реорганизация), 28.02.2003 зарегистрирована в качестве юридического в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1032800180478, ИНН 2807002761, наименование ОПФ - Учреждение, сведения об учредителях отсутствуют. Постановлено на налоговый учет 03.06.1994, снято с налогового учета 03.06.2005.
27.06.2005 регистрация признана ошибочной по решению регистрирующего органа, государственный регистрационный номер записи 1032800180478.
В декабре 2005 и мае 2007 года внесены записи в ЕГРЮЛ о регистрации в качестве страхователя в территориальном Фонде социального страхования и Пенсионном фонде.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 27.03.2006 по Свободненской КЭЧ с ОГРН 1032800180478 (т.3 л.д.80) усматривается, что способом прекращения деятельности является внесение в ЕГРЮЛ записи о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом, от 27.06.2005.
Согласно выписке ЕГРЮЛ от 26.06.2009 по ОГРН 1072807001508, Свободненская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 03.06.1994 (способ образования - создание путем реорганизации до 01.07.2002), 17.07.2007 зарегистрирована в качестве юридического в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1072807001508, ИНН 2807002761, наименование ОПФ - Государственное учреждение, сведения об учредителях - Учреждение Министерство обороны РФ, ОГРН 1037700255284. Постановлено на налоговый учет 03.06.1994.
В соответствии со свидетельством серии 28 N 000991434 Свободненская КЭЧ с ОГРН N 1072807001508 (т.3 л.д.75) поставлена на налоговый учет 01.03.2003, ИНН 2807002761.
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ, Свободненская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 03.06.1994 за основным государственным регистрационным номером 1072807001508.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно признано, что Свободненская КЭЧ зарегистрирована в качестве юридического лица 17.07.2007 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1072807001508, ИНН 2807002761 и осуществляет деятельность как юридическое лицо на основании Положения от 04.02.2008.
Судом установлено, что в период до 17.07.2007 налогоплательщик осуществлял деятельность на основании Положений, в том числе от 25.03.2005, в соответствии с которыми юридическим лицом не являлся.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25.07.2007 N 982-р, в ведении Минобороны России на базе имущества, используемого квартирно-эксплуатационными управлениями, отделами, частями районов, отделениями морской инженерной службы и эксплуатационными комендатурами этого Министерства для обеспечения расквартирования и обустройства Вооруженных Сил Российской Федерации, создана Свободненская КЭЧ, установлена предельная штатная численность и размеры ассигнований на содержание, утвержден в установленном порядке устав учреждения.
Как следует из материалов дела, отсутствие статуса юридического лица у Свободненской КЭЧ в спорный период подтверждается решением мирового судьи Амурской области по Свободненскому городскому судебному участку от 31.07.2007, решением Свободненского городского суда от 14.11.2007, решением мирового судьи Амурской области по Свободненскому городскому судебному участку от 31.03.2008.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания недоимки, пеней и штрафа за установленные правонарушения в период 2004-2006, поскольку в спорный период Свободненская КЭЧ не являлась налогоплательщиком.
С учетом изложенного, довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда об отсутствии в проверяемый период 2004-2006 у Свободненской КЭЧ статуса юридического лица, подлежит отклонению.
Довод апелляционной жалобы о том, что внесение записи в ЕГРЮЛ о признании государственной регистрации организации недействительной в связи с технической ошибкой не влечет за собой автоматического признания государственной регистрации 03.06.1994 Свободненской КЭЧ незаконной и ее исключение из ЕГРЮЛ, судом отклоняется ввиду следующего.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 27.03.2006 по Свободненской КЭЧ с ОГРН 1032800180478, способ прекращения деятельности - внесение в ЕГРЮЛ записи о признании государственной регистрации организации, не являющейся юридическим лицом, от 27.06.2005.
Судом установлено, что Свободненская КЭЧ с ОГРН 1032800180478 обращалась в налоговый орган с заявлениями от 14.05.2005 N 668/1 и 22.06.2005 N 898 о признании недействительными записи в ЕГРЮЛ и постановки на учет в налоговом органе, поскольку отсутствовал статус юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении споров об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Других доказательств, как этого требуют положения части 1 статьи 65 АПК РФ, по указанным обстоятельствам налоговый орган не представил.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о том, что Свободненкая КЭЧ не являлась юридическим лицом в период проведения выездной налоговой проверки, следовательно, взыскание 5 265 297,62 руб., составляющих 3 711 647 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2004-2006, 124 093 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), 262 907,3 руб. штрафа и 1 166 650,32 руб. пени, является незаконным и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Амурской области от 29 июня 2009 года по делу N А04-1461/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1461/2009
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Амурской области
Ответчик: Свободненская квартирно-эксплуатационная часть
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы России по Амурской области, Квартирно-эксплутационное управление Дальневосточного военного округа