г. Хабаровск
18 сентября 2009 г. |
N 06АП-3569/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Гричановской Е.В., Меркуловой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковтун А.Ю.
при участии в заседании:
от Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Лермонтовское": Эргашева Ольга Александровна, паспорт 0804 418665, выдан 20.09.2005 ОВД Бикинского района Хабаровского края, представитель по доверенности от 22.09.2008 б/н;
от Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной и Сахалинской областям: Разумовская Наталья Николаевна, паспорт 0899 0925 30, выдан 14.04.2000 ОВД Хабаровского района, представитель по доверенности от 22.07.2009 N 19, Юн Ден Чир, удостоверение 27 N 0300, представитель по доверенности от 09.09.2009 N 28;
от заинтересованного лица - Бикинской прокуратуры: не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Лермонтовское"
на решение от 23.06.2009
по делу N А73-13992/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Лермонтовское"
к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю и Еврейской автономной Сахалинской областям
об оспаривании постановления от 20.11.2008 N 80
заинтересованное лицо: Бикинская прокуратура
Краевое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Лермонтовское" (далее - предприятие, КГУСП "Лермонтовское") обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2008 N 80, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного привлечена Бикинская прокуратура.
Решением суда первой инстанции от 26.06.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, КГУСП "Лермонтовское" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение по делу.
В обоснование доводов апелляционной жалобы предприятие указывает на отсутствие вины в его действиях, а также состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ, поскольку пестициды хранятся вне зон охраны водных объектов и не передавались на баланс предприятию.
Считает, что на основании статьи 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек.
Представитель КГУСП "Лермонтовское" в заседании суда апелляционной инстанции настаивала на доводах, изложенных в жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Управления Россельхознадзора в заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 06.11.2008 в 15 часов 30 минут должностными лицами Бикинской городской прокуратуры, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, Управления Россельхознадзора, на основании письма Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры от 25.08.2008 N 16-08, проведена совместная внеплановая проверка КГУСП "Лермонтовское", расположенного по адресу: Хабаровский край, Бикинский район, с. Лермонтовка, ул.Центральная, д,18, по соблюдению законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", а именно: нарушены условия хранения непригодных пестицидов и агрохимикатов на территории машинного двора отделения "Лончаково" КГУСП "Лермонтовское".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.10.2008 N 156.
09.10.2008 в присутствии законного представителя предприятия исполняющим обязанности Бикинского городского прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении КГУСП "Лермонтовское" дела об административном правонарушении по статье 8.3 КоАП РФ, которое по подведомственности направлено в Управление Росприроднадзора по Хабаровскому краю.
20.11.2008 в присутствии законного представителя предприятия (расписка директора предприятия от 20.11.2008, свидетельствующая об ознакомлении с правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Сахалинской областям по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 80 по делу об административном правонарушений, которым предприятие за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами привлечёно к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, КГУСП "Лермонтовское" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из факта совершения предприятием вменяемого ему административного правонарушения, наличия вины в его действиях и соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Статьёй 8.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей среде.
Объектом вменяемого предприятию административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие при обращении с пестицидами и агрохимикатами, а объективную сторону образуют действия или бездействие, то есть несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды установлены в Федеральном законе от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ)
Статьей 1 Федерального закона от 19.07.1997 N 109-ФЗ установлены основные понятия:
- пестициды - химические или биологические препараты, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, сорными растениями, вредителями хранящейся сельскохозяйственной продукции, бытовыми вредителями и внешними паразитами животных, а также для регулирования роста растений, предуборочного удаления листьев (дефолианты), предуборочного подсушивания растений (десиканты);
- агрохимикаты - удобрения, химические мелиоранты, кормовые добавки, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв и подкормки животных. Данное понятие не применяется в отношении торфа, используемого для других целей.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.07.1997 N 109 хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей природной среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Согласно статье 24 Федерального закона от 19.07.1997 N 109 обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.11.2001 N 34 введены в действие санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.1077-01 (далее - Санитарные правила).
Пунктом 3.1. Санитарных правил установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах).
В соответствии с пунктами 3.5, 3.7 СанПиНа на территории комплекса (склада) выделяется площадка с водонепроницаемыми колодцами - нейтрализаторами или другими емкостями для сбора и обезвреживания сточных и промывных вод, загрязненных пестицидами и агрохимикатами. На крупных складах целесообразно оборудование печей или других устройств для высокотемпературного (плазменного) обезвреживания пришедших в негодность пестицидов. На территории оборудуются автовесы (под навесом) или специально построенная весовая, а также навес (склад) к пустой тары из-под ранее использованных пестицидов и агрохимикатов, предварительно очищенной и обезвреженной.
Пунктом 3.9 Санитарных правил установлено, что складирование пестицидов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Высота штабеля при хранении препаратов в мешках, металлических барабанах, бочках вместимостью не менее 5 л, картонных и полимерных коробках, ящиках, флягах допускается в три яруса. При использовании стеллажей высота складирования может быть увеличена. Минимальное расстояние между стеной и грузом должно быть не менее 0,8 м, между перекрытием и грузом - 1 м, между светильником и грузом - 0,5 м, расстояние между полом и стеллажом - 0,8 м. Запрещается хранение пестицидов навалом.
Согласно пунктам 3.10, 3.19 СанПиНа, пестициды на склады должны поступать в таре, отвечающей требованиям соответствующей нормативной и технической документации. На каждой упаковочной единице должна быть оформленная в установленном порядке тарная этикетка. К каждой упаковочной единице должны прилагаться (приклеиваться или наноситься непосредственно на тару) рекомендации по применению, утвержденные в установленном порядке. Запрещается использовать помещения складов для хранения продуктов питания, фуража, различных предметов хозяйственного и бытового назначения, а также хранение пестицидов и агрохимикатов в помещениях, не предназначенных для этих целей и под открытым небом.
В соответствии с пунктом 3.26 Санитарных правил ежегодно, по окончании сезона обработок, проводят инвентаризацию пестицидов и агрохимикатов с составлением акта.
Как следует из материалов дела, КГУСП "Лермонтовское", на территории машинного двора отделения "Лончаково" в отдельно стоящих деревянных строениях, осуществляет хранение непригодных пестицидов в количестве около 800 кг, а также пригодных пестицидов "Ордан" в количестве 525 кг.
Из акта от 06.10.2008 N 156 (л.д.109-110) усматривается, что пестициды хранятся в частично поврежденной таре. Не произведено разделение пестицидов по требованиям совместимости, а именно допущено совместное хранение порошкообразных и жидких пестицидов.
Кроме того, помещения, в которых осуществляется хранение пестицидов, не имеет соответствующих санитарно-эпидемиологических заключений.
Факт совершения предприятием административного правонарушения, подтверждается актом проверки от 06.10.2008 N 156, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.10.2008, представлением прокуратуры от 13.10.2008 N 23, результатами определения пестицидов на соответствие стандартов от 12.11.2008.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения предприятием вменяемого ему административного правонарушения, а также наличия вины в его совершении, которая заключается в бездействии по исполнению требований законодательства по хранению и использованию пестицидов агрохимикатов, чем причинен вред установленному порядку осуществлении предпринимательской деятельности, который может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.
Судом отклоняется довод апелляционной жалобы об отсутствии в его действиях вины и состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 КоАП РФ, по основаниям, изложенным выше.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно статье 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности истек, отклоняется ввиду следующего.
Частями 1, 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
В соответствием с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения срока давности в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Судом установлено и следует из материалов дела, что факт совершения правонарушения зафиксирован 06.10.2008 актом проверки N 156 (л.д.109-110).
Из постановления о возбуждении в отношении КГУСП "Лермонтовское" дела об административном правонарушении по статье 8.3 КоАП РФ (л.д.104-106) усматривается, что оно вынесено 09.10.2008.
20.11.2008 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление N 80 по делу об административном правонарушении, которым предприятие за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами привлечёно к административной ответственности, предусмотренной статьёй 8.3. КоАП.
Следовательно, годичный срок привлечения к административной ответственности по статье 8.3. КоАП, исчисляемый со дня обнаружения административного правонарушения - 06.10.2008, совершенного КГУСП "Лермонтовское", не истек.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения предприятия к ответственности, предусмотренной статьёй 8.3 КоАП РФ.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23 июня 2009 года по делу N А73-13992/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13992/2008
Истец: Кравое государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Лермонтовское"
Ответчик: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору "Россельхознадзор" Управление по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
Третье лицо: Бикинская прокуратура