г. Хабаровск |
|
15 сентября 2009 г. |
06АП-3923/2009 |
Резолютивная часть оглашена 09 сентября 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 15 сентября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковальчук Т.Н.
при участии в судебном заседании:
от МУП ЖКХ г. Облучье не явились (уведомление от 28.08.2009 N 408080);
от Муниципального образования "Облучинский муниципальный район" не явились (уведомление от 31.08.2009 N 408097);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район" г. Облучье в лице конкурсного управляющего Алиева Сахиба Ганбар оглы
на решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.07.2009
по делу N А16-542/2009, принятое судьей Волковой М.О.
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район" г. Облучье в лице конкурсного управляющего Алиева Сахиба Ганбар оглы
к Муниципальному образованию "Облученский муниципальный район"
о признании недействительным распоряжения от 13.07.2004 N 51 "О передаче имущества"
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район" г. Облучье в лице конкурсного управляющего Алиева Сахиба Ганбар оглы (далее - заявитель, конкурсный управляющий, МУП ЖКХ г. Облучье, муниципальное предприятие) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением к Муниципальному образованию "Облученский муниципальный район" о признании недействительным распоряжения от 13.07.2004, о признании сделки по отказу МУП ЖКХ г. Облучье от имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, ничтожной и о применении последствий недействительности сделки путем возврата изъятого имущества в хозяйственное ведение МУП ЖКХ г. Облучье.
Определением от 01.06.2009 исковое заявление МУП ЖКХ г. Облучье о признании ничтожной сделки по отказу МУП ЖКХ г. Облучье от имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, и о применении последствий недействительности сделки путем возврата изъятого имущества в хозяйственное ведение МУП ЖКХ г. Облучье выделено в отдельное производство.
Право на обращение с соответствующим заявлением конкурсный управляющий обосновал несоответствием оспариваемого распоряжения положениям статей 236, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 11, 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.07.2009 по делу N А16-542/2009-2 в удовлетворении заявления Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район" г. Облучье в лице конкурсного управляющего Алиева Сахиба Ганбар оглы о признании недействительным распоряжения главы муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 13.07.2004 N 51 "О передаче имущества" отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции, восстановив, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, срок обращения с данным заявлением, исходил из того, что муниципальное предприятие добровольно отказалось от имущества, переданное в хозяйственное ведение, ввиду того, что не могло обеспечить нормальное функционирование и сохранность имущества.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 10.07.2009 по делу N А16-542/2009-2 отменить, заявленные требования удовлетворить ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела. В частности конкурсным управляющим указано на то, что муниципальное предприятие не имело намерение отказаться от пользования имуществом, поскольку в последствии спорное имущество было передано ему в аренду. Не была дана надлежащая оценка причинам отказа предприятия от права хозяйственного ведения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства в обжалуемой части решения, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования "Облученский муниципальный район" Еврейской автономной области от 22.05.2006 N 376 утвержден устав МУП ЖКХ Г. Облучье. В соответствии с пунктом 2.2 устава для достижения целей уставной деятельности муниципальное предприятие осуществляет обеспечение правильной технической эксплуатации и обслуживания зданий и помещений, закрепленных за ним, проведение работ по своевременному и текущему ремонту зданий и сооружений за счет средств полученных по договорам на техническое обслуживание зданий, обеспечение материально-технического снабжения зданий и сооружений и т.п.
Согласно пунктам 3.1., 3.2. устава имущество муниципального предприятия находится в муниципальной собственности и передано ему в пользование на праве хозяйственного ведения.
Распоряжением главы местной администрации муниципального образования от 13.07.2004 N 51 муниципальному предприятию предписано произвести передачу имущества с баланса предприятия в местную администрацию муниципального образования "Облученский район". Пунктом 2 данного распоряжения комитету по управлению муниципальным имуществом местной администрации предписано заключить договор аренды на передаваемое имущество с МУП ЖКХ г. Облучье.
Во исполнение распоряжения 13.07.2004, 07.07.2005, 13.07.2006 заключены договоры аренды имущества, указанного в приложениях к договорам.
Определением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 22.01.2009 N А16-601Б/2008 Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район" признано несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия открыто конкурсное производство.
Несогласие с указанным выше распоряжением органа местного самоуправления послужило основанием для обращения конкурсного управляющего МУП ЖКХ г. Облучье в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, восстановив, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок и отказывая конкурсному управляющему в удовлетворении заявленных требований, не учел следующее.
В силу статей 197, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление о признании недействительным ненормативного акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев, когда стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции конкурсный управляющий указал на факт ознакомления с оспариваемым распоряжением в рамках письма прокурора Облученского района в апреле 2009 года, арбитражный суд первой инстанции посчитал процессуальный срок на обжалование ненормативного правового акта не пропущенным.
В этой части судебный акт лицами, участвующими в деле, не обжаловался, следовательно, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", арбитражным судом апелляционной инстанции осуществлена проверка судебного акта только в обжалуемой части.
Отказывая конкурсному управляющему в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из факта добровольного отказа муниципального предприятия от переданного в хозяйственное ведение имущества и из доказанности невозможности обеспечения им нормального функционирования и сохранность переданного имущества.
Однако нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставляют собственнику имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, права изымать у него имущество. Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества с учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.
Не допускается и добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения в силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 N 161-ФЗ.
Поэтому изъятие собственником имущества у унитарного предприятия посредством издания распоряжения не может быть признано законным.
Вместе с тем, обосновывая заявленные требования, конкурсный управляющий не учел, что в соответствии со статьей 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ последнему предоставлено право совершать действия на возврат имущества должника посредством предъявления требования о недействительности сделки (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2008 N 10984/08, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 4184/09), кроме того, им не представлены доказательства, свидетельствующие о том, в отношении какого имущества и когда возникло право хозяйственного ведения у муниципального предприятия, зарегистрировано ли данное право в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, свидетельствующие о неправильном применении арбитражным судом первой инстанции норм материального права, которые не привели к принятию неправильного решения, а также, учитывая тот факт, что у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по истребованию дополнительных доказательств, которые не были представлены в арбитражный суд первой инстанции, подлежит изменению только мотивировочная часть решения (пункт 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10 июля 2009 года по делу N А16-542/2009 в мотивировочной части изменить.
Муниципальному унитарному предприятию "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район" в лице конкурсного управляющего Алиева Сахиба Ганбар оглы в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения Муниципального образования "Облученский муниципальный район" от 13.07.2004 N 51 "О передаче имущества" отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципальный район", местонахождение ЕОА, Облученский район, г. Облучье, ул. Денисова, 52, ИНН 7902001277, в доход федерального бюджета за рассмотрение апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-542/2009
Истец: Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство" муниципального образования "Облученский муниципального района" (конкурсный управляющий Алиев С.Г.о)
Ответчик: Муниципальное образование "Облученский муниципальный район"