г. Хабаровск
29 сентября 2009 г. |
N 06АП-4101/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2009 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т. Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фадеевой М. В.
при участии в заседании:
от заявителя не явились (от 09.09.2009 N 422925);
от административного органа не явились (уведомление от 16.09.2009)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Возжаевской квартирно-эксплуатационной части
на решение от 13.08.2009
по делу N А04-5426/2009
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В.Д.
по заявлению Возжаевской квартирно-эксплуатационной части
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
об оспаривании постановления от 08.07.2009 N 102 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
Возжаевская квартирно-эксплуатационная часть (далее - заявитель, Возжаевская КЭЧ) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области (далее - Управление Росприроднадзора по Амурской области, административный орган) 08.07.2009 N 102 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных (далее - КоАП РФ), в виде наложения штрафа в размере 120 000 руб.
Право на обращение с соответствующим заявлением Возжаевской КЭЧ обусловлено отсутствием в действиях состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, а также нарушением допущенным административным органом части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающей обязанность вручения акта проверки руководителю предприятия или лицу его замещающему.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 13.08.2009 N А04-5426/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая данное решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом факта нарушения заявителем пункта 3 статьи 14, пункта 2 статьи 18, пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", несоблюдение которых влечет за собой административную ответственность, установлена арбитражным судом первой инстанции и вина Возжаевской КЭЧ в совершении вмененного правонарушения. Нарушения процедуры привлечения Возжаевской КЭЧ к административной ответственности арбитражным судом первой инстанции не выявлены.
Не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 13.08.2009 N А04-5426/2009 отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявителем указано на неправильное применение арбитражным судом первой инстанции части 4 статьи 16, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". По мнению заявителя, акт проверки, при оформлении которого были нарушены требования указанного выше закона, не является допустимым доказательством, подтверждающим вину Возжаевской КЭЧ.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не явилось препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, оценив установленные при рассмотрении апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней доводы, апелляционная инстанция не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отменены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции. Судом первой инстанции в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие существенное значение для его полного и всестороннего рассмотрения, а также правильно применены нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, в период с 20.042009 по 14.05.2009 должностными лицами Управления Росприроднадзора по Амурской области на основании распоряжения руководителя от 10.04.2009 N 52 проведена плановая проверка соблюдения Возжаевской КЭЧ требований природоохранного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 14.05.2009 N 47-О.
В ходе проверки административным органом выявлено, что в процессе эксплуатации Возжаевской КЭЧ объектов ей принадлежащих образуются отходы 1-4 класса опасности (отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, отработанные моторные и трансмиссионные масла и т.д.). При этом заявителем паспорта отходов 1-4 классов опасности не составлены, не получены лимиты на размещение отходов, не ведется учет движения отходов, не разработан Порядок производственного контроля в области обращения с отходами. Выявив данные нарушения, административный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований пункта 3 статьи 14, пункта 2 статьи 18, пункта 1 статьи 19, пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
28.05.2009 в присутствии начальника Возжаевской КЭЧ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы по Амурской области составлен протокол об административном правонарушении N 78 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
08.07.2009 должностными лицом административного органа по результатам рассмотрения материалов проверки в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Возжаевской КЭЧ вынесено постановление N 102, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Возжаевская КЭЧ обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде наложения штрафа в размере от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. В свою очередь под обращением с отходами подразумевается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
При этом под опасными отходами в силу названной статьи понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В силу статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (пункт 2 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Согласно статье 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья. При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Как следует из материалов дела Возжаевской КЭЧ осуществляется хозяйственная деятельность, в процессе которой образуются опасные отходы, в частности отработанные ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, отработанные моторные и трансмиссионные масла и т.д. При этом паспорт на опасные отходы в Возжаевкой КЭЧ не составлен, отсутствует разработанный проект нормативов образования отходов и установленных лимитов на их размещение, подтверждения отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, ведения учета образующихся, переданных использованных отходов, не разработан Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Поскольку Возжаевская КЭЧ не выполнила обязанность, возложенную на неё требованиями указанных выше норм, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в её действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения подтверждается актом проверки от 14.05.2009 N 47-О, протоколом об административном правонарушении от 28.05.2009 N 78 и не отрицается самим правонарушителем.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку Возжаевской КЭЧ не предпринимались зависящие от нее меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии вины заявителя во вмененном правонарушении.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения и степени общественной опасности бездействия, выразившегося в неисполнении целой совокупности предусмотренных действующим законодательством обязанностей.
Апелляционная инстанция отклоняет довод жалобы о том, что акт проверки от 14.05.2009 N 47-О не является надлежащим доказательством событий административных правонарушений и вины Возжаевской КЭЧ в их совершении ввиду того, что последний был направлен почтовым отправлением в адрес Возжаевской КЭЧ, а не вручен руководителю предприятия или лицу его замещающему.
Действительно, в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При этом в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Направление акта проверки в адрес Возжаевской КЭЧ ввиду отсутствия при проверке руководителя части и его заместителя не противоречит положениям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Поскольку событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.2 КоАП РФ, и вина Возжаевской КЭЧ в его совершении подтверждаются материалами дела, основания для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя у арбитражного апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями к отмене судебного акта, арбитражным апелляционным судом так же не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 13 августа 2009 года по делу N А04-5426/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Возжаевской квартирно-эксплуатационной части - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.В. Меркулова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5426/2009
Истец: Возжаевская квартирно-эксплуатационная часть
Ответчик: Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2009 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4101/2009