город Омск
14 января 2008 г. |
Дело N А46-9363/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3256/2007) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 31.10.2007 по делу N А46-9363/2007 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г.Омска
к Государственному унитарному предприятию "Омский завод транспортного машиностроения"
3-е лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
о взыскании 7 188 940,26 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска - не явился, извещен;
от Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" - не явился, извещен;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Дунина Е.И. (паспорт, доверенность N 18245 от 18.10.2007 сроком действия 3 года)
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска (далее - Пенсионный фонд РФ, Учреждение), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска, обратилось с иском в арбитражный суд к Государственному унитарному предприятию "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш", Предприятие) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года и пени в общей сумме 7 188 940,26 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области требования Пенсионного фонда РФ удовлетворены в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года в сумме 4 060 725 руб. В удовлетворении требований в части взыскания с Предприятия пени в сумме 3 128 215,26 руб. отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ГУП "Омсктрансмаш" задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года в сумме 4 060 725 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 3 935 500 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 125 225 руб.
Обосновывая отказ в удовлетворении требований Пенсионного фонда РФ в части взыскания пени, суд первой инстанции указал, что требование Пенсионного фонда РФ в части предложения уплатить задолженность по пеням не соответствует положениям действующего законодательства, поскольку содержит только общий размер пеней без их расчета; не указаны период, за который начислены пени, дата, с которой начинают начисляться пени, а также их ставка, что не позволяет должным образом проверить расчет пени и определить сумму пени, соответствующую задолженности.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд РФ, оспаривая решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 3 128 215,26 руб. пени, просит решение Арбитражного суда Омской области по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Учреждения в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в жалобе, Пенсионный фонд РФ указывает на то, что ГУП "Омсктрансмаш" обязано уплатить пени, начисленные на сумму неуплаченных страховых взносов, а также на то, что сведения о сумме пеней Учреждением были получены от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска.
Отзыв на апелляционную жалобу от ГУП "Омсктрансмаш" суду апелляционной инстанции не представлен.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке в отсутствие представителей Пенсионного фонда РФ и ГУП "Омсктрансмаш", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы и не заявивших ходатайства об его отложении.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Пенсионного фонда РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя налогового органа, установил следующие обстоятельства.
Предприятие состоит на учете в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
ГУП "Омсктрансмаш" представлена декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2006 года, сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет, составила 4 060 725 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 3 935 500 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 125 225 руб.
В связи с неуплатой страховых взносов за 4 квартал 2006 года у Предприятия образовалась задолженность в размере 4 060 725 руб., на которую начислена пеня в общей сумме 3 128 215,26 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 2 889 409,76 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 238 805,50 руб.
Учреждением в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации было направлено требование N 773 по состоянию на 16.07.2007 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный период и пени в общей сумме 7 188 940,26 руб.
Поскольку в установленный срок требование не было исполнено, Пенсионный фонд РФ обратился с заявлением о взыскании в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9363/2007 от 31.10.2007 требования Пенсионного фонда РФ удовлетворены в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 060 725 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется Учреждением в Восьмой арбитражный апелляционный суд в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с ГУП "Омсктрансмаш" 3 128 215,26 руб. пени.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
ГУП "Омсктрансмаш" зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию как организация и является плательщиком взносов по данному виду страхования.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Предприятием у ГУП "Омсктрансмаш" по состоянию на 11.07.2007 имелась недоимка в размере 4 060 725 руб. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на которую начислена спорная сумма пени.
На основании статьи 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеней признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим федеральным законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 25 данного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации при неуплате налогоплательщиком взноса в установленный срок требование об уплате недоимки (в том числе пени) должно быть направлено ему не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
Согласно пункта 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение закона о налоге, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В нарушении статей 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в требовании N 773 по состоянию на 16.07.2007 помимо констатации вывода об обязанности общества уплатить пени на страховую часть трудовой пенсии в размере 2 889 409,76 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 238 805,50 руб. отсутствует указание на дату, с которой производится начисление пеней, и ставку пеней, что не позволяет проверить правильность и обоснованность начисления указанных в требовании сумм пеней.
Довод Пенсионного фонда РФ о том, что требование направлено на основании данных, представленных налоговым органом судом апелляционной инстанции отклоняется, так как указанное никоим образом не освобождает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации от обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для взыскания пени, возложенной на него статьями 65, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких доказательств Пенсионным фондом РФ ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию не представлено.
Кроме того, в подтверждение обоснованности начисления пени в материалы дела Пенсионным фондом РФ и налоговым органом представлены расчеты пеней, которые не совпадают ни по сумме начисленных пеней, ни по периоду их исчисления.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно указано, что Пенсионный фонд РФ не подтвердил правильность произведенного расчета пеней.
Исходя из указанных обстоятельств и названных норм права, арбитражный суд правомерно отказал во взыскании пеней в размере 3 128 215,26 руб.
Частично удовлетворив требования Пенсионного фонда РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Пенсионного фонда РФ удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку в рассматриваемой ситуации территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации подана апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, по которому им было предъявлено заявление в защиту государственных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 31.10.2007 по делу N А46-9363/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9363/2007
Истец: Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска
Ответчик: Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3256/2007