город Омск
17 января 2008 г. |
Дело N А46-6952/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-2893/2007) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2007 по делу N А46-6952/2007 (судья Поликарпов Е.В.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому Административному округу г. Омска о признании недействительным п. 2 решения N 18-01-40/954 от 15.06.2007.
при участии в судебном заседании представителей:
от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Крайнюкова Л.П. по доверенности от 18.07.2007 N 12362, выданной на 3 года (удостоверение N 338953 действительно до 31.12.2009);
от Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения"" - Пишина Л.Н. по доверенности от 03.10.2007 N КУ-306/82 (паспорт).
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2007 по делу N А46-6952/2007 частично удовлетворены требования Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" (далее - ГУП "Омсктрансмаш", Предприятие) о признании недействительным пункта 2 решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска (далее - ИФНС по ЛАО г. Омска, Инспекция) N 18-01-40/954 от 15.06.2007.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что ГУП "Омсктрансмаш" не является плательщиком земельного налога за 2006 год по земельным участкам: 1) площадью 258,2 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 0304:017 на котором расположено здание кулинарного магазина, 2) площадью 248283,6 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 0304:0017, на котором расположены объекты недвижимости, переданные в уставный капитал ОАО "Омсквагонзавод", в связи с их отчуждением в 2005 и 2004 годах соответственно. Следовательно, доначисление налоговым органом ГУП "Омсктрансмаш" земельного налога в сумме 4 573 663 руб. является неправомерным.
Вместе с тем, суд первой инстанции посчитал правомерным доначисление Инспекцией земельного налога в размере 172 012 руб. по земельному участку общей площадью 98 130 кв.м. с кадастровым номером 55:36:18 01 10:001, на котором размещалось подсобное хозяйство Предприятия - свинокомплекс, зарегистрированному по адресу г.Омск, пос. Светлый, ул.Камышовая, так как ГУП "Омсктрансмаш" не представило надлежащих доказательств прекращения права собственности на свинокомплекс.
В апелляционной жалобе ИФНС по ЛАО г. Омска просит решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2007 по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ГУП "Омсктрансмаш".
По мнению Инспекции, основанием для признания организаций и физических лиц налогоплательщиками по земельному налогу являются документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения. Поскольку Предприятием не были представлены документы, подтверждающие переход тех либо иных прав на спорные земельные участки, ГУП "Омсктрансмаш" является плательщиком земельного налога.
Кроме того, налоговый орган сослался на решение Арбитражного суда Омской области N А46-1976/2006 от 22.03.2006, в соответствии с которым: признан недействительным договор от 12.02.2004 о создании ОАО "Омсквагонзавод"; последнее обязано возвратить имущество Предприятию, переданное по акту приема-передачи имущества и оборудования от 01.04.2004, на основании чего ИФНС по ЛАО г. Омска делает вывод о том, что право пользования земельным участком в 2006 году принадлежит ГУП "Омсктрансмаш".
Предприятием представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на отсутствие у ГУП "Омсктрансмаш" обязанности по уплате земельного налога, поскольку предприятие утратило право обладания спорными земельными участками. Полагает необоснованным мнение ИФНС по ЛАО г. Омска о том, что единственным доказательством утраты предприятием права на земельные участки, находящиеся под реализованными объектами недвижимости, являются документы, подтверждающие переход права на земельные участки, а не на недвижимость.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ИФНС по ЛАО г. Омска проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, своевременности представления расчетов и уплаты налогов на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2006 год.
По материалам камеральной налоговой проверки заместителем руководителя Инспекции вынесено решение N 18-01-40/954 от 15.06.2007 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Полагая, что данное решение не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 4 745 675 руб. (пункт 2 решения налогового органа).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.10.2007 по делу N А46-6952/2007 требования ГУП "Омсктрансмаш" удовлетворены в части доначисленного земельного налога в сумме 4 573 663 руб., в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется ИФНС по ЛАО г. Омска в Восьмой арбитражный апелляционный суд в части удовлетворения требований Предприятия в сумме 4 573 663 руб. (в отношении земельных участков: 1) площадью 258,2 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 0304:017 на котором расположено здание кулинарного магазина, 2) площадью 248283,6 кв.м. с кадастровым номером 55:36:09 0304:0017, на котором расположены объекты недвижимости, переданные в уставный капитал ОАО "Омсквагонзавод").
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Частично удовлетворяя требования ГУП "Омсктрансмаш", суд первой инстанции исходил из факта неиспользования Предприятием земельных участков в 2006 году и отсутствия у него обязанности по уплате земельного налога.
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Данная норма Налогового кодекса Российской Федерации согласуется с Земельным кодексом Российской Федерации, в котором установлено три вида права на земельные участки: право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, поскольку глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации, определяя плательщиков земельного налога, связывает понятие "налогоплательщик" с правом на земельный участок, налогоплательщики должны иметь на земельные участки, являющиеся объектом налогообложения, правоустанавливающие документы, выдаваемые органами госрегистрации, которые ведут Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ГУП "Омсктрансмаш" были предоставлены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования в городе Омске по ул. Красный переулок, 2 с кадастровым номером 55:36:09 03 04:0017 в размере 1 469 900 кв.м. и кадастровым номером 55:36:18 01 10:001 площадью 98 130 кв.м. для использования под строения для производственных целей.
В дальнейшем объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках:
1) земельный участок 258,2 кв.м. (89,2 кв.м. + 169 кв.м.) из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 04:0017, на котором расположено здание кулинарного магазина, согласно договорам купли-продажи N 306/368-05 и N 306/369 от 25.04.2005 продано частному лицу -, расчеты по указанным договорам произведены полностью и в соответствии с актами приема-передачи указанное здание передано покупателю. Право собственности на кулинарный магазин: нежилое одноэтажное здание, общей площадью 258,20 кв.м., литера АК, расположенное по адресу: г. Омск, пер. Красный, д. 2, зарегистрировано 28.12.2005, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись номер 55-55-01/121/2005-439 и выдано свидетельство о государственной регистрации прав серии 55 АВ N 170127;
2) земельный участок общей площадью 248283,6 кв.м. из состава земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 04:0017, на котором расположены объекты недвижимости, передан в уставной капитал ОАО "Омсквагонзавод" по договору от 12.02.2004 о создании открытого акционерного общества "Омсквагонзавод", учрежденному предприятием в порядке замещения активов должника в процедуре банкротства. Переход права собственности на объекты недвижимости к ОАО "Омсквагонзавод" зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в августе 2004 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, представленными в материалы дела.
Арбитражный суд, при рассмотрении вопроса о признании вышеуказанных земельных участков, предоставленных ГУП "Омсктрансмаш" на праве постоянного (бессрочного пользования), объектом налогообложения обоснованно исходил из положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, и сделал правильный вывод об отсутствии законных оснований для доначисления земельного налога Предприятию.
Исходя из изложенного, следует, что при переходе объектов недвижимости в собственность других лиц одновременно к ним перешло и принадлежащее ГУП "Омсктрансмаш" право пользования земельными участками, на которых находятся переданные строения.
ИФНС по ЛАО г. Омска в нарушение статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, что Предприятие фактически продолжало осуществлять правомочия по пользованию спорными земельными участками.
Довод налогового органа о том, что ГУП "Омсктрансмаш" не отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а, следовательно, остается плательщиком земельного налога на них, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком возникает у покупателя объектов недвижимости в силу прямого указания закона и для возникновения данного права не требуется отказа со стороны прежнего собственника от ранее предоставленного ему права.
В свою очередь, отсутствие своевременной регистрации права на земельный участок со стороны собственника недвижимости является основанием для предъявления к нему налоговых санкций за сокрытие объекта от налогообложения и не может рассматриваться в качестве основания для доначисления налога лицу, обладающему земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и не имеющему права распоряжаться этим участком в силу запрета, установленного пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод Инспекции о том, что ГУП "Омсктрансмаш" является плательщиком земельного налога по земельному участку, переданному ОАО "Омсквагонзавод" по договору от 12.02.2004, поскольку решением Арбитражного суда Омской области данный договор признан недействительным, ничтожным, обоснованно отклонен судом первой инстанции, так как признание сделки недействительной не освобождает ОАО "Омсквагонзавод" от уплаты земельного налога в период фактического пользования земельным участком.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, установленные обстоятельства не противоречат материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, также не установлено. Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ИФНС по ЛАО г. Омска.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 03.10.2007 по делу N А46-6952/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6952/2007
Истец: Государственное Унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому Административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2893/2007