город Омск
21 января 2008 г. |
Дело N А81-2134/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Сидоренко О.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2936/2007) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.09.2007 по делу N А81-2134/2007 (судья Каримов Ф.С.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бычаева Михаила Ивановича
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу
третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа
об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 780 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Бычаева Михаила Ивановича - не явился, извещен;
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, извещен;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением от 19.09.2007 по делу N А81-2134/2007 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа удовлетворил требования индивидуального предпринимателя Бычаева Михаила Ивановича (далее по тексту - ИП Бычаев М.И., предприниматель, заявитель), обязал межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Межрайонная ИФНС России N 3 по ЯНАО, налоговый орган, Инспекция) произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 17 780 руб.
В обоснование решения суд указал на то, что к правоотношениям по возврату излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должны применяться положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации; пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила этой статьи применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающего в государственные внебюджетные фонды; зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.
В апелляционной жалобе межрайонная ИФНС России N 3 по ЯНАО просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования ИП Бычаева М.И., полагая, что выводы суда являются ошибочными, поскольку страховые взносы не соответствуют понятию налога или сбора, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации; вопросы, связанные с уплатой страховых взносов, относятся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Пуровскому району Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ГУ - УПФ РФ по Пуровскому району, Пенсионный фонд, третье лицо) в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ИП Бычаев М.И. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
До начала судебного заседания от предпринимателя поступило ходатайство (посредством факсимильной связи) о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
От Пенсионного фонда вместе с отзывом на апелляционную жалобу поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без представителя ГУ - УПФ РФ по Пуровскому району.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей сторон.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ИП Бычаевым М.И. платежными поручениями от 25.04.2006 N 119 и N 120 (лист дела 8) ошибочно перечислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 14 945 руб. и 2 835 руб.
В результате у предпринимателя образовалась переплата в сумме 17 780 руб.
06.02.2007 ИП Бычаев М.И. обратился к налоговому органу с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы по страховым взносам (лист дела 9-10).
Налоговый орган письмами от 07.02.2007 N 2.3-19/2370 и N N2.3-19/2369 (лист дела 11-12) отказал предпринимателю в возврате, сославшись на то, что страховые взносы не соответствуют понятию налога, сбора или штрафа; в силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
ИП Бычаев М.И., полагая, что отказ налогового органа является незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 17 780 руб.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Данное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Названным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к спорным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.
Правила, предусмотренные упомянутой статьей, применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды (пункт 13 статьи 78).
При этом данная норма не вступает в противоречие с понятием страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа пришел к правильному выводу о том, что возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится на основании статьи 78 Кодекса.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у налоговых органов права на возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов признается несостоятельным.
В статье 5 Федерального закона N 167-ФЗ определено, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 13 указанного закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
В силу статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Согласно пункту 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом, основан на правильном толковании норм права.
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 25.01.2007 у предпринимателя имелась переплата по страховым взносам в размере 18 936 руб. (15 501 руб. - по страховой части, 3 435 руб. - по накопительной части), что подтверждается протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование N 524 (лист дела 37).
Исходя из всего вышесказанного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что требования, заявленные налоговым органом в апелляционной жалобе, не подлежат удовлетворению. Основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с налогового органа на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с учетом ходатайства налогового органа об отсрочке уплаты госпошлины до окончания рассмотрения дела.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19.09.2007 по делу N А81-2134/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, находящейся по адресу: 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Тарко-Сале, ул. 50 лет Ямалу, д. 7, в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2134/2007
Истец: индивидуальный предприниматель Бычаев Михаил Иванович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по ЯНАО
Третье лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Пуровскому району
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2936/2007