город Омск
31 января 2008 г. |
Дело N А46-7108/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3563/2007) Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.11.2007 по делу N А46-7108/2007 (судья Стрелкова Г.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства "АСК"
к Администрации города Омска
3-и лица: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Главное управление по земельным ресурсам Омской области
о признании незаконным бездействия государственного органа
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Управление капитального строительства "АСК" - Плесовских А.П. по доверенности от 06.09.2007 сроком действия три года;
от Администрации города Омска - Балахонова О.Н. (удостоверение N 214 действительно до 15.04.2010) по доверенности от 04.04.2007 N 02-24/2016 сроком действия один год;
от Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска - Погребняк Н.В. (удостоверение N 549 действительно до 15.04.2010) по доверенности от 20.02.2007 N 02/2481 сроком действия один год;
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - не явился (извещен надлежащим образом);
УСТАНОВИЛ:
Решением от 13.11.2007 по делу N А46-7108/2007 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства "АСК" (далее по тексту - ООО "УКС "АСК", Общество), признал незаконным бездействие Администрации города Омска (далее по тексту - Администрация), выразившееся в непродлении срока действия Распоряжения Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании места размещения квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска" с учетом изменений, внесенных Распоряжением Мэра города Омска от 15.06.2006 N 296-р, как противоречащее статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В порядке восстановления нарушенного права ООО "УКС "АСК" суд обязал Администрацию города Омска продлить срок действия Распоряжения Мэра юрода Омска от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании места размещения квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска" с учетом изменений, внесенных Распоряжением Мэра города Омска от 15.06.2006 N 296-р, на новый трехгодичный срок с 01.06.2006 по 30.05.2009.
В обоснование решения суд первой инстанции указал на то, что исходя из содержания пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных, нужд", процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации, который по сути не запрещает осуществлять такого рода действие и упоминает о его совершении в разрезе возмещения убытков потерпевшим лицам, не урегулирована, в силу чего исполнительный орган местного самоуправления, в данном случае Администрация города Омска, не вправе ссылаться на обращение ООО "УКС "АСК" с заявлением по истечение срока действия Распоряжения от 30.05.2003 N 930-р и на отсутствие уважительных на то причин как на обоснование правомерности своего бездействия.
Кроме того, и новая редакция пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ) не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а лишь исключает возможность возмещения убытков лицу, права которого были ограничены в результате отказа в таком согласовании.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "УКС "АСК", ссылаясь на то, что пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ не предусматривает возможности продления срока действия решения о предварительном согласования места размещения объекта. Кроме того, Администрация ссылается на отсутствие на сегодняшний день возможности предоставления Обществу земельного участка по ул. Перелета в Кировском административном округе без проведения торгов.
ООО "УКС "АСК" письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило, в заседании суда апелляционной инстанции представитель пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска поддержал доводы Администрации, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Главное управление по земельным ресурсам Омской области, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на жалобу не представило.
Суд апелляционной инстанции, заслушав явившихся представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Распоряжением Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании ООО ПСО АСК места размещения квартала жилых домов по ул. Перелета в Кировском административном округе" был утвержден акт выбора земельного участка от 29.11.1999 N 5473 и проект границ земельного участка по ул. Перелета Кировского административного округа.
Указанным распоряжением ООО "Проектно-строительное объединение "Архитектурно-строительный комплекс" (далее по тексту - ООО "ПСО "АСК") было обязано разработать проектную документацию на строительство квартала жилых домов в соответствии с полученными техническими условиями и архитектурно-планировочным заданием Главомскархитектуры, а также оформить документы о предоставлении земельного участка и о разрешении строительства объекта в установленном порядке.
В связи с передачей функций заказчика-застройщика от общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительное объединение "Архитектурно-строительный комплекс" к ООО "Управление капитального строительства "АСК" на основании соглашения от 15.05.2005, Мэром города Омска было издано Распоряжение от 15.06.2006 N 296-р "О внесении изменений в Распоряжение Мэра города Омска 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании ООО ПСО АСК места размещения квартала жилых домов по ул. Перелета в Кировском административном округе", которым: название Распоряжения от 30.05.2003 N 930-р изложено в следующей редакции "О предварительном согласовании места размещения квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска"; в преамбуле слова "общества с ограниченной ответственностью "Проекта строительное объединение "Архитектурно-строительный комплекс" заменены словами общества с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства "АСК"; в пункте 2 слова "ООО "Проектно-строительное объединение "Архитектурно-строительный комплекс" (Артемов А.И.) заменены словами "общество с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства "АСК".
19.07.2006 ООО "УКС "АСК" обратилось Главное управление земельных ресурсов Омской области с заявлением о предоставлении находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства квартала жилых домов по ул. Перелета в Кировском административном округе города Омска в аренду с приложение необходимых документов, а также с заявлением на имя начальника Главного управления земельных ресурсов Омской области с просьбой подготовить распоряжение Правительства Омской области о предоставлении указанного земельного участка под строительство.
13.09.2006 ООО "УКС "АСК" обратилось в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с письмом за исх. N 04-10/433 о продлении срок действия Распоряжения Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р и повторно подготовить распоряжение Правительства Омской области о предоставлении в аренду ООО "УКС "АСК" земельных участков под строительство 1-й очереди квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска.
15.09.2006 Главное управление по земельным ресурсам Омской области направило в адрес ООО "УКС "АСК" письмо за исх. N 0402/3153, аналогичное по содержанию письму от 24.08.2006 за исх. N 0402/1324, в котором сообщило о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка. При этом, ответ на просьбу Общества о продлении срока действия распоряжения Мэра города Омска N 930-р от 30.05.2003 письмо не содержало.
Вступившим в законную силу решением от 19.06.2007 по делу N А46-18235/2006 Арбитражный суд Омской области признал незаконными бездействия должностных лиц Главного управления земельных ресурсов Омской области, выразившиеся в неосуществлении действий, предусмотренных пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации по продлению срока действия Распоряжения Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании места размещения квартала жилых домов но улице Перелета в Кировском административном округе города Омска" (в редакции Распоряжения Мэра города Омска от 15.06.2006 N 296-р), как противоречащие статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации. В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов ООО "УКС "АСК" суд обязал Главное управление по земельным ресурсам Омской области в пятидневный срок передать письмо ООО "УКС "АСК" от 13.09.2006 N 04-10/433 со всеми документами в Администрацию города Омска для принятия решения в порядке пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Главное управление земельных ресурсов Омской области в порядке исполнения указанного решения суда направило Мэру города Омска письмо ООО "УКС "АСК" от 13.09.2006 за исх. N 04-10/433, которое было получено адресатом 23.07.2007 и зарегистрировано за входящим номером 10075.
Письмом от 09.08.2007 исх. N 07/13971 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил Мэру города Омска о том, что ООО "УКС "АСК" утрачено право приобретения земельного участка по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска, в связи с истечением срока действия Распоряжения Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании ООО ПСО АСК места размещения квартала жилых домов по ул. Перелета в Кировском административном округе".
Письмом от 29.08.2007 исх. N 02/14979 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сообщил Обществу о том, что в его компетенцию не входит подготовка проекта Распоряжения Мэра города о внесении изменений в Распоряжение от 30.05.2003 N 930-р. Кроме того, Федеральным законом от 20.05.2007 N 69-ФЗ внесены изменения в статью 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми возможность продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта полностью исключена.
Администрацией города Омска решения в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации о продлении срока действия Распоряжения Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании места размещения квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска" с учетом изменений, внесенных Распоряжением Мэра города Омска от 15.06.2006 N 296-р, или об отказе в его продлении принято не было.
ООО "УКС "АСК", считая бездействие Администрации города Омска не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд с требованием о признании этого бездействия незаконным.
Решением суда первой инстанции требования ООО "УКС "АСК" удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Администрацией в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Часть 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется с соблюдением следующих процедур: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом, пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Мэра города Омска от 30.05.2003 N 930-р с учетом изменений, внесенных Распоряжением Мэра города Омска от 15.06.2006 N 296-р, было утверждено предварительное согласование места размещения квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска. При этом, данным распоряжением на Общество была возложена обязанность по оформлению документов, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка.
Материалами дела подтверждается и ООО "УКС "АСК" не оспаривается, что в течение трехлетнего срока действия, указанные в Распоряжении от 30.05.2003 N 930-р с учетом изменений, внесенных Распоряжением Мэра города Омска от 15.06.2006 N 296-р, им совершены не были, а заявление о предоставлении земельного участка под строительство в уполномоченный орган в течении установленного трехлетнего срока - до 01.06.2006 не подавалось.
Суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что абзац 3 пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ), предусматривающий, что в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Действительно, процедура продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрена. Вопросы о том, необходимо ли юридическому лицу обратиться с заявлением о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в пределах срока его действия или он вправе осуществить данное действие и после истечения данного срока; является ли истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта пресекательным обстоятельством для фактической возможности его продления; необходимо ли по истечении действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и обращении юридического лица с заявлением о продлении его действия обосновывать уважительность причин его пропуска, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулированы.
В силу изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность ссылки Администрация города Омска на обращение ООО "УКС "АСК" с заявлением по истечение срока действия Распоряжения от 30.05.2003 N 930-р и на отсутствие уважительных на то причин как на обоснование правомерности своего бездействия.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что абзац 3 пункта 8 статьи 31 Федерального закона и в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ, в соответствии с которым в случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков, - также не исключает возможности продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Однако суд апелляционной инстанции считает, что применению подлежат нормы Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе пункт 8 статьи 31, в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ, поскольку ООО "УКС "АСК" обратилось с соответствующим заявлением в Главное управление землеустройства Омской области до внесения изменения указанным Федеральным законом.
Также суд апелляционной инстанции считает, что об уважительности причин пропуска ООО "УКС "АСК" срока может служить само то обстоятельство, что Общество изначально не являлся субъектом, в отношении которого было вынесено Распоряжение от 30.05.2003 N 930-р "О предварительном согласовании ООО ПСО АСК места размещения квартала жилых домов но ул. Перелета в Кировском административном округе", обязанности, установленные данным ненормативным правовым актом, были возложены на ООО "УКС "АСК" только 15.06.2006 Распоряжением Мэра города Омска N 296-р, то есть уже после истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (после 30.05.2006).
Кроме того, необходимо учитывать, что ООО "УКС "АСК" обратилось с просьбой о продлении срок действия Распоряжения от 30.05.2003 N 930-р, хотя и по окончании срока предварительного согласования, однако при наличии заключений и согласований надзорных и контролирующих органов, полученных и переданных в Администрацию города Омска на этапе принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в 2003 году, которые сохраняли свое действие. МП "Омскархитектура" был подготовлен проект территориального землеустройства по формированию земельных участков под строительство квартала жилых домов по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска (ООО "УКС "АСК"), направленный для рассмотрения и согласования в Главное управление землеустройства Омской области письмом от 21.08.2006 за исх. N 766. Во исполнение архитектурно-планировочного задания N 9929 на разработку проекта квартала жилых домов, выданного Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 24.10.2002, ООО "УКС "АСК" выполнил ряд мероприятий (заключил договоры на проведение проектно-изыскательских работ, получил технические условия теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, провел межевание, земельные участки площадью 7334 кв м. и 578 кв м поставлены на кадастровый учет), оценка которым дается при рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства объекта, то есть на следующем этапе согласования.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Омской области от 19.06.2007 по делу N А46-18235/2006, имеющем преюдициальное значение в рамках настоящего дела, считаются установленными и не подлежащими доказыванию при рассмотрении настоящего дела.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, в Распоряжение от 30.05.2003 N 930-р внесены изменения Распоряжением 15.06.2006 N 296-р, при том, что трехлетний срок действия распоряжения от 30.05.2003 N 930-р истек, то есть изменения внесены уже после истечения срока, на который распоряжение было выдано.
Ссылка Администрации в обоснование законности своих бездействий на отсутствие возможности предоставления ООО "УКС "АСК" земельного участка по улице Перелета в Кировском административном округе города Омска, в связи с предоставлением земельных участков по конкурсу, и отсутствие в отношении ООО "УКС "АСК" условий для предоставления ему земельного участка без проведения торгов, является необоснованной, поскольку данный вопрос не имеет значения для рассмотрения настоящего дела.
Как было указано выше, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является лишь одним из этапов процедуры получения земельного участка для строительства, принятие такого решения и продление его срока не свидетельствует об обязательном принятии в дальнейшем решения о предоставлении этого земельного участка обратившемуся лицу.
В силу изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что бездействие Администрации города Омска, выразившееся в непринятии решения о продлении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, является незаконным.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Администрацию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьями 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.11.2007 по делу N А46-7108/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7108/2007
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства "АСК"
Ответчик: Администрация города Омска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3563/2007