город Омск
29 февраля 2008 г. |
Дело N А70-4824/30-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильницкой Д.В.,
судей Литвинцевой Л.Р., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3315/2007) закрытого акционерного общества "Алтайтеплокомплект" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2007 по делу N А70-4824/30-2007 (судья Туленкова Л.В.), принятое по иску Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области к закрытому акционерному обществу "Алтайтеплокомплект" о взыскании 202 047 рублей 60 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Алтайтеплокомплект" - не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области - не явился, извещено надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области (далее - УФСИН по Тюменской области, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к закрытому акционерному обществу "Алтайтеплокомплект" (далее - ЗАО "Алтайтеплокомплект", ответчик) о взыскании 202 047 руб. 60 коп., из которых 200 990 руб. неустойки за нарушение условий государственного контракта и 1 057 руб. 60 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истцом уменьшены исковые требования до 200 057 руб. 60 коп.
Уменьшение исковых требований судом первой инстанции принято.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2007 по делу N А70-4824/30-2007 исковые требования удовлетворены частично, с ЗАО "Алтайтеплокомплект" в пользу УФСИН по Тюменской области взыскана неустойка за непоставку товара в размере 199 000 руб. 00 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами с 29.06.2007 по 29.07.2007 в размере 871 руб. 33 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Алтайтеплокомплект" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2007 по делу N А70-4824/30-2007 отменить в части взыскания неустойки за непоставку товара по пункту 5.3 контракта в размере 199 000 руб. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что неисполнение сроков поставки по контракту произошло вследствие существенного нарушения условий поставки со стороны государственного заказчика в части предоставления рабочих параметров котла и оборудования. Податель жалобы оспаривает расчет неустойки, взысканной по решению суда, считает, что в пункте 2.1 контракта указана цена товара с учетом доставки, а согласно п. 5.3 контракта неустойка составляет 50 % от стоимости непоставленного товара без учета поставки. Также указывает, что в соответствии со статьей 168 Налогового кодекса Российской Федерации следует вычесть из стоимости товара сумму налога на добавленную стоимость в размере 18 %. Полагает, что взысканию подлежит неустойка в размере 132 487 руб. 07 коп.
УФСИН по Тюменской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2007 по делу N А70-4824/30-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.05.2007 УФСИН по Тюменской области разместило извещение о проведении запроса котировок N 19к с указанием наименования продукции, требований к качеству товара, техническим и функциональным характеристикам, комплектности товара, размера котла, упаковки, места и сроков доставки, цены, срока и условий оплаты.
23.05.2007 от ЗАО "Алтайтеплокомплект" в адрес УФСИН по Тюменской области поступила котировочная заявка с предложением поставки требуемого товара в срок до 01.07.2007 с доставкой до города Тюмени, ст. Войновка по цене 398 000 руб., с указанием ГОСТа товара, его комплектности, технических и функциональных характеристик, размеров.
31.05.2007 от ЗАО "Алтайтеплокомплект" в адрес УФСИН по Тюменской области направлено гарантийное письмо с указанием на то, что маркировка котла КВБа-внутризаводская, котел выходит с маркировкой КВа, в соответствии с сертификатом. При этом указано, что технические характеристики котла КВа-0,93-95Г, принцип работы и диаметры труб, из которых он изготовлен, соответствуют запрашиваемым и приведенным в котировочной заявке.
В результате проведенного запроса котировок цен N 19к на право поставки товара для государственных нужд победителем было признано ЗАО "Алтайтеплокомплект".
18.06.2007 между УФСИН по Тюменской области (государственный заказчик) и ЗАО "Алтайтеплокомплект" (поставщик) заключен государственный контракт N 137, в соответствии с которым поставщик принял на себя обязательства по поставке водогрейного котла КВБа-0,93-95Г в комплекте с газогорелочным устройством БИГ-2,12, автоматикой, дымососом Д-3,5 М-1500 в количестве одной штуки.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта цена товара с учетом доставки составляет 398 000 руб. с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Согласно пункту 3.1 контракта поставщик обязался произвести поставку товара заказчику или грузополучателю в срок до 10.07.2007.
Пунктом 4.1 контракта установлено, что качество поставляемого товара должно соответствовать требованию ГОСТа 30735-2001, правилам пожарной безопасности - РД 34.03.301-87 (ПНБ-139-87) и подтверждаться документами о качестве.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта заказчиком произведена поставщику предоплата в размере 30 % от общей стоимости контракта, что подтверждается платежным поручением от 29.06.2007 N 1350 на сумму 119 400 руб.
Однако в обусловленный государственным контрактом срок ответчик поставку товара не произвел.
В связи с непоставкой товара УФСИН по Тюменской области 11.07.2007 в адрес ЗАО "Алтайтеплокомплект" направило претензию N 74/3-4120, в которой предложило ответчику произвести поставку товара в срок до 15.07.2007.
15.07.2007 договорные обязательства ответчиком также не были исполнены, в связи с чем 16.07.2007 истцом в адрес ответчика направлена претензия N 74/3-41-99, в которой истец указывает, что считает государственный контракт расторгнутым и просит вернуть предоплату в размере 119 400 руб. до 01.08.2007, а также выплатить неустойку и проценты за пользование чужими денежными средствами.
В письме от 17.07.2007 N 81 ответчик указал, что задержка доставки котла произошла в связи с большой загруженностью производства, котел будет доставлен до 10.08.2007.
26.07.2007 в ответе на претензию от 16.07.2007 N 90 ответчик не согласился с выплатой неустойки. В части возврата предоплаты указал, что денежные средства истцу перечислены платежным поручением от 24.07.2007 N 793.
В материалы дела представлен мемориальный ордер от 30.07.2007 N 93 о возврате истцу задолженности в размере 119 400 руб. за водогрейный котел согласно акту сверки от 24.07.2007.
В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Данный закон определяет единый порядок размещения заказов, включает единство норм размещения заказов за счет средств бюджетов и внебюджетных источников на всей территории Российской Федерации, для всех ветвей и уровней власти.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для исполнения государственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах работах услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (статья 3 Федерального закона).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд производится в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (статья 5).
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о заключении между сторонами договора поставки для государственных нужд и согласования между сторонами его существенных условий.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Обязательства ответчика по поставке товара в срок, предусмотренный контрактом, исполнены не были, в связи с чем, истцом направлено письмо от 16.07.2007 с отказом от договора.
В силу статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Односторонний отказ от получения товара, период поставки которого просрочен, допускается п. 3.3 контракта.
Поэтому судом первой инстанции контракт обоснованно признан расторгнутым в связи с невыполнением ответчиком его условий.
Согласно пункту 10 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным контрактом.
Законодатель предусмотрел необходимость обеспечения исполнения обязательства, поскольку закупка товаров для государственных нужд осуществляется по строго регламентированной процедуре и поиск нового поставщика, так же как и процедура заключения нового контракта, связаны, как правило, с дополнительными затратами как времени, так и средств.
Во исполнение указанного требования закона пунктом 5.3 контракта предусмотрена ответственность поставщика за непоставку товара в виде неустойки в размере 50 % стоимости непоставленного товара.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию штрафные санкции за невыполнение условий контракта в размере 50 % от стоимости товара.
Довод ответчика о неправильном расчете неустойки судом апелляционной инстанции принимается в части.
По условиям заключенного контракта (п. 3.5) на поставщика возложена обязанность по доставке товара до места установки.
Как следует из пункта 5.3. контракта, сумма неустойки составляет 50 % от стоимости товара. При этом товаром по договору является водогрейный котел КВБа-0,93-95Г в комплекте с газогорелочным устройством БИГ-2,12, автоматикой, дымососом Д-3,5 М-1500 в количестве одной штуки, в стоимость которого согласно п. 2.1 контракта включена стоимость доставки.
В связи с этим расчет неустойки должен исходить из четко оговоренной в контракте суммы, приравненной к цене товара - 398 000 руб.
В то же время неустойка, предусмотренная государственным контрактом, представляет собой ответственность за нарушение гражданско-правового денежного обязательства.
Следовательно, гражданско-правовая ответственность за просрочку поставки товара не может применяться при несвоевременном исполнении обязанности по поставке товара, включающего в себя сумму налога на добавленную стоимость, поскольку налог является элементом публичных правоотношений. Таким образом, сумма неустойки должна рассчитываться исходя из стоимости товара без учета налога на добавленную стоимость, в результате чего размер неустойки составляет 168 644 руб. 07 коп. (337 288 руб. 14 коп. х 50 %).
Ответчик в нарушение ст. 401 ГК РФ, ст. 65 АПК РФ и раздела 6 контракта не подтвердил наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих ему качественно и в срок выполнить заказ.
Довод ответчика о том, что запрос котировок не содержал необходимую информацию для изготовления товара, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в запросе котировок, размещенном государственным заказчиком, содержалась вся необходимая информация для изготовления котла, включающая маркировку изделия, комплектность, ссылку на ГОСТ, указывающий необходимые требования к поставляемому товару. Направляя котировочную заявку (23.05.2007), ответчик безоговорочно согласился со всеми условиями поставки. Помимо этого, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание гарантийное письмо ЗАО "Алтайтеплокомплект" от 31.05.2007 N 11 и проект государственного контракта, также подтверждающие со стороны ответчика поставку именно того котла, который указан в котировке.
Решение суда первой инстанции в части взыскания с ЗАО "Алтайтеплокомплект" процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 871 руб. 33 коп. ответчиком не обжаловалось.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2007 по делу N А70-4824/30-2007 - изменению в части взыскания с поставщика неустойки за непоставку товара.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления и апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.10.2007 по делу N А70-4824/30-2007 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Взыскать с закрытого акционерного общества "Алтайтеплокомплект" в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области неустойку за непоставку товара в размере 168 644 руб. 07 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами с 29.06.2007 по 29.07.2007 в размере 871 руб. 33 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Алтайтеплокомплект", ИНН 2222019670, расположенного по адресу: 656066 Алтайский край, г. Барнаул, ул. Малахова, 157, в доход федерального бюджета Российской Федерации 4 661 руб. 31 коп. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, ИНН 7204003669, расположенного по адресу: 625000, г. Тюмень, ул. Ялуторовская, 42а, в доход федерального бюджета Российской Федерации 839 руб. 84 коп. государственной пошлины по иску".
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области, ИНН 7204003669, расположенного по адресу: 625000, г. Тюмень, ул. Ялуторовская, 42а, в пользу закрытого акционерного общества "Алтайтеплокомплект" 152 руб. 67 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.В. Ильницкая |
Судьи |
Л.Р. Литвинцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4824/30-2007
Истец: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тюменской области
Ответчик: закрытое акционерное общество "Алтайтеплокомплект"
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3315/2007