город Омск
03 апреля 2008 г. |
Дело N А75-598/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Золотовой Л.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-953/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.01.2008 по делу N А75-598/2008 (судья Мингазетдинов М.М.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании незаконным и отмене постановления N 000148 от 26.12.2007,
при участии в судебном заседании представителей:
от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился, извещен;
от индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением от 28.01.2008 по делу N А75-598/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требование индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны (далее по тексту - ИП Стяжкова Л.Р., предприниматель), признал незаконным и отменил постановление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - межрайонная ИФНС РФ N 4 по ХМАО-Югре, налоговый орган, Инспекция, податель жалобы) от 26.12.2007 N 000148 о привлечении ИП Стяжковой Л.Р. к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в виде штрафа в размере 4 000 руб.
В обоснование решения суд указал на то, что при проведении осмотра принадлежащего предпринимателю помещения налоговым органом нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП, согласно которой осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, предпринимателя или его представителя и двух понятых. Поскольку акты, полученные в ходе проверки, составлены без участия понятых и законного представителя ИП Стяжковой Л.Р., то порядок их составления нарушен.
По мнению суда первой инстанции, указанные нарушения лишили акты проверки принадлежащего предпринимателю павильона доказательственной силы, а поэтому и составленный на их основе протокол об административном правонарушении N 000148 не может свидетельствовать о наличии административного правонарушения.
Межрайонная ИФНС РФ N 4 по ХМАО-Югре в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
При этом податель жалобы ссылается на то, что факт неприменения контрольно-кассовой техники подтвержден материалами дела; порядок привлечения к ответственности налоговым органом был соблюден.
ИП Стяжкова Л.Р. в соответствии с представленными письменными отзывами на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. При этом предприниматель указывает на следующие моменты:
проверка проводилась в ее отсутствие, однако, она имела возможность присутствовать при проверке, если была бы извещена о ее проведении;
проверяющими не был предъявлен, на основании которого проводилась проверка;
при составлении акта проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт" (далее - Закон о ККТ) свидетели и понятые не участвовали, что является нарушением закона;
во время проверки кассовый аппарат находился в ремонте, покупателям выдавался товарный чек.
До начала судебного заседания от межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО-Югре поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя налогового органа. От ИП Стяжковой Л.Р. также поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
В порядке ст. 156 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
13.12.2007 на основании поручения от 13.12.2007 N 000496 (лист дела 15) сотрудниками межрайонной ИФНС РФ N 4 по ХМАО-Югре осуществлена проверка деятельности ИП Стяжковой Л.Р. в принадлежащем ей торговом павильоне "Индиана", расположенном по адресу: г. Советский, ул. Гагарина, по вопросам соблюдения требований Закона о ККТ. С поручение N 000496 ознакомлен продавец Фахрутдинова Л.Н., что подтверждено ее подписью.
В ходе проведенной проверки установлен излишек денежных средств в размере 3 547 руб., полученных без применения ККТ (кассовый аппарат отсутствует).
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки наличных денежных средств кассы N 000406 (лист дела 17), в акте проверки выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использование платежных карт" N 000406 ДСП (лист дела 16).
Продавец Фахрутдинова Л.Н. пояснила (см. акт проверки выполнения Закона о ККТ), что излишки в сумме 3 547 руб. образовались вследствие отсутствия кассового аппарата.
13.12.2007 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении (лист дела 21).
19.12.2007 по факту выявленного правонарушения в отношении ИП Стяжковой Л.Р. был составлен протокол N 000148 (лист дела 22) об административном правонарушении, ответственность за которое ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и материалов проверки налоговым органом 26.12.2007 было вынесено постановление N 000148 о привлечении ИП Стяжковой Л.Р. к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП в виде штрафа в сумме 4000 руб.
Предприниматель, полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением суда первой инстанции требования ИП Стяжковой Л.Р. удовлетворены.
Данное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим отмене исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 5 Закона о ККТ предусмотрена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные кассовые чеки.
Статья 14.5 КоАП устанавливает ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Суд первой инстанции свое решение о признании незаконным и отмене постановления N 000148 от 26.12.2007 мотивировал тем, что налоговым органом при проведении осмотра принадлежащего предпринимателю помещения нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП. Поэтому акты проверки принадлежащего предпринимателю павильона не имеют доказательственной силы; составленный на их основе протокол об административном правонарушении N 000148 не может свидетельствовать о наличии административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод необоснованным.
В силу пункта 2 статьи 27.8 КоАП осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов производится в присутствии представителя юридического лица и двух понятых.
Указанной статьей КоАП должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предоставлено право производить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности.
Такой осмотр является одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП.
В данном случае производимые Инспекцией процессуальные действия при установлении события административного правонарушения нельзя рассматривать как принятие обеспечительных мер, при осуществлении которых требуется присутствие понятых и составление предусмотренного статьей 27.8 КоАП РФ протокола.
Таким образом, вывод суда о нарушены требования части 2 статьи 27.8 КоАП является ошибочным, основанным на неправильном толковании названной нормы права.
Пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2007 N 46 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП.
В пункте 4.1 статьи 28.2 КоАП говорится, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении от 19.12.2007 был составлен в отсутствие ИП Стяжковой Л.Р. Однако, согласно материалам дела предприниматель была извещена о дате и времени составления протокола надлежащим образом, что подтверждается копией сопроводительного письма об отправке акта проверки и повестки в адрес предпринимателя (лист дела 18,19), почтовой квитанции от 14.12.2007 и уведомления о получении почтового отправления 19.12.2007 самой Стяжковой Л.Р. (лист дела 20).
Таким образом, налоговый орган представил доказательства надлежащего извещения ИП Стяжковой Л.Р. о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, может быть рассмотрено в отсутствие законных представителей лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП).
Постановление N 000148 от 26.12.2007 было также составлено в отсутствие предпринимателя, извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения материалов дела. В подтверждение факта извещения Инспекция представила в материалы дела: копию сопроводительного письма о направлении прокола N 000148 от 19.12.2007 с указанием даты и времени рассмотрения дела в адрес предпринимателя, копию постовой квитанции от 21.12.2007 и копию уведомления о получении Стяжковой Л.Р. почтового отправления 22.12.2007.
То есть, налоговый орган доказал надлежащее извещение предпринимателя о дате и времени рассмотрения материалов дела.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности необоснован.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Имеющиеся в материалах дела документы - акт проверки выполнения Закона о ККТ N 000406 ДСП от 13.12.2007, акт проверки наличных денежных средств кассы, протокол об административном правонарушении - подтверждают как факт совершения предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП, так и наличие вины в его совершении.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования ИП Стяжковой Л.Р. о признании незаконным и отмене постановления от 26.12.2007 N 000148 удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 и пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 28.01.2008 по делу N А75-598/2008 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Стяжковой Лилии Рашидовны о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26.12.2007 N 000148 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-598/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Стяжкова Лилия Рашидовна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-953/2008