город Омск
02 июня 2008 г. |
Дело N А46-1927/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сидоренко О.А.
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2094/2008) инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу N А46-1927/2008 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска о признании недействительным решения N 15794 от 28.01.2008.
при участии в судебном заседании представителей:
от инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - не явился, извещен;
от Государственного унитарного предприятия "Омский завод транспортного машиностроения" - не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу N А46-1972/2008 были удовлетворены требования, заявленные Государственным унитарным предприятием "Омский завод транспортного машиностроения" (далее по тексту - ГУП "Омсктрансмаш", заявитель, предприятие) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.01.2008 N 15794 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, в сумме 105 754 389 рублей.
В обоснование решения суд указал, что поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 133 Закона N 127-ФЗ выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 данного Закона, осуществляются с основного счета должника и ввиду того, что оспариваемое решение о взыскании 105 754 389 рублей налогов выставлено без учета того обстоятельства, что ГУП "Омсктранмаш" не завершены расчеты с конкурсными кредиторами, решение налогового органа N 15794 от 28.01.2008 следует признать недействительным.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу N А46-1927/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных предприятием.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Инспекция ссылается на то, что не приняв оспариваемое решение о взыскании, налоговый орган нарушил бы срок, установленный пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, что повлекло бы признание решения недействительным и не подлежащим исполнению в полном объеме.
Во исполнение статьи 134 Закона N 127-ФЗ, ГУП "Омский завод транспортного машиностроения" в лице конкурсного управляющего как налогоплательщик должен погашать задолженность по текущим налоговым платежам вне очереди путем перечисления денежных средств со счета в банке.
Данное условие не было выполнено, поэтому налоговый орган в связи с неуплатой налогов в установленный срок и в соответствии со статьей 134 Закона N 127-ФЗ, руководствуясь статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, вынес решение о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.
Податель жалобы считает, что его действия не противоречат положениям Закона N 127-ФЗ, так как не нарушается очередность, установленная пунктом 3 статьи 134 Закона N 127-ФЗ и статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, а конкурсным управляющим, в свою очередь, не исполнена обязанность по уплате текущих налогов.
Налоговый орган и Государственное унитарное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения", надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства о возможном рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей представлены не были. Письменный отзыв на апелляционную жалобу Предприятием представлен не был.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ГУП "Омсктрансмаш" зарегистрировано в качестве юридического лица Ленинским райсоветом г.Омска 21.01.1992 N 37200894 (см. свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ - лист дела 24).
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/02 (лист дела 17) Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
ИФНС России по ЛАО г.Омска в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставила в отношении Предприятия требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 24.01.2008 N 4571.
В связи с неисполнением в установленный срок указанного требования налоговым органом были принято решение N 28.01.2008 от 28.01.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в пределах сумм, указанных в требованиях.
ГУП "Омсктрансмаш", полагая, что решение налогового органа не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 17.03.2008 по делу N А46-1927/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил в полном объеме требования Предприятия.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В рассматриваемом случае установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 29.04.2005 по делу N К/Э-1555/02 ГУП "Омсктрансмаш" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Часть 1 статьи 133 Закона о банкротстве предусматривает, что в ходе конкурсного производства может использоваться только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), с которого осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 134 названного Федерального закона
Согласно пункту 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 142 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов; установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего закона.
Статья 100 Закона N 127-ФЗ определяет, что требования кредиторов включаются в реестр требований на основании определения арбитражного суда.
Ни статья 134, ни статья 142 Закона N 127-ФЗ не предусматривают возможность взыскания денежных средств с основного счета должника в бесспорном порядке по требованию налоговых органов.
Довод налогового органа о том, что задолженность ГУП "Омсктрансмаш" является текущим платежом, а согласно статье 134 Закона N 127-ФЗ текущие обязательства погашаются вне очереди за счет конкурсной массы, расценивается судом как несостоятельный и основанный на ошибочном толковании правовых норм.
В соответствии со статьей 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 означенного закона вне очереди за счет конкурсной массы в порядке статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации погашаются текущие обязательства, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено Законом.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ), однако, в силу специального указания пункта 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
С учетом изложенного, осуществление налоговым органом действия по взысканию обязательных платежей за счет денежных средств налогоплательщика на счете в банке путем вынесения решения N 15794 от 28.01.2008 произведено в нарушение вышеуказанных норм специального законодательства и без учета того обстоятельства, что предприятием не были завершены расчеты с конкурсными кредиторами.
При данных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа полномочий для вынесения в отношении ГУП "Омсктрансмаш" решений о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, является обоснованным.
Вопрос о взыскании обязательных платежей и санкций с ГУП "Омсктрансмаш", которое признано несостоятельным (банкротом), должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на налоговый орган.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17.03.2008 по делу N А46-1927/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г.Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1927/2008
Истец: Государственное унитерное предприятие "Омский завод транспортного машиностроения"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2094/2008