город Омск
08 июля 2008 г. |
Дело N А70-6097/9-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рябухиной Н.А.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловской Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1737/2008) муниципального учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.02.2008 по делу N А70-6097/9-2007 (судья Лазарев В.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Аэропорт Рощино" к муниципальному учреждению "Тюменское городское имущественное казначейство", Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по ЖКХ "Север", Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по ЖКХ "Луч", Администрации г. Тюмени
3-и лица: Департамент городского хозяйства администрации г.Тюмени, открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр"
о взыскании 59768 руб. 05 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" - представитель не явился,
от ОАО "Аэропорт Рощино" - представитель Рыженкова М.В. по доверенности N 17 от 17.04.2008,
от Тюменского МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Север" - представитель не явился,
от Тюменского МУП "Управляющая компания по ЖКХ "Луч" - представитель не явился,
от Администрации г. Тюмени - представитель не явился,
от Департамента городского хозяйства администрации г. Тюмени - представитель не явился,
от ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ :
Открытое акционерное общество "Аэропорт Рощино" (далее - ОАО "Аэропорт Рощино") 08.10.2007 обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском к муниципальному учреждению "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее - МУ "Тюменское городское имущественное казначейство"), Тюменскому муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Север" (далее - ТМУП "УК по ЖКХ "Север") о взыскании с ответчиков солидарно 59768руб. 05коп. задолженности за поставленную на объекты муниципального жилищного фонда в 2005 году тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение.
Определением суда от 23.10.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства администрации г.Тюмени, открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр" (далее - ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр").
Определением суда от 16.11.2007 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Администрация г.Тюмени, Тюменское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству "Луч" (далее - ТМУП "УК по ЖКХ "Луч") - л.д. 86-87 т.1.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.02.2008 по делу N А70-6097/9-2007 иск ОАО "Аэропорт Рощино" к МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" удовлетворен. С МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" в пользу ОАО "Аэропорт Рощино" взыскано 59768руб. 05коп. задолженности за поставленную тепловую энергию, 2293руб. 04коп. расходов по уплате госпошлины. В иске к ТМУП "УК по ЖКХ "Север", ТМУП "УК по ЖКХ "Луч", Администрации г.Тюмени судом отказано.
Решение суда мотивировано установленными обстоятельствами о подаче истцом тепловой энергии и её неполной оплате. Суд установил, что оплату тепловой энергии должен осуществлять балансодержатель объектов муниципального жилого фонда - МУ "Тюменское городское имущественное казначейство".
Возражая против принятого судом решения, МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение норм материального права.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец - ОАО "Аэропорт Рощино" просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ТМУП "УК по ЖКХ "Север", ТМУП "УК по ЖКХ "Луч", Администрация г. Тюмени, Департамент городского хозяйства администрации г.Тюмени, ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" письменные отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Представители МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", ТМУП "УК по ЖКХ "Север", ТМУП "УК по ЖКХ "Луч", Администрации г.Тюмени, Департамента городского хозяйства администрации г.Тюмени, ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр", извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
ТМУП "УК по ЖКХ "Луч" заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании ч.1ст.266, ч.ч. 3, 5 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчиков и третьих лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции , начатом 01.07.2008 в 09 час.50мин., объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 01.07.2008, по окончании которого судебное заседание продолжено 01.07.2008.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, выслушав явившегося представителя истца, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Аэропорт Рощино" как энергоснабжающая организация на протяжении 2005 года производило подачу абонентам через присоединенную сеть тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение объектов муниципального жилищного фонда (жилые дома N 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 по ул. Самолетная в пос. Новорощино, общежития NN 1-5 в пос. Рощино) за плату по действующим тарифам.
В вышеуказанные дома на отопление (горячее водоснабжение) подано 6842,15 Гкал/час тепловой энергии, что подтверждается справкой о расходе тепловой энергии на муниципальный жилищный фонд (л.д.11 т.1).
До принятия судом решения по делу истец уточнил, что тепловая энергия в общежития N N 1-5 подавалась с 01.01.2005 по 31.12.2005, в дома N 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 по ул. Самолетная в пос. Новорощино - с 01.01.2005 по 20.06.2005. Отключение отопления подтверждается двусторонним актом об отключении потребителя от 12.05.2005 (л.д. 106 т.1). При этом с сентября 2005 г. дома N 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 по ул. Самолетная не отапливались истцом, они отапливались от муниципальной котельной, расположенной в п.Новорощино, что подтверждается письмами N151 от 12.10.2005, N1112 от 08.08.2006 (л.д. 108, 110 т.1), денежные средства на поставку горячего водоснабжения и центрального отопления перечислялись на р/с ОАО "ТГК-10" (ОАО "ТРГК") (письмо N5155 от 18.12.2007 - л.д. 107 т.1).
Относительно расчета расхода тепловой энергии на муниципальный жилищный фонд, представленного с исковым заявлением, ОАО "Аэропорт Рощино" пояснило, что он составлен исходя из остаточного расхода нагрузок, поставляемых котельной ОАО "Аэропорт Рощино" на основании фактических данных. ОАО "Аэропорт Рощино" как энергоснабжающая организация поставляет тепловую энергию на собственные здания, а также на объекты сторонних организаций, расположенных на территории аэропорта. Между указанными организациями и ОАО "Аэропорт Рощино" заключены договоры энергоснабжения (на поставку тепловой энергии), в которых имеется расчет необходимых нагрузок. Исходя из общего расхода тепловой энергии котельной, вычитая расход на здания ОАО "Аэропорт Рощино" и расход нагрузок по заключенным договорам со сторонними организациями, истец исчислил расход теплоэнергии на муниципальный жилой фонд. Общий расход тепловой энергии за 2005 г. приведен в таблице на л.д. 101-102 т.1.
Учитывая, что договор энергоснабжения объектов муниципального жилищного фонда с ОАО "Аэропорт Рощино" не заключен, суд апелляционной инстанции считает указанный расчет достоверным, подтверждающим факт отпуска тепловой энергии в количестве 6842,15 Гкал/час.
Довод апелляционной жалобы о том, что надлежащими доказательствами отпуска тепловой энергии могут являться лишь акты выполненных работ, а факт отпуска тепловой энергии должен быть подтвержден по каждому объекту жилищного фонда, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку договор энергоснабжения с ОАО "Аэропорт Рощино", несмотря на обращения истца, не заключен. При таких обстоятельствах ОАО "Аэропорт Рощино" не имеет возможности рассчитать необходимую нагрузку на каждый объект жилого фонда, поскольку у него отсутствуют данные о площадях отапливаемого жилого фонда и количестве жителей.
В связи с чем суд считает установленным факт отпуска в 2005 г. тепловой энергии в количестве 6842,15 Гкал/час на спорные объекты жилого фонда.
Согласно письму Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК) от 25.11.2004 N 34/1117 тариф на тепловую энергию, производимую котельной ОАО "Аэропорт Рощино" и отпускаемую потребителям, с 01.01.2005 составляет 383руб. за 1 Гкал (без НДС).
С учетом установленного РЭК тарифа, стоимость поставленной тепловой энергии составила 3092241 руб. 27 коп. (с учетом НДС).
В соответствии с распоряжением Главы г.Тюмени от 17.03.2003 N 911 с целью улучшения качества обслуживания населения при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и расчетах за них, совершенствования системы предоставления жилищных субсидий и возмещения выпадающих доходов предприятий-поставщиков жилищно-коммунальных услуг и ресурсов от предоставления льгот жителям города, повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на содержание жилищно-коммунального хозяйства города, было создано Тюменское муниципальное унитарное предприятия "Расчетно-информационный центр".
Затем на основании распоряжений Главы г.Тюмени от 05.03.2003 N 760 и от 21.11.2003 N 5246 в целях реализации программных мероприятий реформирования жилищно-коммунального хозяйства г.Тюмени ответственным за ведение единой базы данных по жилищно-коммунальному хозяйству г.Тюмени было назначено ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр", с которым ОАО "Аэропорт Рощино" заключило договор на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за тепловую энергию и горячее водоснабжение от 26.01.2004 N 58.
На расчетный счет истца от ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" за 2005 год перечислено 1471973руб. 22 коп. (с НДС) на основании договора на оказание услуг по начислению и учету денежных средств, оплаченных населением за тепловую энергию и горячее водоснабжение от 26.01.2004 N 58. Кроме того, от Департамента координации систем жизнеобеспечения администрации г.Тюмени истцом получена компенсация, составляющая разницу в тарифах в сумме 1560500руб. (на основании договора на возмещение разницы в тарифе от 16.02.2005 N 19-05-123).
В связи с тем, что поставленная истцом тепловая энергия в жилые дома и общежития была оплачена не в полном объеме, образовался долг в сумме 59768руб. 05коп.
Частичное перечисление задолженности, в том числе Департаментом координации систем жизнеобеспечения, также подтверждает факт отпуска теплоэнергии в заявленном истцом размере (6842,15 Гкал/час). Возражений относительно размера отпущенной теплоэнергии ни ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр", ни Департамент координации систем жизнеобеспечения истцу не предъявляли.
Довод апелляционной жалобы о том, что денежные средства в размере 1471973руб. 22 коп. перечислены истцу за вычетом трехпроцентного вознаграждения ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" (п.7.1 договора от 26.01.2004) и фактически истец вправе требовать меньшего размера компенсации задолженности, чем он предъявляет, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Предъявляя в октябре 2007 г. исковые требования о взыскании задолженности, истец указал, что ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" перечислило ему 1471973руб. 22 коп. оплаты за отпущенную населению теплоэнергию.
В ходе рассмотрения настоящего дела размер оплаты, полученный от населения за отпущенную теплоэнергию в 2005 г. был скорректирован.
ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" представило в материалы дела информацию по начислениям, оплаченным и перечисленным денежными средствами населения по жилищному фонду, обслуживаемому ОАО "Аэропорт Рощино" за 2005 г. по состоянию на 12.02.2008(л.д. 65 - 160 т.2).
Согласно указанному документу, оплата от населения за 2005 г. составила 1446248руб. 16коп. То есть фактически населением за 2005 г. оплачена сумма меньше, чем указал истец в расчете .
Согласно информации о задолженности населения по муниципальному жилищному фонду ОАО "Аэропорт Рощино" за 2005 год (по состоянию на 01.11.2007), задолженность населения составила 91125руб. 16коп. (л.д. 62, 66-160 т.2).
В связи с чем указание истцом на получение от ОАО "Тюменский расчетно-информационный центр" денежных средств в размере 1471973руб. 22 коп. (тогда как фактически от населения поступила оплата 1446248руб.16коп.) прав ответчиков не нарушает.
Из письменных объяснений истца следует, что до 2004 г. возмещение за поставку тепловой энергии осуществлялось через ТМУП "УК по ЖКХ "Луч" по договору энергоснабжения от 05.02.2002 N 554. С 01.01.2004 указанный договор был расторгнут по инициативе ТМУП "УК по ЖКХ "Луч" (решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2006 по делу NА70-4946/28-2005 о признании договора расторгнутым).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что за 2004 год задолженность за тепловую энергию взыскана в пользу ОАО "Аэропорт Рощино" с МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" по решению Арбитражного суда Тюменской области от 30.01.2007 по делу N А70-7606/9-2006, которое вступило в законную силу. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе по оплате коммунальных услуг (оплата потребленной теплоэнергии).
Поскольку договорные отношения между ОАО "Аэропорт Рощино" и владельцами жилых помещений, энергоснабжение которых производит истец, отсутствуют, обязанность по оплате фактически потребленной тепловой энергии должна быть возложена на уполномоченное собственником лицо по управлению муниципальным жилищным фондом.
В силу ст.ст. 548, 539 ГК РФ абонентом по договору энергоснабжения является владелец присоединенной сети (внутридомовых теплосетей).
В соответствии с п.1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Судом первой инстанции установлено, что жилые помещения граждан находятся в жилых домах, технологически получение тепла и горячей воды в которых возможно лишь по внутридомовым сетям через энергопринимающие устройства балансодержателя жилого фонда. Таким образом, абонентом по отношению к ОАО "Аэропорт Рощино" как энергоснабжающей организации является балансодержатель жилого фонда.
Распоряжением Администрации г.Тюмени от 29.10.2003 N 4743 установлено, что объекты муниципального жилищного фонда и нежилые помещения, связанные с содержанием и техническим обслуживанием, являются муниципальной казной г. Тюмени. Объекты закреплены за МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" по договору о передаче имущества во владение, пользование и распоряжение (в том числе жилые дома N 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24 в пос. Новорощино по ул. Самолетная, общежития NN 1-5 в пос. Рощино, указанные в приложении к распоряжению). В месячный срок они должны были быть переданы на баланс МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" (п.3 Распоряжения).
Представленными в материалы дела выписками из реестра муниципальной собственности г.Тюмени подтверждается, что спорные объекты муниципального жилищного фонда находятся на балансе МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" (л.д. 57-71 т.1).
Истец обращался с требованием заключить договор энергоснабжения в Департамент имущественных отношений Администрации г.Тюмени (письмо N 8 от 06.01.2004), МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" (письмо N 7 от 06.01.2004), однако, договор с ОАО "Аэропорт Рощино" заключен не был.
В соответствии с п.2 ст.539 ГК РФ договор на снабжение теплоэнергией может быть заключен только с потребителем, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения спорое, связанных с договором энергоснабжения" судам разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменений его условий не допускается.
Поскольку ОАО "Аэропорт Рощино" доказало факт потребления в 2005 году тепловой энергии объектами жилого фонда, находящимися на балансе МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", заявленные к нему исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что на его балансе не находятся сети энергоснабжения жилых домов и общежитий, в связи с чем МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" не несет обязанности по оплате отпущенной истцом теплоэнергии, материалами дела не подтвержден.
МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" не представило доказательств того, что инженерные сети домов не были переданы ему на баланс одновременно с домами. Кроме того, в распоряжении Главы г.Тюмени от 05.03.2003 N 760 указано о передаче инженерных сетей муниципального жилищного фонда на баланс ответчика.
В связи с чем отклоняется и довод апелляционной жалобы о том, что муниципальным образованием г.Тюмень ответчику - МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" не делегированы полномочия по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку тепловой энергии.
В материалы дела не представлены доказательства передачи жилого дома и внутренних систем отопления и горячего водоснабжения в установленном порядке муниципальному образованию либо иному предприятию, в том числе товариществу собственников жилья.
Ссылка МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" на договор на выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда г.Тюмени от 10.07.2005 как на доказательство того, что оплату отпущенной теплоэнергии спорных объектов муниципального жилищного фонда осуществляет ТМУП "УК по ЖКХ "Луч", отклоняется судом.
Указанный договор заключен во исполнение распоряжения Администрации г. Тюмени от 24.12.2004 N 7242 "О наделении хозяйственными функциями по управлению муниципальным жильем".
Согласно адресному перечню домов, являющемуся приложением к распоряжению, хозяйственными функциями по управлению спорными объектами жилого фонда с 01.01.2005 наделено ТМУП "УК по ЖКХ "Север".
Однако по договору от 10.07.2005, заключенному между ТМУП "УК по ЖКХ "Север" и ТМУП "УК по ЖКХ "Луч", последнему не переданы права по заключению договоров на поставку теплоэнергии, а также взиманию с населения платы за коммунальное обслуживание.
В материалах дела также нет доказательств того, что указанная функция принадлежала ТМУП "УК по ЖКХ "Север".
Взыскав с МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" как с балансодержателя спорных объектов муниципального жилого фонда 59768руб. 05коп. задолженности за поданную в 2005 году тепловую энергию и отказав во взыскании указанной суммы с ТМУП "УК по ЖКХ "Север", ТМУП "УК по ЖКХ "Луч", Администрации г.Тюмени, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" оставляется без удовлетворения. Расходы по апелляционной жалобе относятся на МУ "Тюменское городское имущественное казначейство".
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст.ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.02.2008 по делу N А70-6097/9-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6097/9-2007
Истец: Открытое акционерное общество "Аэропорт Рощино"
Ответчик: Тюменское муниципальное унитарное предприятие "УК по ЖКХ "Север", Тюменское муниципальное унитарное предприятие "УК по ЖКХ "Луч", муниципальное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейства", Администрация города Тюмени
Третье лицо: Открытое акционерное общество "Тюменский расчетно-информационный центр", Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени