город Омск
22 июля 2008 г. |
Дело N А81-427/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.П.,
судей Гергель М.В., Зориной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кичигиной З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2666/2008) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04 апреля 2008 года по делу N А81-427/2008 (судья Малюшин А.А.), по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Строймастер" о ликвидации
УСТАНОВИЛ:
На основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску Ямало-Ненецкого автономного округа (далее истец, заявитель, Инспекция) обратилась с арбитражный суд с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Строймастер" (далее ООО "Строймастер", Общество, ответчик). Обращение в суд обосновано несоблюдением Обществом требований статьи 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Решением по делу от 04.04.2008 года в удовлетворении требований Инспекции отказано. Суд первой инстанции указал, что исковые требования являются необоснованными и не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку из представленных налоговым органом доказательств невозможно сделать безусловный вывод о том, что положение общества является критическим, не позволяющим выполнять обязанности по уплате налогов и сборов.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что обжалуемое решение вынесено при неправильном применении норм материального права и подлежит отмене по следующим основаниям:
- при анализе бухгалтерских балансов установлено, что стоимость чистых активов ООО "Строймастер" меньше величины минимального уставного капитала, установленного статьей 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года (далее Закон N 14-ФЗ), однако ответчик не принял решение о своей ликвидации в нарушение требований статьи 20 названного закона,
- вывод суда первой инстанции о том, что законодательство не предполагает, что "акционерное общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют акционерам принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния" не обоснован, так как Обществом не приняты меры по улучшению показателей своего финансового состояния в целях достижения положительного соотношения между чистыми активами общества и величиной его уставного капитала.
Представители Инспекции, Общества, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (уведомления о вручении к заказным письмам N N 13914 1, 13915 8), в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание суда проведено без участия представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2008 года по делу N А81-427/2008, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, приняв во внимание следующее.
По данным Инспекции Общество с ограниченной ответственностью "Строймастер" было зарегистрировано 25.07.2000 года Администрацией муниципального образования г. Ноябрьск. При создании общества его уставный капитал составил 15000,0 рублей (пункт 4.1. Устава).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества.
Пунктом 4 статьи 90 Гражданского кодекса РФ и пунктом 3 статьи 20 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного данным Законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.
Истец указывает, что согласно представленному в налоговый орган бухгалтерскому балансу по состоянию на 31.12.2006 года стоимость чистых активов общества составила - 2224000,0 рублей, то есть меньше его уставного капитала.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что стоимость чистых активов общества по окончании второго и каждого последующего финансового года составляла меньше минимального размера уставного капитала.
Данные о результатах 2007 финансового года Инспекцией в дело не представлены, так же как не представлены данные о финансовых результатах 2005 года.
Кроме того, в соответствие с пунктом 5 статьи 20 Закона N 14-ФЗ правом на ликвидацию в судебном порядке налоговый орган обладает лишь в том случае, если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации.
В деле имеются сведения о том, что ответчик принял решение о своей добровольной ликвидации до подачи иска (том 1 листы дела 41-45).
Данные сведения истцом не опровергнуты.
Выводы суда первой инстанции также не противоречат материалам дела.
В соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может быть ликвидировано в добровольном порядке или по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
В числе оснований ликвидации юридического лица по решению суда согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" названы допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, ликвидация, как мера воздействия должна быть соразмерна и адекватна требованиям гражданского законодательства. Потери кредиторов при ликвидации предприятия должны быть предотвращены либо уменьшены. Экономические показатели предприятия, с которыми законодатель связывает необходимость ликвидации общества, должны отображать наступление критического для общества финансового положения, создающего угрозу нарушений прав и законных интересов других лиц.
Заявитель не оспаривает, что до момента обращения в суд общество продолжало осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, что следует из документов бухгалтерской отчетности (налоговая декларация за сентябрь 2007 года).
Судом первой инстанции установлено, что из представленных налоговым органом доказательств невозможно сделать безусловный вывод о том, что положение общества является критическим, не позволяющим выполнять обязанности по уплате налогов и сборов. Доказательства наличия претензий кредиторов к обществу в деле отсутствуют.
Выводы, сделанные судом первой инстанции, подтверждаются правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2008 N 3882/08.
Ссылка суда первой инстанции на нормы закона об акционерных обществах не привела к принятию по существу неправильного решения.
Поэтому в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.04.2008 года по делу N А81-427/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
М.В. Гергель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-427/2008
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Ноябрьску ЯНАО
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Строймастер"