город Омск
05 августа 2008 г. |
Дело N А75-492/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рябухиной Н.А.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2357/2008) Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 17 марта 2008 года по делу N А75-492/2008 (судья Тихоненко Т.В.), принятое по иску открытого акционерного общества "Тюменьэнергосбыт" к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Городские тепловые сети"
о принятии пунктов 4.8., 5.3., 5.4., 6.2., 6.3. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции ОАО "Тюменьэнергосбыт",
при участии в судебном заседании представителей:
от Сургутского городского муниципального унитарного предприятия "Городские тепловые сети" - представитель Акулов В.А., доверенность N 6173 от 17.10.2007;
от ОАО "Тюменьэнергосбыт" - представитель Горло А.В., доверенность N 5/149-08 от 01.01.2008;
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт" (далее - ОАО "Тюменьэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с иском к Сургутскому городскому муниципальному унитарному предприятию "Городские тепловые сети" (далее - СГМУП "ГТС") о принятии пунктов 4.8., 5.3., 5.4., 6.2., 6.3 договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144 в редакции ОАО "Тюменьэнергосбыт".
До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил редакцию п. 6.2. договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144 (л.д. 36 т. 2). Ответчик согласился с редакцией п. 6.2. названного договора с редакцией, предложенной истцом.
Решением Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 17.03.2008 по делу N А75-492/2008 исковые требования удовлетворены. Суд постановил изложить п. 4.8. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца, а именно: "4.8. Поставщик продает Покупателю электрическую энергию (мощность) по регулируемым ценам (тарифам) и по свободным (нерегулируемым) ценам в объемах, определяемых в соответствии с Разделом VII Правил розничных рынков".
Изложить п. 5.3. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца, а именно: "5.3. Поставщик продает Покупателю по регулируемым ценам (тарифам) электроэнергию (мощность) в объемах, приобретаемых Поставщиком по регулируемым ценам (тарифам) на розничных рынках. При этом:
а) Весь объем фактического потребления электроэнергии потребителями- гражданами и приравненными к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группами (категориям) потребителей (покупателей) - оплачивается по установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области регулирования тарифов регулируемым ценам.
б) Объемы электроэнергии, продаваемые по регулируемым ценам (тарифам) потребителям, которые не отнесены к категории "население", определяются как разница между объемом электроэнергии, приобретенным Поставщиком за расчетный период на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), и объемом суммарного фактического за расчетный период потребления электроэнергии потребителями - гражданами (приравненными к ним потребителями).
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) осуществляется Поставщиком по свободным (нерегулируемым) ценам, которые не превышают предельные уровни нерегулируемых цен, определяемых в соответствии с законодательством РФ и Правилами розничных рынков".
Изложить п. 5.4. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца, а именно: "5.4. Указанные предельные уровни определяются как сумма средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цены электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, размера платы за подлежащие государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергий данного потребителя, включая сбытовую надбавку Поставщика (гарантирующего поставщика), а также размера платы за услуги по передаче электрической энергии.
Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии (мощности) на оптовом рынке рассчитывается администратором торговой системы оптового рынка для точек (групп точек) поставки, в которых ОАО "Тюменская энергосбытовая компания" (ОАО ТЭК), как участник оптового рынка приобретает электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке для целей продажи на розничном рынке.
В целях расчета предельных уровней нерегулируемых цен в качестве размера платы за услуги и сбытовой надбавки, используется разность одноставочного тарифа на электрическую энергию (мощность), установленного в отношении соответствующей группы потребителей в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, и средневзвешенного тарифа покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и у производителей (поставщиков) электрической энергии на розничном рынке, если эта разность положительная. Предельный уровень нерегулируемых цен в случае отрицательной разности устанавливается равным средневзвешенной свободной (нерегулируемой) цене электрической энергии (мощности) в точках (группах точек) поставки на оптовом рынке рассматриваемой организации".
Изложить п. 6.2. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца, а именно: "6.2. Расчеты по настоящему Договору осуществляются путем перечисления Покупателем денежных средств на расчетный счет Поставщика в порядке, установленном настоящим Договором. Перечисление денежных средств за текущее потребление Покупателем электрической энергии производится в течение текущего месяца следующими периодами платежа (с учетом прогнозного значения нерегулируемой цены):
- до 15 числа месяца, в котором производится текущее потребление электроэнергии предварительный платеж в размере 20 % от договорной величины потребления Покупателем электрической энергии (мощности по счету, выставленному Поставщиком;
Расчет за фактический объем потребленной Покупателем в расчетном периоде электрической энергии (мощности) производится Покупателем до 12 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта об отпуске и потреблении электроэнергии и счет-фактуры, выставляемой Поставщиком Покупателю о потреблении электроэнергии за расчетный период. Покупатель обязан сам получить акт об оттеке и потреблении электроэнергии и счет-фактуру у Поставщика".
Изложить п. 6.3 договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца, а именно: "6.3 Предельные уровни нерегулируемых цен доводятся до сведения Покупателя путем указания в счет - фактуре на оплату электроэнергии".
Этим же решением с СГМУП "ГТС" в пользу ОАО "Тюменьэнергосбыт" взыскано 2 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, СГМУП "ГТС" в апелляционной жалобе просит его отменить в части принятия п.п. 4.8., 5.3., 5.4., 6.3. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца и принять по делу новый судебный акт, изложив указанные пункты в редакции ответчика.
В обоснование апелляционной жалобы СГМУП "ГТС" ссылается на нарушение судом норм материального права.
ОАО "Тюменьэнергосбыт" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Тюменьэнергосбыт" (поставщик) и СГМУП "ГТС" (покупатель) возникли разногласия при заключении договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007, предметом которого является продажа ОАО "Тюменьэнергосбыт" СГМУП "ГТС" электрической энергии, оказание услуг по передаче электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией (п. 2.1.).
СГМУП "ГТС", не согласившись с предложенной в договоре ОАО "Тюменьэнергосбыт" редакцией, в том числе пунктов 4.8., 5.3., 5.4., 6.2., 6.3., направило ОАО "Тюменьэнергосбыт" протокол разногласий (л.д. 22-29 т. 1).
В протоколе урегулирования разногласий, направленному СГМУП "ГТС", ОАО "Тюменьэнергосбыт" не приняло предложенную ответчиком редакцию данных пунктов договора (л.д. 30-32 т. 1).
Поскольку соглашения по спорным пунктам договора между сторонами достигнуто не было, истец обратился в Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа с настоящим иском.
В обоснование исковых требований ОАО "Тюменьэнергосбыт" указывает, что поставка электрической энергии СГМУП "ГТС" должна осуществляться как по регулируемым ценам (тарифам), так и по нерегулируемым (свободным) ценам, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что условия договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144, предложенные истцом, соответствуют разделу VII Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), вступивших в силу 01.09.2006.
В обоснование апелляционной жалобы СГМУП "ГТС" ссылается на то, что порядок осуществления торговли по нерегулируемым ценам и его особенности изложены в разделе XI Правил, который вступает в силу с 01.01.2008, в связи с чем судом первой инстанции неправомерно применен раздел VII Правил, в котором сформулированы основы организации расчётов на розничных рынках электрической энергии. По существу, все доводы ответчика сводятся к тому, что расчёты за электрическую энергию по договору энергоснабжения от 01.06.2007 N 144 должны осуществляться с применением свободной (нерегулируемой) цены только сверх объема фактического потребления, указанного в договоре. За электрическую энергию, потребленную в пределах договорного объема, по мнению ответчика, должны применяться тарифы по регулируемым ценам.
СГМУП "ГТС" предлагает следующую редакцию п. 4.8 договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144: "Поставщик продает Покупателю электрическую энергию по регулируемым ценам в объеме всего фактического потребления в пределах договорного объема.
Редакцию п. 5.3 указанного договора СГМУП "ГТС" излагает следующим образом: Продавец продает электроэнергию в объемах, в соответствии с настоящим договором, а Покупатель оплачивает электроэнергию и оказанные услуги по ценам (тарифам) установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования. В случае приобретения Покупателем электрической энергии сверх договорных объемов - оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничном рынке.
Пункт 5.4 названного договора изложен ответчиком в следующей редакции: "Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии (мощности) рассчитывается администратором торговой системы оптового рынка для точек поставки, в которых ОАО "Тюменская энергосбытовая компания", как участник оптового рынка приобретает электрическую энергию на оптовом рынке для целей продажи на розничном рынке. Средневзвешенная свободная (нерегулируемая) цена электрической энергии на оптовом рынке доводится Поставщиком до Покупателя в течение 4 рабочих дней до окончания расчетного периода, в котором производилось текущее потребление электрической энергии".
По мнению ответчика, п. 6.3 должен быть исключен из договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144.
При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами
В силу ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"" в течение переходного периода до 1 января 2011 года к полномочиям Правительства Российской Федерации относится установление предельного объема электрической энергии и мощности, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). В отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
Исходя из положений п.п. 2, 4 ст. 426, п.п. 1, 4 ст. 539 ГК РФ к правоотношениям сторон применяются, в том числе Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления (далее - граждане-потребители).
Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком условия пунктов 4.8., 5.3., 5.4., 6.3. договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144 в редакции истца соответствуют положениям п. 4, 70, 106, 108, 109, 110 Правил.
Довод ответчика о том, что при заключении договора энергоснабжения в 2007 году раздел VII Правил не должен был применяться без учёта раздела XI Правил, который вступает в силу с 01.01.2008, является необоснованным.
Согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, указанные Правила вступают в силу с даты их официального опубликования (01.09.2006), за исключением раздела XI Правил, который вступает в силу с 01.01.2008.
Раздел XI Правил регламентирует лишь определенные особенности осуществления торговли по нерегулируемым ценам и вступление его в силу с 01.01.2008 не влечёт запрета на применение раздела VII Правил.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при заключении договора энергоснабжения от 01.06.2007 N 144 в части установления правил организации расчетов между СГМУП "ГТС" и ОАО "Тюменьэнергосбыт" подлежал применению раздел VII Правил.
Приняв п.п. 4.8., 5.3., 5.4., 6.2., 6.3. договора энергоснабжения N 144 от 01.06.2007 в редакции истца, суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального права, сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба СГМУП "ГТС" оставляется без удовлетворения. Расходы по апелляционной жалобе относятся на СГМУП "ГТС".
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 17 марта 2008 года по делу N А75-492/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Рябухина |
Судьи |
Е.В. Гладышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-492/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Тюменьэнергосбыт"
Ответчик: Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие "Городские тепловые сети"