город Омск
18 сентября 2008 г. |
Дело N А46-16394/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладышевой Е.В.
судей Литвинцевой Л.Р., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Павловской Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4111/2008) общества с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "Сибирь" на определение Арбитражного суда Омской области от 16 июля 2008 года по делу N А46-16394/2006 (судья Аристова Е.В.), вынесенное по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "Сибирь" об изменении способа исполнительного производства N 27979-328 Д/07, возбужденного на основании исполнительного листа от 15.05.2007 N 008228, по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" к обществу с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "Сибирь", при участии третьего лица: инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Центральному административному округу города Омска
об обязании принять и перемаркировать алкогольную продукцию,
при участии в судебном заседании представителей:
от ООО "Винно-коньячный завод "Сибирь" - представитель Перцев П.Н., доверенность N 63 от 30.04.2008;
от ООО "Сибирь" - представитель не явился;
от ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска - представитель не явился;
от судебного пристава-исполнителя - представитель не явился;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 30.03.2007 по делу N А46-16394/2006 по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирь" (далее - ООО "Сибирь") к обществу с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "Сибирь" (далее - ООО "ВКЗ "Сибирь") Арбитражный суд Омской области обязал ООО "ВКЗ "Сибирь" произвести у ООО "Сибирь" приём и перемаркировку специальными федеральными марками алкогольной продукции: коньяка трёхзвёздочного 0,5 л. - в количестве 6 919 бутылок, маркированного региональными марками: N 55 разр. 0506 N 133001-9790000; 0507 N 6765001-680000, 496 экз., заменено на 55/1000 (0062. 0050.0052. 0054. 0056. 0058. 0060. 0062. 0004); коньяка трёхзвёздочного 0,25 л. - в количестве 4 255 бутылок, маркированного региональными марками: N 55 разр. 0501 N 0175001-0210000. Этим же решением с "ВКЗ "Сибирь" в пользу ООО "Сибирь" взыскано 2000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
На основании указанного решения 15.05.2007 Арбитражным судом Омской области выдан исполнительный лист N 008228 (л.д. 142 т.1) .
Постановлением от 28.05.2008 судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Кировскому административному округу г. Омска УФССП по Омской области Алеев А.А. возбудил исполнительное производство N 27979-328 Д/07 (л.д. 8-9 т. 2).
В порядке ст. 324 АПК РФ ООО "ВКЗ "Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об изменении способа исполнения исполнительного производства N 27979-328 Д/07, возбужденного на основании исполнительного листа N 008229, выданного Арбитражным судом Омской области по делу N А46-16394/2006. При изменении способа исполнения исполнительного производства заявитель просил расторгнуть договор поставки N 559 с ООО "Сибирь", обязать ООО "Сибирь" оформить товарно-транспортную накладную, справку к товарно-транспортной накладной и счёт-фактуру на возврат завезённого количества коньяка для его повторной переработки.
Определением Арбитражного суда Омской области от 16.07.2008 по делу N А46-16394/2006 в удовлетворении заявления ООО "ВКЗ "Сибирь" об изменении способа исполнения судебного акта по делу N А46-16394/2006 отказано.
Возражая против вынесенного судом определения, ООО "ВКЗ "Сибирь" в апелляционной жалобе просит определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, изменить способ исполнения исполнительного производства N 27979-328 Д/07, возбужденного на основании исполнительного листа N 008228, выданного Арбитражным судом Омской области по делу N А46-16394/2006. При изменении способа исполнения исполнительного производства расторгнуть договор поставки N 559, оформить товарно-транспортную накладную, справку к товарно-транспортной накладной и счёт-фактуру на возврат завезённого количества коньяка для его повторной переработки.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
ООО "Сибирь", ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска и судебный пристав-исполнитель отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Представители ООО "Сибирь", ИФНС России N 2 по ЦАО г. Омска и судебного пристава-исполнителя, надлежащим образом извещенных о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, в него не явились.
На основании ч. 1 ст. 266, ч.ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ООО "ВКЗ "Сибирь" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, считая определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителя ООО "ВКЗ "Сибирь", суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое определение суда подлежит оставлению без изменения.
В обоснование заявления об изменении способа исполнения решения от 30.03.2007 N А46-16394/2006 и апелляционной жалобы заявитель указывает на отказ Управления Федеральной налоговой службы по Омской области в выдаче федеральных специальных марок для перемаркировки коньяка ООО "Сибирь", а также на нежелание ООО "Сибирь" расторгнуть договор поставки и представить все необходимые для перемаркировки продукции документы.
При оценке доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
В силу ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.03.2007 по делу N А46-16394/2006 вступило в законную силу 30.04.2007.
В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч. 1).
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 2).
Согласно ч. 1 ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос, есть ли в них действительная необходимость, и учитывать обоюдные интересы должника и взыскателя.
Таким образом, суд вправе изменить способ или порядок исполнения судебного акта при наличии обстоятельств, затрудняющих (препятствующих) его исполнению.
Из материалов дела усматривается, что в целях исполнения решения Арбитражного суда Омской области от 30.03.2007 по делу N А46-16394/2006, ООО "ВКЗ "Сибирь" в присутствии судебного пристава-исполнителя Алеева А.М. по акту приема-передачи от 19.06.2007 была принята алкогольная продукция от ООО "Сибирь", в отношении которой принято решение суда. Однако перемаркировка алкогольной продукции осуществлена не была.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот алкогольной продукции без маркировки федеральными специальными марками запрещен.
С 01.01.2006 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции", утвердившее требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции.
Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены правила маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками; правила нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции; требования к образцам федеральных специальных марок; форма отчета об использовании выданных федеральных специальных марок. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что федеральные специальные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации, в территориальном налоговом органе на условиях их предварительной оплаты.
Соответственно, правом на перемаркировку алкогольной продукции наделены только организации - производители этой продукции, при этом перемаркировка должна осуществляться под надзором и контролем государственного органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации (налогового органа).
Пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 N 209-ФЗ) установлено, что оборот (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации) алкогольной продукции, маркированной по 31 декабря 2005 года включительно в установленном порядке, допускается по 30 июня 2006 года включительно.
Следовательно, с 01.07.2006 на территории Российской Федерации запрещен оборот (в том числе закупка, поставки и розничная продажа) алкогольной продукции, маркированной марками "старого образца".
Порядок осуществления действий, направленных на маркировку алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно, федеральными специальными марками, в целях осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции установлен в информационном сообщении Федеральной налоговой службы России от 29.06.2006 "Об осуществлении в двухмесячный срок возврата алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно в установленном порядке, ее производителем". В данном сообщении указано, что в целях осуществления контроля за оборотом алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно в установленном порядке, после 30.06.2006 Федеральная налоговая служба поручила территориальным налоговым органам:
1. По состоянию на 03.07.2006 провести инвентаризацию указанной алкогольной продукции в организациях, имеющих лицензии на хранение алкогольной продукции и закупку, хранение и поставки алкогольной продукции.
2. Выдать организациям предписания в срок до 01.09.2006 обеспечить возврат алкогольной продукции ее производителям для маркировки новыми федеральными специальными марками и проконтролировать исполнение выданных предписаний.
3. Рекомендовать организациям при возврате указанной алкогольной продукции прикладывать к пакету сопроводительных документов:
- копию акта инвентаризации алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно в установленном порядке, по состоянию на 03.07.2006, подписанную уполномоченным лицом организации с расшифровкой фамилии и заверенную печатью организации;
- копию предписания, выданного лицензирующим органом, подписанную уполномоченным лицом организации с расшифровкой фамилии и заверенную печатью организации.
В п. 3 письма Федеральной налоговой службы от 29.06.2006 N ВЕ-6-07/661@ "О контроле за оборотом алкогольной продукции маркированной по 31.12.2005 в установленном порядке, после 30.06.2006" указано, что возврат алкогольной продукции от организаций розничной торговли возможен только до 01.07.2006.
Письмом Федеральной налоговой службы от 19.07.2006 N ШТ-6-07/689@ установлено, что маркировка организациями - производителями алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 федеральными специальными марками, у организаций-оптовиков осуществляется под контролем налоговых органов при наличии следующих документов:
- договора на поставку алкогольной продукции между поставщиком и получателем;
- акта инвентаризации алкогольной продукции по состоянию на 03.07.2005;
- документов, подтверждающих возврат алкогольной продукции организациям-производителям для ее маркировки.
Письмом Федеральной налоговой службы от 08.06.2006 N ШТ-6-07/579@ "О контроле за оборотом алкогольной продукции после 30.06.2006" определено, что в случае возврата до 30.06.2006 включительно алкогольной продукции, маркированной по 31.12.2005 включительно в установленном порядке, для нанесения на нее федеральной специальной марки образца, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785, территориальному налоговому органу необходимо обеспечить контроль за процессом ее перемаркировки.
Маркировка указанной алкогольной продукции в местах хранения может быть осуществлена только организацией - производителем этой продукции в срок до 30.06.2006 включительно в присутствии и под контролем представителя налогового органа.
Таким образом, перемаркировка алкогольной продукции осуществляется при условии наличия следующих документов: договора на поставку алкогольной продукции между поставщиком и получателем; акта инвентаризации алкогольной продукции по состоянию на 30.07.2006; документов подтверждающих возврат алкогольной продукции организациям-производителям для ее маркировки.
Доказательств того, что такие документы представить невозможно, ООО "ВКЗ "Сибирь" не представило.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в данном случае алкогольная продукция подлежит перемаркировке на основании вступившего в законную силу решения суда, которое как было указаны выше в силу ст. 16 АПК РФ является обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Письмо УФНС России по Омской области от 02.02.2008 N 25-18/02107, в котором указано на необходимость расторгнуть договор поставки и представить документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции, не является нормативным актом и обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда от 30.03.2007 по делу N А46-16394/2006 и влекущим изменение способа и порядка исполнения судебного акта (л.д.111-112 т. 2).
Следует также отметить, что расторжение договора осуществляется по правилам, установленным в главе 29 ГК РФ, и не относится к исполнительным действиям.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу в отказе удовлетворения заявления должника об изменении способа исполнения исполнительного производства N 27979-328 Д/07, возбужденного на основании исполнительного листа N 008228, выданного Арбитражным судом Омской области по делу N А46-16394/2006.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Исходя из изложенного, определение Арбитражного суда Омской области от 16.07.2008 по делу N А46-16394/2006 подлежит оставлению без изменения.
Апелляционная жалоба ООО "ВКЗ "Сибирь" подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 4 ст. 272, ст.ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Омской области от 16.07.2008 по делу N А46-16394/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Гладышева |
Судьи |
Л.Р. Литвинцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16394/2006
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Сибирь"
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Винно-коньячный завод "Сибирь"
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Судебный пристав-исполнитель Межрайонного подразделения по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Шмидт А.К.
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по Центральному административному округу города Омска