город Омск
21 октября 2008 г. |
Дело N А75-3593/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4611/2008) Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.08.2008 по делу N А75-3593/2008 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТеплоНефть" к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ТеплоНефть" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Решением от 04.08.208 по делу N А75-3593/2008 Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "ТеплоНефть" (далее по тексту - ООО "ТеплоНефть", Общество), признал незаконными действия Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Ханты - Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - ГУ - РО ФСС ХМАО - Югры, Отделение Фонда), выразившиеся в отказе зачесть выплаты на социальные пособия за 1 квартал 2008 года с районным коэффициентом 1,7, отраженным в письме от 24.04.2008 N 01/2361-3.
Решение суда первой инстанции мотивировано тем, что в спорный период и по настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтеперерабатывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецского национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области", которым на территории Ханты-Мансийского округа для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7.
Кроме того, в обоснование решение арбитражный суд указывает на то, что заработная плата работникам Общества исчисляется с районным коэффициентом 1,7, следовательно, страховые взносы в Отделение Фонда исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.
В апелляционной жалобе ГУ - РО ФСС ХМАО - Югры просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях при определении размеров всех видов пособий, а в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родам - максимальных размеров пособий применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные на федеральном уровне для непроизводственных отраслей, а не субъектами Российской Федерации. В данном случае, по мнению Отделения Фонда, следует применять районный коэффициент 1, 5.
В отзыве Общество возразило на доводы апелляционной жалобы, указав на то, что размер районного коэффициента 1,7 установлен на федеральном уровне органами государственной власти бывшего Союза ССР - Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. В связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ООО "ТеплоНефть" 11.04.2008 представило в Отделение Фонда расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ведомость) за 1 квартал 2008 года. В разделе 1 ведомости "Расходы на цели обязательного социального страхования" Обществом включены суммы расходов на выплату пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с применением районного коэффициента 1,7.
При принятии ведомости главным специалистом филиала ГУ - РО ФСС ХМАО - Югры внесены корректировки, касающиеся расходной части на цели обязательного социального страхования: выплата пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, принята с коэффициентом 1,5.
Письмом N 01/2361-3 от 24.04.2008 зафиксирован отказ Обществу в принятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования при начислении единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, с применением районного коэффициента 1,7.
В обоснование своей позиции Отделение Фонда ссылается на Постановление Совета Министров РФ N 162 от 20.03.1991 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР (в редакции Постановления Правительства от 04.09.1995 N 884) и Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 N 25-23/5995, согласно которых пособия в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах выплачиваются с учетом коэффициентов, установленных для непроизводственных отраслей.
Полагая, что данный отказ не основан на нормах действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действия Отделении Фонда, выразившиеся в отказе, изложенном в письме от 24.04.2008 N 01/2361-3, зачесть выплаты на социальные пособия за 1 квартал 2008 с районным коэффициентом 1,7.
Решением суда первой инстанции требования ООО "ТеплоНефть" удовлетворены.
Означенное решение обжалуется ГУ - РО ФСС ХМАО - Югры в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" N 81-ФЗ от 19.05.1995 размеры государственных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
Поскольку до настоящего времени такого закона не принято, суд первой инстанции в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно руководствовался нормами законодательства СССР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен порядок применения и размер районного коэффициента для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Таким образом, законодательство Российской Федерации, регулирующее данные правовые отношения состоит из следующих нормативных актов: Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтеперерабатывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области", Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" (с изменениями от 29.10.1992), Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями".
Согласно Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-оз "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа", лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.
Кроме того, Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1964 N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтеперерабатывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало - Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты - Мансийского национального округа севернее 60 градусов северной широты Тюменской области" для работников указанных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 N 25-23/5995 "О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке" не относится к нормативным актам и носит информационный характер.
Следовательно, довод Отделения Фонда о том, что районный коэффициент 1,7 к максимальному размеру пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, установленный решением исполкома Совета народных депутатов Ханты - Мансийского автономного округа от 28.02.1991 N 33, применяться не может, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не обоснованный.
В соответствии с пунктом 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по единому социальному налогу учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 названного Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
К таким выплатам относятся и суммы районного коэффициента, которые учитываются в составе заработной платы.
Заработная плата работникам Общества исчисляется с районным коэффициентом 1,7. Следовательно, страховые взносы в Фонд исчисляются и уплачиваются с применением указанного коэффициента.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, а формирование расходной части средств Фонда (на выплату социальных пособий) с применением районного коэффициента 1,5 является неправомерным.
Для работника Общества, получающего пособие, не имеет правового значения, кем установлен районный коэффициент, поскольку Общество уплачивает страховые взносы в Фонд социального страхования со всей заработной платы, исчисленной с районным коэффициентом 1,7.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.08.2007 N 7898/07.
Таким образом, судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая оценка всем доказательствам, применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.08.2008 по делу N А75-3593/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3593/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Теплонефть"
Ответчик: Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре