город Омск
28 октября 2008 г. |
Дело N А46-15388/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4717/2008) Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2008 по делу N А46-15388/2008 (судья Солодкевич И.М.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-РФ"
к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска
о признании незаконным отказа и обязании выдать разрешение,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений администрации города Омска - Стуколова М.С. по доверенности от 31.07.2008 N 04/31327 действительной один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-РФ" - Кайзер Ю.В. по доверенности от 17.05.2008 действительной три года;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 18.08.2008 по делу N А46-15388/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требование общества с ограниченной ответственностью "Компаньон-РФ" (далее по тексту - ООО "Компаньон-РФ", Общество, заявитель) о признании незаконным отказа Департамента имущественных отношений администрации города Омска (далее по тексту - Департамент, ответчик, податель жалобы) в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по ул.Лукашевича, 45 (дублер) 50 метров от ул.Крупской в центр справа в г.Омске в соответствии с заявкой N 9182 от 12.05.2008 и обязании выдать разрешение заявителю на установку указанной рекламной конструкции.
В обоснование решения суд указал, что анализ имеющихся в материалах дела документов свидетельствует о том, что Обществу не могло быть вменено нарушение абзаца 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003, поскольку требования данного пункта ГОСТа распространяются исключительно на пересечение автомобильных дорог, а в рассматриваемом случае в качестве такового Департаментом был воспринят выезд с прилегающей территории. При таких обстоятельствах основания для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции отсутствовали.
Департамент в апелляционной жалобе просит решение от 18.08.2008 по делу N А46-15388/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
При этом податель жалобы ссылается на то, что в рассматриваемой случае имеет место быть пересечение автомобильных дорог - ул.Лукашевича с дорогой, параллельной ул.Крупской; причем эта дорога отвечает всем признакам автомобильной дороги по смыслу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть, эта дорога предназначена для движения транспортных средств, имеет дорожное полотно, бордюрный камень и дорожные знаки. Вследствие чего применение Департаментом к данной ситуации пункта 6.1 абзаца 11 пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 правомерно.
ООО "Компаньон-РФ" в соответствии с представленным письменным отзывом считает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, представитель ООО "Компаньон-РФ" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
12.05.2008 ООО "Компаньон-РФ" обратилось в Департамент имущественных отношений администрации города Омска с заявкой N 9182 на выдачу разрешения на размещение рекламной конструкции по адресу: город Омск, ул. Лукашевича, 45 (дублер) 50 метров от ул.Крупской в центр справа (лист дела 11).
20.05.2008 согласительной комиссией Департамента принято решение об отказе ООО "Компаньон-РФ" в размещении рекламной конструкции по указанному адресу. В качестве основания для отказа указано на пункт 3 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) и пункт 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003), а именно: не выдержано расстояние от рекламной установки до пересечения дорог (см. выписка из протокола согласительной комиссии от 20.05.2008 - лист дела 14).
Письмом от 03.06.2008 N 06/21696 (лист дела 13) принятое решение доведено до сведения ООО "Компаньон-РФ".
ООО "Компаньон-РФ" полагая, что отказ в размещении рекламной конструкции является незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и обязании Департамент имущественных отношений администрации города Омска выдать разрешение на установку рекламной конструкции по вышеуказанному адресу.
Решением от 18.08.2008 по делу N А46-15388/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленное требование.
Данное решение обжалуется Департаментом в суде апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (пункт 9 статьи 19 Закона о рекламе).
Таким органом на территории города Омска в соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утвержденным Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п, является Департамент имущественных отношений администрации города Омска, на который возложены, в том числе, функции в области рекламы. Так, Департамент осуществляет контроль за размещением средств наружной рекламы, знаково-информационных систем, временных объектов и малых архитектурных форм в пределах своей компетенции; утверждает паспорта рекламных мест, заключает договоры аренды рекламных мест (подпункты 2, 6 пункта 24 Положения).
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (пункт 13 статьи 19 Закона о рекламе).
Частью 15 статьи 19 Закона о рекламе установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решения об отказе в выдаче разрешения. Одним из таких оснований является нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта (пункт 3 части 15 статьи 19).
При этом решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае отказ Департамента мотивирован нарушением пункт 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003.
Суд первой инстанции, признавая незаконным отказ в выдаче ООО "Компаньон-РФ" разрешения, обоснованно указал на неверную оценку Департаментом места размещения рекламной конструкции, как несоответствующего требованиям пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003.
Согласно пункту 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах.
Департамент, отказывая в выдаче разрешения, руководствовался тем, что в непосредственной близости к рекламной конструкции имеется дорога, которая пересекается с ул.Лукашевича (дублер), при этом расстояние от предполагаемого места размещения рекламной конструкции до данного пересечения составляется менее 50 м.
То есть, Департамент точкой отсчета 50 м считало пересечение ул.Лукашевича (дублер) и улицы, параллельной ул.Крупской (лист дела 11-12, 30-32). При этом, по мнению подателя жалобы, указанная дорога отвечает всем признакам автомобильной дороги по смыслу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ООО "Компаньон-РФ" при подаче заявки исходило из того, что пересечением дорог, от которого следует отсчитывать 50 м, является пересечение ул.Лукашевича и ул.Крупской.
Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суд первой инстанции правомерно руководствовался ГОСТом Р 52044-2003, Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, и исходил из того, что в данном случае имеет место не пересечение автомобильных дорог, а выезд с прилегающей территории, а до пересечения ул.Лукашевича с ул.Крупской - более 50 метров.
В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Из приведенной нормы видно, что понятие выезд с прилегающей территории вынесено за пределы понятия перекрестка, следовательно, выезд с прилегающей территории не относится и к понятию пересечения.
Согласно Правилам дорожного движения прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Из имеющихся в деле фотографий (лист дела 30-32) видно, что ул.Лукашевича (дублер) и улица, параллельная ул.Крупской, не являются пересечением дорог, так как образуют выезд из прилегающей территории. Следовательно, точной отсчета 50 м для установки рекламной конструкции должно служить пересечение ул.Лукашевича и ул.Крупской, как на то ссылалось Общество в своей заявке.
Поскольку требования пункта 6.1 ГОСТа Р 52044-2003 распространяются исключительно на пересечение автомобильных дорог, а таковым является пересечение ул.Лукашевича и ул.Крупской, то Департамент не имел оснований для отказа в выдаче ООО "Компаньон-РФ" разрешения на установку рекламной конструкции.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал отказ Департамента незаконным, как несоответствующий положениям Закона о рекламе.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Департамента на пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым определено понятие автомобильной дороги. Правовое значение в рассматриваемой ситуации имеет не отнесение выезда к автомобильной дороге, а уяснение того, образует ли их наложение с ул.Лукашевича перекресток в виде пересечения автомобильных дорог.
Признавая незаконным отказ в выдаче разрешения, суд правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права указал на обязанность Департамента имущественных отношений администрации города Омска выдать ООО "Компаньон-РФ" разрешение на установку рекламной конструкции в г.Омске по ул.Лукашевича, 45 (дублер) 50 метров от ул.Крупской в центр справа в соответствии с заявкой N 9182 от 12.05.2008.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений администрации города Омска удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Департамент имущественных отношений администрации города Омска.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.08.2008 по делу N А46-15388/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15388/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Компаньон-РФ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4717/2008