город Омск
29 октября 2008 г. |
Дело N А75-2257/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2008 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кливера Е.П.
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4260/2008) открытого акционерного общества "Ремонтно-строительное управление" (далее - ОАО "РСУ"; Общество)
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2008 по делу N А75-2257/2008 (судья Дубинина Т.Н.), принятое
по заявлению ОАО "РСУ"
к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - МИФНС России N 4 по ХМАО-Югре; Инспекция),
с участием в деле третьего лица - департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска,
о признании недействительным решения от 02.04.2008,
при участии в судебном заседании:
от ОАО "РСУ" ? представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от МИФНС России N 4 по ХМАО-Югре - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом;
от департамента муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-строительное управление" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к МИФНС России N 4 по ХМАО-Югре о признании недействительным решения от 02.04.2008 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.
В ходе рассмотрения арбитражного дела в суде первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации была произведена замена муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление" на ОАО "РСУ".
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2008 в удовлетворении требования Общества отказано.
В качестве правового обоснования принятого решения суд первой инстанции сослался на несоблюдение юридическим лицом положений Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В апелляционной жалобе ОАО "РСУ" просит решение суда от 02.07.2008 по делу N А75-2257/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
МИФНС России N 4 по ХМАО-Югре в письменном отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации г. Югорска письменного отзыва на апелляционную жалобу ОАО "РСУ" не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
27.03.2008 в МИФНС России N 4 по ХМАО-Югре был представлен следующий пакет документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования из муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление" в открытое акционерное общество: заявление формы Р 12001; устав от 17.03.2008; передаточный акт, утвержденный учредителем от 24.03.2008; платежное поручение от 20.03.2008 N 39/10; решение учредителя о реорганизации от 17.03.2008; копия объявления о предстоящей реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" от 26.03.2008 N 12; заявка на публикацию сообщения от 17.03.2008.
02.04.2008 Инспекция, рассмотрев документы, представленные для государственной регистрации юридического лица ОАО "РСУ" при государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования, полученные 27.03.2008 N 136А, приняла решение об отказе в государственной регистрации, в связи с непредставлением доказательств уведомления кредиторов.
Полагая, что решение МИФНС России N 4 по ХМАО-Югре нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
02.07.2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с абзацем третьим статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае:
- непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В статье 14 этого же Закона определен перечень документов, представляемых при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В регистрирующий орган представляется, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В заявлении подтверждается, что:
- учредительные документы, созданных путем реорганизации юридических лиц, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;
- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;
- передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов;
- все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании изложенных выше правовых норм, суд первой инстанции обоснованно заключил вывод, что законодательно установленными являются требования о достоверности сведений об уведомлении всех кредиторов реорганизуемого лица в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" определено, что унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
В силу пункта 8 статьи 29 упомянутого Закона государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Таким образом, для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган должны представляться доказательства уведомления кредиторов, включая публикации в соответствующих печатных изданиях.
Несоблюдение данных требований является основанием для отказа в государственной регистрации соответствующих изменений по причине непредставления документа (заявления).
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что публикация сообщения о реорганизации муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление" произведена 26.03.2008, тогда как заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подано в регистрирующий орган 27.03.2008, то есть до истечения срока, предусмотренного пунктами 7, 8 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении юридическим лицом требования о порядке уведомления кредиторов, составляющей которого является требование о сроке, предоставляемом кредиторам для направления требования реорганизуемому юридическому лицу в силу прямого указания пункта 7 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Поскольку заявитель не представил в регистрирующий орган доказательств надлежащего уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации, регистрирующий орган обоснованно вынес решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Такое требование как предоставление доказательств уведомления кредиторов о реорганизации юридических лиц, является публично-правовым инструментом контроля за выполнением лицами, принявшими решение о реорганизации юридического лица, установленным пунктом 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка Общества на то, что форма заявления Р 12001 не предусматривает получения согласия кредиторов реорганизуемого юридического лица судом отклоняется, так как из смысла требований пунктов 7, 8 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" вытекает, что уведомление кредиторов должно быть осуществлено с обязательным соблюдением указанного в этих нормах срока. В противном случае уведомление не может быть признано надлежащим.
Указание подателя апелляционной жалобы на то, что права кредиторов не нарушались, поскольку в передаточном акте и в учредительных документов имеется условие о правопреемстве сделано также без учета положений пунктов 7, 8 статьи 29 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить следующее.
По истечении 30 дней с даты опубликования сообщения о реорганизации муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление" последнее повторно обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
04.05.2008 Инспекцией было принято решение N 206А-1 о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия "Ремонтно-строительное управление".
Кроме того, 04.05.2008 налоговым органом было вынесено решение N 206А о государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме преобразования ОАО "РСУ".
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов ОАО "РСУ" на дату вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, отказав в удовлетворении заявленного Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ОАО "РСУ".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 02.07.2008 по делу N А75-2257/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2257/2008
Истец: ОАО"Ремонтно-строительное управление", ОАО "Ремонтно-строительное управление"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N4 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и градостроительства администрации города Югорска
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4260/2008