город Омск
05 ноября 2008 г. |
Дело N А70-3664/25-2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тайченачевым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4301/2008) закрытого акционерного общества "Кредит Европа Банк" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2008 по делу N А70-3664/25-2008 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Кредит Европа Банк" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области о признании незаконным и об отмене постановления N А08/39 от 27.05.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Кредит Европа Банк" - не явился, извещен;
от Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением от 21.07.2008 по делу А70-3664/25-2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Кредит Европа Банк" (далее - ЗАО "Кредит Европа Банк", общество, Банк, податель жалобы) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Управление, УФАС по Тюменской области, антимонопольный орган) N А08/39 от 27.05.2008 о назначении административного наказания за нарушение антимонопольного законодательства на основании части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В обоснование решения суд указал на то, что соглашение от 02.07.2008 не является договором о предоставлении финансовых услуг, поскольку не связано с привлечением и (или) размещением денежных средств; не является соглашение и договором, заключенным в процессе обычной хозяйственной деятельности Банка. В связи с чем ЗАО "Кредит Европа Банк" обязано было уведомить в установленном порядке антимонопольный орган о заключении соглашения от 02.07.2007 о сотрудничестве.
ЗАО "Кредит Европа Банк" в апелляционной жалобе просит решение от 21.07.2008 по делу N А70-3664/25-2008 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Решение, как указано в жалобе, подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью обстоятельств, которые суд счел установленными; несоответствием выводов суда обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.
По мнению общества, необоснованным является вывод суда о том, что соглашение не является договором о предоставлении финансовых услуг.
УФАС по Тюменской области письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
От Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя, которое суд счел возможным удовлетворить.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие сторон по делу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
УФАС по Тюменской области в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 11 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в целях осуществления контроля за экономической концентрацией на рынке финансовых услуг проведена проверка соблюдения финансовыми организациями требований, установленных частью 9 статьи 35 вышеупомянутого закона.
В ходе проверки установлено, что 02.07.2007 между Банком и ООО "Авто-Дина" (дилер) заключено соглашение в рамках Программы автокредитования N ТЮМ/ДП/0020 (лист дела 73-75); о достигнутом соглашении антимонопольный орган не уведомлен.
17.04.2008 Комиссия УФАС по Тюменской области приняла решение N K08/21-1 (лист дела 60-64), в котором признала, что Банк нарушил требования пункта 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции.
Материалы дела направлены уполномоченному должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 19.8 КоАП.
19.05.2008 в отношении ЗАО "Кредит Европа Банк" в присутствии представителя Банка по доверенности N 1102 от 12.05.2008 Толкунова В.Б. (лист дела 104) составлен протокол об административном правонарушении N А08/39 (лист дела 100-101).
По результатам рассмотрения протокола и материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление N A08/39 от 27.05.2008 (лист дела 105-108), согласно которому Банк привлечен к административной ответственности на основании части 4 статьи 19.8 КоАП в виде штрафа в размере 150 000 руб. за непредставление в антимонопольный орган в установленный срок уведомления о совершении сделки.
Общество, полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления.
Решением от 21.07.2008 по делу N А70-3664/25-2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 19.8 КоАП непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в федеральный антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Приведенный перечень исключений является исчерпывающим.
Обязанность уведомить федеральный антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме исполняется лицом, достигшим соглашения, в течение пятнадцати дней с даты его достижения (часть 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции).
Судом первой инстанции установлено, что уведомление о заключении соглашения от 02.07.2007 в установленный законом срок в Управление не направлялось (уведомление направлено в антимонопольный орган только в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства).
Данное обстоятельство не отрицается и самим Банком, считающим, что характер соглашения не требует обязательного уведомления о его заключении антимонопольного органа.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда об ошибочности данного мнения. Заключенное между ЗАО "Кредит Европа Банк" и ООО "Авто-Дина" соглашение о сотрудничестве в рамках Программы автокредитования N ТЮМ/ДП/0020 не подпадает ни под одно из исключений, указанных в части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, исходя из следующего.
Пункт 1 части 9 статьи 35 упомянутого закона не применим к соглашению от 02.07.2007 в связи с тем, что выяснять долю ЗАО "Кредит Европа Банк" и ООО "Авто-Дина" на товарном рынке не представляется целесообразным, так как эти организации действуют на разных товарных рынках.
Не применим к соглашению и пункт 2 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, поскольку оно не является договором о предоставлении финансовых услуг.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Судом первой инстанции установлено, что предметом данного соглашения определено взаимовыгодное сотрудничество сторон по вопросам организации, удовлетворения потребностей физических лиц в приобретении автомобилей, потребительское кредитование физических лиц - клиентов дилера, на оплату стоимости автомобиля (лист дела 73-75).
Соглашение непосредственно не предусматривает выдачу кредитов конкретным физическим лицам, а также не предусматривает оказание услуг по зачислению и перечислению денежных средств конкретных лиц, следовательно, не является ни договором кредита, ни договором банковского счета, в связи с чем не может быть отнесен к осуществлению финансовой деятельности (кредитование, привлечение денежных средств).
Юридически значимой целью соглашения является не осуществление соответствующей деятельности ЗАО "Кредит Европа Банк" и ООО "Авто-Дина", а увеличение объема продаж товаров (услуг) дилера, повышение лояльности клиентов к дилеру.
Таким образом, рассматриваемое соглашение не является договором о предоставлении финансовых услуг.
При этом несостоятельным является указание подателя жалобы на то, что суд первой инстанции при анализе характера соглашения не учел статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в соответствии с которой к банковским операциям помимо привлечения и размещения денежных средств относится и осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц.
По мнению суда апелляционной инстанции, положения статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" не влияют на квалификацию соглашения о сотрудничестве от 02.07.2008.
Нельзя отнести соглашение и к договорам, заключаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности (пункт 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" к сделкам, совершаемым в процессе обычной хозяйственной деятельности, могут относиться, в частности, сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, получению кредитов для оплаты текущих операций (например, на приобретение оптовых партий товаров для последующей реализации их путем розничной продажи).
В отношении финансовых организаций к категории сделок, заключаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности (помимо собственно банковских операций) можно отнести такие сделки, как договор финансирования под уступку денежного требования, договор займа, договор поручительства, договор доверительного управления имуществом и тому подобное, а также договоры, связанные с обеспечением функционирования финансовой организации (трудовой договор, договор подряда, договор с рекламным агентом, договор аренды помещения, договоры по оплате коммунальных услуг и канцелярских принадлежностей и тому подобное).
Соглашение о сотрудничестве ЗАО "Кредит Европа Банк" и ООО "Авто-Дина" заключено за пределами потребностей юридического лица в обеспечении вопросов, возникающих в процессе текущей хозяйственной деятельности.
Таким образом, соглашение от 02.07.2007 не подпадает под исключения, предусмотренные пунктами 1-3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, в связи с чем, ЗАО "Кредит Европа Банк" обязано было направить уведомление о соглашении в антимонопольный орган в течение 15 дней. Ненаправление уведомления образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.8 КоАП.
Судом первой инстанции правомерно указано на наличие вины ЗАО "Кредит Европа Банк" в совершении указанного правонарушения: у Банка имелась возможность по соблюдению требования Закона о защите конкуренции, поскольку он является профессиональным участником деятельности, связанной с оказанием банковских услуг, который должен соблюдать требования антимонопольного законодательства.
Таким образом, учитывая наличие состава административного правонарушения, вины Банка, соблюдение антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности, основания для признания незаконным оспариваемого постановления отсутствуют.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Следовательно, государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная ЗАО "Кредит Европа Банк" при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 17139 от 05.08.2008, подлежит возврату как ошибочно уплаченная.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2008 по делу А70-3664/25-2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Кредит Европа Банк" (ОГРН 2087711000947), расположенному по адресу: 115054, г.Москва, Павелецкая площадь, дом 2, корпус 2, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., уплаченную при подаче апелляционной жалобы на основании платежного поручения N 17139 от 05.08.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3664/25-2008
Истец: закрытое акционерное общество "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4301/2008