город Омск
07 ноября 2008 г. |
Дело N А75-1523/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 ноября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3606/2008) администрации г. Нижневартовска на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 26.05.2008 по делу N А75-1523/2008 (судья Мингазетдинов М.М.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны
к администрации г. Нижневартовска,
третье лицо: Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска,
о признании недействительным ненормативного правового акта Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска от 25.01.2008 N 437/36-01 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков для размещения рекламных щитов,
о признании незаконными предстоящих торгов по продаже права аренды земельных участков под размещение рекламы,
об обязании Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска обеспечить изготовление проектов границ земельных участков и утвердить их,
об обязании Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска принять решения о предоставлении земельных участков в аренду,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны - не явился, извещен;
от администрации г. Нижневартовска - не явился, извещен;
от Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Ревенко Любовь Петровна (далее по тексту - ИП Ревенко Л.П., предприниматель, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска (далее - Департамент).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель уточнила заявленные требования (лист дела 62-65), просила:
признать незаконным ненормативный правовой акт от 25.01.2009 N 437/36-01,
признать незаконными предстоящие торги по продаже права аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, испрашиваемых предпринимателем для целей, не связанных со строительством;
обязать Департамент обеспечить изготовление проектов границ земельных участков и утвердить их,
обязать Департамент принять решения о предоставлении десяти земельных участков в аренду с приложением проектов границ участков.
Суд первой инстанции в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании ходатайства администрации г.Нижневартовска и с согласия ИП Ревенко Л.П. произвел замену ответчика Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска на администрацию г. Нижневартовска.
Решением от 26.05.2008 по делу N А75-1523/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры частично удовлетворил заявленные ИП Ревенко Л.П. требования, суд признал решение Департамента об отказе в предоставлении земельных участков, изложенное в письме от 25.01.2008 N 437/36-01, незаконным и обязал администрацию г.Нижневартовска провести работы по изготовлению проектов границ земельных участков, указанных в заявлении ИП Ревенко Л.П. от 12.12.2007 N 15.
В обоснование решения суд указал, что отказ в предоставлении земельных участков под размещение рекламных щитов, изложенный в письме от 25.01.2008 N 437/36-01, не соответствует требованиям закона, закрепленным в пункте 13, 14 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; до настоящего времени документ в виде решения об отказе в выдаче разрешения заявителю не направлен.
Со ссылкой на статью 29, пункт 5, 6, 7, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу, что при получении от ИП Ревенко Л.П. заявления о предоставлении в аренду земельных участков Департамент не вправе был отказывать ей, а должен был провести предварительные землеустроительные работы, результатом которых может стать проект границ участка, на основании чего и принимается решение о его выделении.
По мнению суда, Департаментом не были соблюдены требования земельного законодательства при рассмотрении заявления предпринимателя, в силу чего отказ, изложенный в письме от 25.01.2008 N 437/36-01, является незаконным.
Администрация г. Нижневартовска в апелляционной жалобе просит решение от 26.05.2008 по делу N А75-1523/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом податель жалобы ссылается на следующие обстоятельства:
поскольку ИП Ревенко Л.П. в администрацию г.Нижневартовска с заявлением о выдаче ему разрешения на установку рекламных конструкций, необходимого в силу положений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", никогда не обращался, то ему не было отказано в выдаче такового;
предпринимателю было отказано не в связи с обращением в администрацию за выдачей разрешения на установку рекламных конструкций, а в связи с обращением с заявлением о предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции, применив к рассматриваемому делу положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, вышел за пределы рассматриваемого дела, поскольку требования предпринимателя были заявлены в рамках статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации. То есть, суд применил закон, не подлежащий применению в данном случае, что является основанием для отмены решения по делу.
ИП Ревенко Л.П. отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
До начала судебного заседания от Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г.Нижневартовска поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя Департамента.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие сторон по делу.
В соответствии с пунктом 1,5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Администрацией г.Нижневартовска указанное решение обжалуется в части удовлетворения требования ИП Ревенко Л.П., а именно, в части признания незаконным решения об отказе в предоставлении земельных участков, изложенного в письме от 25.01.2008 N 437/36-01, и обязания администрации г.Нижневартовска провести работы по изготовлению проектов границ земельных участков, указанных в заявлении Ревенко Л.П. от 12.12.2007 N 15.
В удовлетворении требования предпринимателя о признании предстоящих торгов недействительными судом отказано со ссылкой на статью 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку законодательством не предусмотрено обжалование действий, которые будут совершены в будущем.
Апелляционный суд считает возможным пересмотреть решение по делу в части удовлетворения требования ИП Ревенко Л.П.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
ИП Ревенко Л.П. обратился в администрацию г.Нижневартовска с заявлением от 12.12.2007 исх. N 15 (лист дела 10) о выделении ей земельных участков для установки рекламных конструкций согласно прилагаемым схемам территориального размещения по адресам, указанным в письме, в аренду сроком на 5 лет.
Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г.Нижневартовска письмом от 25.01.2008 N 437/36-01 (лист дела 11) предпринимателю сообщил:
"до рассмотрения вопроса по формированию земельных участков под рекламные конструкции вам необходимо согласовать места размещения с управлением архитектуры и градостроительства администрации города. Материалы для согласования вами не приложены. В соответствии с Федеральным законном от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе" и статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для размещения и строительства рекламных конструкций осуществляется путем проведения торгов. В марте текущего года администрация города планирует проведение аукциона по продаже права аренды земельных участков под установку и эксплуатацию рекламных щитов_".
ИП Ревенко Л.П., полагая, что данное письмо (отказ в предоставлении земельных участков) нарушает ее права и законные интересы, обратилась в марте 2008 года в арбитражный суд с настоящим требованием.
Департаментом в дополнение к вышеуказанному письму в адрес предпринимателя направлено заказным письмом с уведомлением о вручении письмо от 22.04.2008 N 07-04/1424 (лист дела 42), которым уточнена формулировка отказа в предоставлении испрашиваемых участков.
Так, согласно письму основанием для отказа в предоставлении земельных участков, следует считать не статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе", а Регламент предоставления и аренды земельных участков на территории города Нижневартовска, утвержденный постановлением Главы города Нижневартовска от 02.10.2006 N 819 (далее - Регламент). Регламентом определена процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения временных объектов, к числу которых относится установка рекламных конструкций.
Решением от 26.05.2008 по делу N А75-1523/2008 заявленные требования удовлетворены частично.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
Согласно пункту 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, которое выдается на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (пункт 13 статьи 19 Закона о рекламе).
Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов (пункт 14 статьи 19 Закона о рекламе).
Исходя из текста заявления предпринимателя от 12.12.2007 исх. N 15 (лист дела 10) Ревенко Л.П. просит в соответствии с частью 2 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (видимо имелся в виду Земельный кодекс Российской Федерации) выделить ей земельные участки для установки рекламных конструкций согласно прилагаемым схемам территориального размещения.
Доказательств того, что предприниматель обращался в администрацию города с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций, в материалах дела нет.
Как верно отметил податель апелляционной жалобы, предпринимателю было отказано не в связи с обращением в администрацию города за выдачей разрешения на установку рекламных конструкций, а в связи с обращением о предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской.
Вследствие изложенного, необоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что отказ Департамента, изложенный в письме от 25.01.2008 N 437/36-01, не соответствует требованиям пункта 13, 14 статьи 19 Закона о рекламе и что до настоящего времени документ в виде решения об отказе в выдаче разрешения заявителю не направлен.
При этом несостоятельными являются рассуждения суда первой инстанции со ссылкой на положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку данной нормой регулируется порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В рассматриваемом случае, предприниматель не имеет на испрашиваемых земельных участках какие-либо объекты недвижимости, принадлежащие ему на определенном праве, следовательно, у него не возникает право приобретения прав на эти участки в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, применив к рассматриваемому делу положения статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, применил закон, не подлежащий применению в данном случае.
При таких обстоятельствах не может быть принят вывод суда о том, что при получении от ИП Ревенко Л.П. заявления о выделении земли в связи с установлением статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации особого порядка её предоставления Департамент не вправе был отказывать в предоставлении земельного участка, а должен был провести предварительные землеустроительные работы, результатом которых может стать проект границ участка, на основании чего и принимается решение о его выделении.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации). В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
ИП Ревенко Л.П. обратилась в администрацию города с заявлением о предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской.
Согласно дополнению к письму от 25.01.2008 N 437/36-01 (лист дела 42) основанием для отказа в предоставлении земельных участков, следует считать не статью 30 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон от 21.07.2007 N 193-ФЗ "О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона "О рекламе", а Регламент предоставления и аренды земельных участков на территории города Нижневартовска, утвержденный постановлением Главы города Нижневартовска от 02.10.2006 N 819 (далее - Регламент).
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Администрацией г.Нижневартовска был разработан Регламент предоставления и аренды земельных участков на территории города Нижневартовска, утвержденный постановлением Главы города Нижневартовска от 02.10.2006 N 819, пунктом 2.7 которого определена процедура предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе для размещения временных объектов, к числу которых относится установка рекламных конструкций.
В соответствии с пунктом 2.1.6 Регламента в целях внедрения механизма предоставления земельных участков на началах состязательности для формирования земельного рынка, создания вторичного рынка земли, повышения доходов бюджета города, определения спроса на землю, соотношения спроса и предложения, ценовых характеристик земельных участков, а также эффективности и рационального использования земельных участков в соответствии с перспективой развития города и созданием благоприятной среды для проживания граждан, приоритетным направлением предоставления земельным участков являются торги (конкурсы, аукционы).
Таким образом, Департамент муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска правомерно отказал в предоставлении земельных участков предпринимателю со ссылкой на пункт 2.1.6 Регламента и указанием на возможность участия Ревенко Л.П. в аукционе по продаже права аренды земельных участков, поэтому письмо от 25.01.2008 N 437/36-01 является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны следует отказать, вследствие чего решение от 26.05.2008 по делу А75-1523/2008 подлежит отмене.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Следовательно, расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на индивидуального предпринимателя Ревенко Любовь Петровну.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, подпунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу администрации города Нижневартовска удовлетворить. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 26.05.2008 по делу А75-1523/2008 отменить в оспариваемой части. Принять по делу в отмененной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны о признании незаконным решения Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска об отказе в предоставлении земельных участков, изложенное в письме от 25.01.2009 N 437/36-01, об обязании администрации г. Нижневартовска провести работы по изготовлению проектов границ земельных участков, указанных в заявлении Ревенко Любови Петровны от 12.12.2007 N 15, отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ревенко Любови Петровны (ОГРН 304860213400080), находящейся по адресу: 628402 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.Мелик-Карамова, д.25/1 к.3, в пользу администрации города Нижневартовска, расположенной по адресу: 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Нижневартовск, ул.Таежная, д.24, 1 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1523/2008
Истец: индивидуальный предприниматель Ревенко Любовь Петровна
Ответчик: Департамент Муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации г. Нижневартовска
Третье лицо: Администрация МО г. Нижневартовска
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2008 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3606/2008