город Омск
20 января 2009 г. |
Дело N А70-5268/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.,
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5653/2008) общества с ограниченной ответственностью "Кедр" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.10.2008 по делу N А70-5268/2008 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Кедр" о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Кедр" - не явился, извещен;
от прокурора Казанского района Тюменской области - Пересыпкин К.С. (удостоверение, поручение от 28.11.2008 N 8-15-08);
установил:
Арбитражный суд Тюменской области решением от 06.10.2008 по делу N А70-5268/2008 привлек по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области (далее - прокурор) общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (общество, ООО "Кедр") к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей с конфискацией продукции - хлеб 1 сорта в количестве 52 булки и 2 батона, оставленные на ответственное хранение протоколом осмотра и распиской от 8 августа 2008 года.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в привлечении общества к административной ответственности.
В обоснование своей позиции общество указывает, что ООО "Кедр" не является субъектом правонарушения, так как в силу действующего законодательства обязанность предоставлять информацию о продукции возложена на изготовителя (производителя) товаров, а продавец в силу положений правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства от 19.01.1998 N 55, обязан лишь производить маркировку товара знаком соответствия ознакомления с подтверждающим сертификацию документом.
Податель жалобы считает, что факт вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении с нарушением сроков предусмотренных статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) является основанием не позволяющим привлечь ООО "Кедр" к административной ответственности по статье 19.19 КоАП РФ.
Согласно представленному в апелляционный суд отзыву на жалобу общества прокурор возражает против удовлетворения жалобы ООО "Кедр", считает позицию подателя жалобы не состоятельной.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО "Кедр", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя прокурора, установил следующие обстоятельства.
Ответчик ООО "Кедр" зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет ОГРН 1067205011268 и осуществляет реализацию продовольственных и промышленных товаров в магазине "Ассорти" по адресу Тюменская область, Казанский район, с. Казанское ул.Республики, д.56.
Прокуратурой Казанского района Тюменской области с привлечением сотрудников ОВД 8 августа 2008 года была проведена проверка соблюдения требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации в торговых точках, расположенных на территории с. Казанское, по результатам которой было установлено, что в указанной выше торговой точке обществом осуществляется реализация хлебобулочных изделий неупакованных (хлеб в количестве 52 булки и 2 батона). При этом на данный товар в торговом зале имеется только ценник, в котором указано "хлеб, 1с, 0.55 кг, Казанский хлебозавод, цена 14 руб.", при этом отсутствует какая - либо информация для потребителя, предусмотренная обязательными требованиями государственных стандартов, то есть сведения о наименовании и местонахождении изготовителя, пищевые добавки, пищевая ценность, час и дата изготовления, срок реализации и т.д.
По результатам проверки было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.08.2008 в отношении ООО "Кедр" о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Прокурор, руководствуясь частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ, в целях привлечения общества к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное статьей 19.19 КоАП РФ, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением от 06.10.2008 по делу N А70-5268/2008 суд первой инстанции привлёк ООО "Кедр" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава ему вменяемого правонарушения является правильным ввиду следующего.
Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ установлено, что нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно статье 28.4 КоАП РФ прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ, вправе возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.
В силу части 2 статьи 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждаются на основании заявления органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 10 пункта 2 Закона РФ "О защите прав потребителей" информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях и др.
Как установлено пунктом 3 данной статьи, информация, предусмотренная пунктом 2, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Таким образом, из текста Закона "О защите прав потребителей" следует перечень необходимой для общего пользования информации, а также способы ее доведения (техническая документация, этикетки, маркировки или иные способы). Субъект, обязанный осуществлять указанные действия, в тексте данной статьи закона прямо не установлен.
Обязанности продавца, реализующего отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, оговорены в специальном нормативном акте - Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998.
Согласно пункту 11 данных Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Данная информация, в частности, в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товара.
Способ доведения такой информации продавцом до сведения покупателя установлен в пункте 12 Правил и путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком.
Таким образом, пункт 12 указывает на обязанность продавца обеспечить доступ к документам, полученным вместе с товаром. Кроме того, продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, обязательными требованиями стандартов (п.14 Правил).
Например, пункт 32 Правил указывает на то, что информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать: наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления и дату упаковки товара; противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний); сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации).
Обязательные требования стандартов утверждены Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст ГОСТ 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя".
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя" информацию для потребителя представляют непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
В силу пункта 4.8.2. ГОСТ 51074-2003 при реализации хлебобулочных изделий неупакованных в информационном листке, представленном в торговом зале, должна содержаться следующая информация: - наименование продукта; - наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с юридическим адресом, адрес(а) производств(а)) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии); - масса нетто; - состав продукта: содержание витаминов (для витаминизированных продуктов); - пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава; - пищевая ценность; - содержание клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения; - час и дата изготовления; - срок реализации; - срок годности (для пирогов, пирожков, пончиков); - обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; - информация о подтверждении соответствия.
Из означенных положений следует, что лицо, осуществляющее реализацию названных товаров, должно не только иметь в наличии информационный листок с необходимой информацией, но представить его в торговом зале.
Как усматривается из материалов дела, общество в принадлежащем ему магазине осуществляло реализацию хлеба первого сорта и батонов в неупакованном виде.
Согласно протоколу осмотра помещения магазина общества (л.д. 12) и постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.08.2008 (л.д. 9), которые в силу положений части 2 статьи 26.2 КоАП РФ являются доказательствами по делу об административном правонарушении, в торговом зале названного магазина информационный листок на хлеб и батоны отсутствовал. Данное обстоятельство ООО "Кедр" не опровергнуто.
Согласно пункту 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом законодателем определены два признака, позволяющих признать вину лица, - наличие у него возможности выполнить предписание соответствующих правил и непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Ответчик, не доведя до сведения покупателей необходимую информацию о потребительских свойствах товара и его производителе, мог предвидеть наступление негативных последствий в случае продажи товаров, не соответствующих ГОСТу, поскольку названную деятельность ответчик осуществляет профессионально и на постоянной основе. Ответчик обязан систематически осуществлять самостоятельный контроль за соблюдением реализуемой продукции требованиям обязательных стандартов.
При названных обстоятельствах апелляционный суд усматривает в действиях общества факт нарушения требований пункта 4.8.2 ГОСТ 51074-2003, что в свою очередь свидетельствует о наличии в действиях ООО "Кедр" события административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
Довод подателя жалобы о том, что он не является субъектом правонарушения апелляционным судом отклоняется, так как вышеназванными положениями обязанность по размещению в торговом зале информационного листка возложена на лицо, реализующее хлебобулочные неупакованные изделия. Факт реализации хлеба обществом материалами дела подтверждается и ООО "Кедр" не опровергнуто.
ООО "Кедр" считает, что у суда не имелось основания для привлечения заявителя к ответственности на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, по причине несоответствия последнего положениям статьи 28.5 КоАП РФ. Означенное несоответствие выразилось в том, что документы, подтверждающие факт реализации обществом хлеба с нарушением требований национальных стандартов, составлены более чем за двое суток (7 дней) до вынесения постановления о возбуждении дела об административном нарушении.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с означенным утверждением в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления об административном правонарушении являются существенные процессуальные нарушения, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушение установленного статьей 28.5 КоАП РФ срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении.
С учетом изложенного ссылка общества на несоблюдение прокуратурой срока составления протокола об административном правонарушении (вынесении постановления) сама по себе не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта, тем более что срок давности привлечения лица к административной ответственности судом нарушен не был.
При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерной оценке представленных материалов судом первой инстанции, законности вынесенного им решения, следовательно, апелляционная жалоба ООО "Кедр" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.10.2008 по делу N А70-5268/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кедр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5268/2008
Истец: Прокурор Казанского района Тюменской области, Прокуратура Тюменской области
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Кедр"
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5653/2008