город Омск
20 января 2009 г. |
Дело N А46-19172/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6228/2008) Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области
от 6.11.2008 по делу N А46-19172/2008 (судья Солодкевич И.М.), принятое
по заявлению государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия"
к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
3-е лицо: Правительство Омской области
о признании незаконными действий и обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Родина И.Б. (паспорт серия 5201 N 655981 выдан от 17.11.2001, доверенность N 2 от 11.01.2009 сроком действия до 01.06.2009); Жилинская О.И. (паспорт серия 5208 N 619520 выдан от 06.05.2008, доверенность N 1 от 11.01.2009 сроком действия до 01.06.2009); Осинцева Н.В. (паспорт серия 5207 N 571045 выдан от 11.12.2007, доверенность N 4 от 12.01.2009 сроком действия до 01.06.2009);
от государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия" - Мелихова О.В. (паспорт серия 5205 N 201151 выдан от 02.09.2005, доверенность от 13.08.2008 сроком действия на 3 года); Репина Л.Н. (паспорт серия 5205 N 348634 выдан от 15.07.2006, доверенность от 13.08.2008 сроком действия на 3 года);
от Правительства Омской области - Фетисов В.В. (удостоверение N 295 выдано 15.06.2006, доверенность N 08/ПП-177/01 от 11.03.2008 сроком на 3 года);
установил:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия" г. Омска (далее - заявитель, ГОУ "СибАДИ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании незаконными действий по внесению в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) экономических характеристик - кадастровой стоимости в размере 230872304руб. 24коп. земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, площадью 30354м2, местоположение которого установлено относительно 2-этажного строения (профилакторий для гаража), имеющего почтовый адрес: город Омск, Центральный административный округ, улица Завертяева, дом 1 и обязании Управления Роснедвижимости исключить указанные экономические характеристики из ГКН.
До разрешения спора учреждение в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменило предмет заявленного требования, дополнив его указанием на дату совершения оспариваемых действий и обязанием заинтересованного лица исключить из ГКН сведения о кадастровой стоимости обозначенного земельного участка с момента совершения этих действий.
Определением от 13.10.2008 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица, привлечено Правительство Омской области.
Решением по делу N А46-19172/2008 от 06.11.2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия" требования в полном объеме.
При этом, суд исходил из того, что государственная кадастровая оценка земельного участка представляет собой совокупность действий, регламентированную Правилами проведения государственной оценки земель, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, по оценке (как таковой) и утверждению её результатов, что предполагает определение кадастровой стоимости каждого из участков с последующим утверждением ее результатов органом исполнительной власти субъекта Федерации. При этом полномочия органа исполнительной власти не могут быть ограничены утверждением лишь средних показателей кадастровой стоимости по муниципальному району, основанием для внесения соответствующих сведений в ГКН является стоимость земельного участка определенная и утвержденная в установленном законом порядке.
С учетом изложенного судом сформулирован вывод о том, что сведения о стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95 внесены в ГКН на основании среднего уровня кадастровой стоимости земель с учетом мнения оценщика (ФГУП ФКЦ "Земля"), что не соответствует процедуре, установленной законодательством, а именно: государственная кадастровая оценка земельного участка с последующим утверждением ёё органом исполнительной власти не проводилась.
В апелляционной жалобе Управление Роснедвижимости по Омской области просит решение арбитражного суда об удовлетворении заявленного ГОУ "СибАДИ" требования отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно расширительно истолковал статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации, указав на необходимость утверждения кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, а не государственной кадастровой оценки земель в виде среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району.
Также, Управление Роснедвижимости по Омской области считает, что суд принял оспариваемое решение без надлежащей проверки достоверности и полноты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г.Омск, разработанного ФГУП ФКЦ "Земля" в то время как в данном отчете была рассчитана кадастровая стоимость каждого конкретного земельного участка, на основании чего были определены средние удельные показатели кадастровой стоимости 15 видов разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов.
Кроме того, заинтересованное лицо убеждено, что утверждение или не утверждение кадастровой стоимости земель не является актом о налогах и сборах, и нормы Налогового кодекса Российской Федерации не применимы в рассматриваемом деле.
В заблаговременно представленном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представитель Правительства Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
По мнению Правительства Омской области, суд, неверно истолковав положения пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), пришел к необоснованному выводу о невозможности внесения сведений об экономических характеристиках в государственный земельный кадастр без утверждения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В заблаговременно представленном отзыве на апелляционную жалобу и выступлении в заседании суда апелляционной инстанции представители ГОУ "СибАДИ" отклонили доводы апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области и отзыва Правительства Омской области, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ГОУ "СибАДИ" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Городской регистрационной палаты Департамента недвижимости администрации г. Омска 06.05.1994 за N 38603719, имеет на праве бессрочного пользования земельный участок площадью 30354м2 с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, расположенный на землях поселений относительно 2-этажного строения (профилакторий для гаража), имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Завертяева, 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АА N 707671, выданным 24.10.2004 Управлением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
13.08.2008 учреждением направлено в Управление Роснедвижимости по Омской области письмо с просьбой о предоставлении информации о дате внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, дате и форме её утверждения, уполномоченного на то лица, а также прояснении на каком основании и в каком порядке рассчитан удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка, составивший 948руб. 78коп. за м2, обозначенный в его кадастровом паспорте.
Письмом от 20.08.2008 заявитель дополнил содержание предыдущего письма, запросив те же сведения в отношении частей этого земельного участка с кадастровыми номерами: 55:36:06 05 02:64, 55:36:06 05 02:65, 55:36:06 10 03:6, а также информацию об официальном источнике опубликования их кадастровой стоимости.
Управление Роснедвижимости по Омской области 17.09.2008 письмом за N 07-07/3940 довело до сведения учреждения, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, полученная в результате государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов по г. Омску в границах кадастрового района 55:36, утверждённая Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов города Омска" (далее - Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п), опубликованная 25.12.2007 в N 127 печатного средства массовой информации "Омский вестник" и размещённая на официальном сайте Роснедвижимости: www.r55.kadastr.ru, составляет 230872304руб. 24коп. и складывается из кадастровой стоимости его составных частей: 4023руб. 89коп. - имеющей кадастровый номер 55:36:06 05 02:64; 2441797руб. 11коп. - имеющей кадастровый номер 55:36:06 05 02:65; 228426483руб. 24коп. - имеющей кадастровый номер 55:36:06 10 03:6.
ГОУ "СибАДИ", полагая действия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившиеся во внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, незаконными, а сведения, внесенные в Государственный реестр в результате указанных действий - подлежащими исключению из него, обратилось в Арбитражный суд Омской области.
06.11.2008 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
При этом, пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указывающий, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, наделил правомочием по установлению порядка её проведения Правительство Российской Федерации.
Во исполнение данного законоположения Правительством Российской Федерации постановлением от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что термин "проведение государственной кадастровой оценки земель" в данном случае употреблен не только в значении осуществления государственной кадастровой оценки земель, но и утверждения её результатов.
Пунктом 10 Правил проведения государственной оценки земель правомочие по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пункты 1.4.2, 2.1.2, 2.2.7 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, разработанных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (дела - Методические указания), а также пункты 6.2, 9.9, 11.5 и приложение N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N215, содержат положения о том, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории (пункт 2.2.1 Методических указаний, пункт 6.2. Административного регламента), что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (пункт 9.9 Административного регламента).
На основании указанных положений суд первой инстанции, по убеждению Восьмого арбитражного апелляционного суда, пришел к обоснованному выводу, что результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
Данный вывод согласуется и с позицией Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 14.08.2008 N Ф04-4981/2008 (9836-А45-23), согласно которой результаты работ по государственной кадастровой оценке земель не ограничены удельными показателями кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п были утверждены усреднённые удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков квартала, в который они включены, но не кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95, и не кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 55:36:06 05 02:64, 55:36:06 05 02:65, 55:36:06 10 03:6, как составных частей первого из названных земельного участка.
При указанных обстоятельствах правомерен и обоснован вывод суда первой инстанции о том, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 55:36:00 00 00:95 с последующим утверждением её органом исполнительной власти не проводилась, а внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, определенной на основании усреднённых удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков квартала, не соответствует процедуре, установленной законодательством.
Не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта доводы Управления Роснедвижимости по Омской области и Правительства Омской области, основывающиеся на пункте 4 статьи 17 действовавшего в период совершения оспариваемых действий Федерального закона от 02.01.2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", о том, что сведения об экономических характеристиках земельных участков, в том числе и их кадастровой стоимости, могут быть внесены в ГКН не только на основании данных государственной кадастровой оценки земель, но и на основании иной оценки земель, к которой относится отчёт N 05-09/02, составленный 20.11.2007 федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" г. Омска.
Анализ пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" позволяет прийти к выводу, что данная норма права не рассчитана на применение исключительно в случае внесения в ГКН сведений о земельном участке по результатам проведения государственной кадастровой оценке земель, а предполагает внесение в него сведений о кадастровой стоимости земельного участка и в случае её определения иным способом, например, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из расчёта его рыночной стоимости, то есть такого показателя, который не является результатом государственной кадастровой оценки земель и не утверждается в порядке, предусмотренном для кадастровой стоимости.
При этом отчёт привлечённого для государственной кадастровой оценки земель оценщика не может быть отождествлен с актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающим по существу обоснованность полученных по её итогам результатов.
В связи с чем не имеет правового значения для правильности рассмотрения настоящего спора довод апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области о принятии судом первой инстанции оспариваемого решения без надлежащей проверки достоверности и полноты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г.Омск, разработанного ФГУП ФКЦ "Земля", поскольку, помимо правильности определения кадастровой стоимости земельных участков оценщиком, для придания легитимности результатам проведенной государственной кадастровой оценке земель необходимо соблюдение процедуры их утверждения, предусмотренной законодательством.
Также, Восьмой арбитражный апелляционный суд отклоняет за несостоятельностью довод апелляционной жалобы Управления Роснедвижимости по Омской области о том, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации только по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а не по утверждению кадастровой стоимости каждого конкретного земельного участка, поскольку данная норма права подлежит применению с учётом абзаца 1 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, расширивших результаты государственной кадастровой оценки, обязанность по утверждению которых возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как отмечалось ранее, абзац 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации делегирует полномочия по установлению порядка проведения государственной кадастровой оценки земель Правительству Российской Федерации, каковой определён им Постановлением от 08.04.2000 N 316. Данное Постановление не регулировало при его принятии, исходя из даты его принятия, правоотношения, связанные с утверждением среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), поскольку положение об утверждении этого показателя внесено в пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и Федеральный закон "О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации". Следовательно, пункт 10 Правил проведения государственной оценки земель, предписывающий органам исполнительной власти утверждать результаты государственной кадастровой оценки земель и в первоначальной редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, не может быть оценён как имеющий отношение только к одному из результатов государственной кадастровой оценки земель - среднему уровню кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Внесение изменений в пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации посредством добавления в него абзаца 2, по убеждению суда апелляционной инстанции, не изменило подхода законодателя к регулированию вопросов, касающихся проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения такого его результата как кадастровая стоимость.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что внесение Управлением Роснедвижимости по Омской области в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка без её надлежащего утверждения нарушает права и законные интересы учреждения, связанные с уплатой законно установленного земельного налога, а довод подателя жалобы о невозможности применения при рассмотрении настоящего дела Налогового кодекса Российской Федерации отклоняет, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении о нем данных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 06.11.2008 по делу N А46-19172/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19172/2008
Истец: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирская государственная автомобильно-дорожная акакдемия"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Правительство Омской области