город Омск
29 января 2009 г. |
Дело N А70-6136/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6526/2008) Администрации муниципального образования г. Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.11.2008 по делу N А70-6136/2008 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Беличенко Виктора Алексеевича к Администрации муниципального образования г. Тюмени,
3-е лицо: Департамент градостроительной политики Администрации г.Тюмени,
о признании неправомерным решения об отказе в корректировке проекта красных линий улиц Советская - Челюскинцев, изложенного в письме N 1901631 от 22.08.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации муниципального образования г. Тюмени - Никитин Д.Н. (удостоверение N 454-08 выдано 454-08, доверенность N 55/09 от 29.12.2008 сроком до 31.12.2009);
от индивидуального предпринимателя Беличенко Виктора Алексеевича - Лыскова Ю.А. (паспорт серия 6700 N 358611 выдан от 17.05.2001, доверенность N 72-01/203414 от 21/05/2008 сроком действия на 3 года);
от Департамента градостроительной политики Администрации г.Тюмени - не явился, извещен;
установил:
Индивидуальный предприниматель Беличенко Виктор Алексеевич (далее - ИП Беличенко В.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации муниципального образования город Тюмень о признании незаконным решения об отказе в корректировке проекта красных линий улиц Советская - Челюскинцев, изложенного в письме исх. N 19-1631 от 22.08.2008.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент градостроительной политики Администрации г.Тюмени.
Решением по делу N А70-6136/2008 от 07.11.2008 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленное ИП Беличенко В.А. требование в полном объеме.
При принятии решения, суд первой инстанции исходил из положений части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми при объединении по инициативе правообладателя земельных участков в один, либо изменении общей границы земельных участков, подготовки документации по планировке территории не требуется.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального образования город Тюмень просит отменить Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.11.2008 по делу N А70-6136/2008, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Беличенко В.А., ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в Решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание при разрешении данного спора доводы ответчика о том, что красные линии в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации устанавливаются и изменяются лишь в составе проектов планировки. В связи с чем изменение (корректировка) красных линий, установленных постановлением Главы Администрации города Тюмени от 05.07.1995 N 13, возможно лишь посредством разработки и утверждения проектов планировки территории.
Кроме того, Администрация муниципального образования город Тюмень считает неправомерной ссылку суда в обжалуемом решении на положения статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, неприменимой к рассматриваемой ситуации.
Также, податель жалобы считает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что заявителем реконструкция здания в квартале улиц Советская-Челюскинцев осуществляется самовольно.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Беличенко В.А. отклонила доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального образования город Тюмень, просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Департамент градостроительной политики Администрации г.Тюмени, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил.
Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Департамента градостроительной политики Администрации г.Тюмени.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Беличенко В.А. является собственником трех смежных земельных участков (л.д.17-19), в границах которых расположено незавершенное строительством здание.
В связи с разработкой проекта реконструкции незавершенного строительством объекта, ИП Беличенко В.А. стало известно, что часть данного объекта расположена за пределами существующих красных линий.
10.04.2008 ИП Беличенко В.А. обратился в Администрацию муниципального образования город Тюмень с заявлением о переносе красных линий по ул.Челюскинцев на 2 метра, по ул. Советская - на 2,6 метра, в связи с тем, что корректировка проекта красных линий в районе улиц Советская-Челюскинцев возможна и не нарушает чьих-либо прав, а именно:
- проект незавершенного строительством объекта разработан с учетом красных линий, установленных на момент разработки проекта и согласован уполномоченными органами;
- посадка здания согласована уполномоченными структурными подразделениями Администрации города Тюмени;
- здание расположено в створе рядом расположенных зданий.
Письмом от 05.05.2008 N 438/1-гр Администрация города Тюмень сообщила ИП Беличенко В.А., что заседанием градостроительной комиссии Администрации города Тюмени принято решение согласовать ИП Беличенко В.А. корректировку красных линий (л.д.13,11).
В целях окончательного оформления переноса красных линий, 05.06.2008 ИП Беличенко В.А. обратился к Главе Администрации города Тюмени с заявлением о переносе красных линий по улице Советская-Челюскинцев в городе Тюмени (вх. N 19-1631 от 05.06.2008 - л.д.9), приложив к данному заявлению Предложение по корректировке красных линий жилой и общественной застройки в границах улиц Челюскинцев-Советская-Кирова, изложенное в письме от 04.06.2008 N 168 муниципального унитарного предприятия города Тюмени "Городской архитектурно-инженерный центр" (л.д.12).
Письмом исх. N 19-1631 от 22.08.2008 (л.д.8) Администрация города Тюмени в лице Департамента градостроительной политики "Об отказе в корректировке проекта красных линий" указала на возможность рассмотрения вопроса о корректировке проекта красных линий при условии разработки и утверждения основной части проекта планировки территории, в том числе ул.Советская - Челюскинцев.
Заявитель, полагая, что отказ в корректировке красных линий в районе улиц Советская - Челюскинцев является незаконным и нарушающим его права, поскольку ранее специальной комиссией Администрации города Тюмени принималось решение о согласовании корректировки красных линий, обратился в Арбитражный суд Тюменской области.
07.11.2008 Арбитражный суд Тюменской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков на основании части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из частей 2 и 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект красных линий входит в основную часть проекта планировки территории, который является одним из документов территориального планирования в соответствии со статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.
В указанных случаях вместо документации по планировке территории осуществляется подготовка землеустроительной документации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов, земельный участок, на котором расположено незавершенное строительством административное здание ИП Беличенко В.А. образован путем объединения трех участков. Земельный участок площадью 1941 кв.м. поставлен на кадастровый учет (л.д.15).
ИП Беличенко В.А. в связи с разработкой проекта реконструкции незавершенного строительством объекта была запрошена схема расположения существующих красных линий. Из полученных документов следует, что в настоящее время красные линии расположены таким образом, что часть незавершенного строительством объекта расположена за красной линией. В связи с установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации ограничением использования для строительства земель, расположенных за красными линиями, возникла необходимость обратиться за корректировкой их расположения в районе улиц Советская - Челюскинцев.
Департамент отказал в корректировке проекта красных линий по причине того, что рассмотрение данного вопроса возможно при условии разработки и утверждения основной части проекта планирования территории, которая подлежит утверждению и включает в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории.
По убеждению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно указал на незаконность отказа в корректировке красных линий, поскольку анализ норм градостроительного кодекса Российской Федерации не позволяет прийти к выводу о невозможности применения к настоящему спору положений части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и признать обоснованными доводы подателя жалобы о том, что исходя из статей 42 и 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, рассмотрение вопроса о корректировке проекта красных линий возможно лишь при условии разработки и утверждения основной части проекта планировки территории.
Дополнительным доказательством возможной корректировки красных линий является Письмо от 05.05.2008 N 438/1-гр, которым Администрация города Тюмень сообщила ИП Беличенко В.А., что заседанием градостроительной комиссии Администрации города Тюмени принято решение согласовать ИП Беличенко В.А. корректировку красных линий (л.д.13,11).
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, красные линии, о корректировке которых просит заявитель, утверждены Постановлением главы администрации города Тюмени от 05.07.1995 N 13.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15).
В соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в РФ" N 1550-1 от 06.07.1991 (в редакции от 22.12.1993) постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан, должны быть доведены до сведения населения.
Согласно ст.61 Устава г.Тюмени (ред. от 05.07.2007) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если соответствующим муниципальным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу. Муниципальные правовые акты, подлежащие обнародованию, публикуются в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления города Тюмени. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта.
Текст Постановления Главы Администрации города Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении Проекта красных линий города Тюмени" был опубликован в издании "Тюменский курьер" N 5 только 19.01.2006. При этом непосредственно описание границ красных линий опубликовано не было.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает.
В опубликованной части Постановления Главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 указывается только на факт утверждения проекта красных линий г.Тюмени, при этом из текста данного Постановления не явствует, по каким именно территориям проходят красные линии в городе Тюмени, что фактически лишило всех заинтересованных лиц их конституционного права ознакомления с нормативным установлением правил их поведения при осуществлении пользования соответствующими земельными участками.
Таким образом, поскольку Постановление Главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени" в установленном законе порядке в полном объеме официально опубликовано не было, оно в соответствии со ст.61 Устава г.Тюмени не вступило в силу и согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не подлежит применению.
Изложенные обстоятельства, по убеждению суда апелляционной инстанции, тем более свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа Администрации муниципального образования город Тюмень в корректировке красных линий.
Не может быть принят во внимание при оценке законности вынесенного судебного акта и довод подателя жалобы о том, что суд, констатируя факт не опубликования в установленном законом порядке Постановления Главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени", вышел за пределы предмета заявленных требований. Указанный вывод приведен судом в качестве дополнительного основания для признания незаконными осуществленных Администрацией действий по отказу в корректировке красных линий, причем не является собственным выводом суда первой инстанции, поскольку приведен со ссылкой на сложившуюся арбитражную практику по аналогичным спорам.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого решения и довод Администрации муниципального образования город Тюмень о том, что в случае, если Постановление Главы города Тюмени N 13 от 05.07.1995 "Об утверждении проекта красных линий г. Тюмени" не подлежит применению, то и отказ в корректировке красных линий со ссылкой на указанный акт не может нарушать прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской.
Как следует из материалов дела, обратившись с заявлением о корректировке красных линий, ИП Беличенко В.А. исходил из позиции уполномоченных государственных органов о том, что указанное Постановление в части прохождения красных линий по его земельному участку имеет юридическую силу.
Подготовленные Департаментом градостроительной политики администрации города Тюмени выкопировка из плана города по состоянию на 07.03.2008 (л.д.14), выкопировка из плана города к АПЗ по состоянию на 09.06.2008 (л.д.23) и план земельного участка по состоянию на 09.06.2008 (л.д.22) содержат указания на прохождение красных линий по участку заявителя.
Поскольку в градостроительном и земельном законодательстве содержатся различные правовые ограничения использование земельных участков в случае прохождения по ним красных линий, следовательно, обозначение красных линий на участке заявителя затрагивает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Также, Восьмой арбитражный апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о том, что Администрация муниципального образования город Тюмень является ненадлежащим ответчиком.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решение Департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени об отказе в корректировке проекта красных линий улиц Советская-Челюскинцев, изложенное в письме исх.N 19-1631 от 22.08.2008, является актом применения уполномоченным муниципальным органом не подлежащего применению нормативного правового акта - Постановления Главы Администрации города Тюмени N 13 от 05.07.1995, нарушает права заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Согласно Положению о Департаменте градостроительной политики Администрации города Тюмени он не является юридическим лицом, вследствие чего требования обоснованно предъявлены к Администрации города Тюмени.
Восьмой арбитражный апелляционный суд отклоняет довод подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что заявителем реконструкция здания в квартале улиц Советская-Челюскинцев осуществляется самовольно, поскольку указанное обстоятельство не относится к предмету данного спора и не имеет правового значения для законности вынесенного по делу судебного акта.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Администрацию муниципального образования г. Тюмени.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.11.2008 по делу N А70-6136/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6136/2008
Истец: Ииндивидуальный предприниматель Беличенко Виктор Алексеевич
Ответчик: Администрация муниципального образования г. Тюмени
Третье лицо: Департамент градостроительной политики Администрации г.Тюмени, Департамент градостроительной политики Администрации г. Тюмени
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6526/2008