город Омск
05 февраля 2009 г. |
Дело N А75-3252/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ханты-Мансийска (регистрационный номер 08АП-5996/2008) и
Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа (регистрационный номер 08АП-5993/2008) и
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2008 по делу N А75-3252/2008 (судья Кущева Т.П.), принятое
по заявлению Государственного научного учреждения научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья Сибирского отделения Россельхозакадемии
к Департаменту градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ханты-Мансийска, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
3-и лица:
1) Закрытое акционерное общество "МТА",
2) Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре,
3) Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному окргу-Югре,
4) Департамент государственной собственности по Ханты-Мансийскому автономному округу,
5) Территориальное управление по управлению Федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре
о признании незаконными действий государственных органов,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента государственной собственности по Ханты-Мансийскому автономному округу - Агеева С.В. (паспорт серия 6704 N 377105 выдан от 16.09.2004, доверенность N от 10.12.2008 сроком действия до 01.07.2010);
от Государственного научного учреждения научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья Сибирского отделения Россельхозакадемии - Пугачев О.В. (паспорт серия 5205 N 129046 выдан от 07.04.2005, доверенность от 14.10.2008 сроком действия до 31.12.2009);
от Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ханты-Мансийска - не явился, извещен;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, извещен;
от закрытого акционерного общества "МТА"- не явился, извещен;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, извещен;
от Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре - не явился, извещен;
установил:
Государственное научное учреждение научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья Сибирского отделения Россельхозакадемии (далее заявитель, Россельхозакадемия, ГНУ НИИСХ СО РАСН) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) о признании незаконными действий Департамента архитектуры, градостроительства и жилищного хозяйства Администрации города Ханты-Мансийска по утверждению границ земельных участков, расположенных по адресам:
г. Ханты-Мансийск, район протоки Горная (кадастровый номер 86:12:0302016:0121) площадью 9177355 квадратных метров,
г. Ханты-Мансийск, район протоки Ретечная (кадастровый номер 86:12:0302016:0122.) площадью 9220603 квадратных метра,
г. Ханты-Мансийск, район протоки Ретечная (кадастровый номер 86:12:0302016:0128) площадью 740564 квадратных метра.
а также о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по постановке на государственный кадастровый учет вышеназванных земельных участков,
обязании ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре исключить записи о постановке на государственный кадастровый учет вышеназванных земельных участков.
Решением по делу от 10.10.2008г. заявленные Государственным научным учреждением Россельхозакадемии требования удовлетворены в полном объеме.
Основанием к вынесению обжалуемого судебного акта послужил установленный в ходе судебного разбирательства факт нахождения земельного участка, на котором производились работы по формированию новых участков, в бессрочном пользовании у заявителя, а также недоказанность ответчиками факта выбытия данного земельного участка из законного пользования последнего, что исключает возможность предоставления его вцелом либо отдельных его частей третьим лицам.
В апелляционной жалобе Департамент архитектуры и градостроительства просит вынесенный по делу судебный акт отменить со ссылкой на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также допущенные нарушения норм материального и процессуального права. По утверждению подателя жалобы, оспариваемые действия осуществлены Департаментом архитектуры и градостроительства в соответствии с обращением, поступившим из Департамента государственной собственности ХМАО-Югры. Поскольку каких-либо оснований для отказа в утверждении проектов границ земельных участков Земельным кодексом не установлено, отсутствуют основания для признаний действий по утверждению границ земельных участков незаконными. В то же время, утверждение границ земельных участков еще не свидетельствует однозначно об их изъятии, в связи с чем выводы суда представляются Департаменту не достаточно мотивированными, а обстоятельства рассматриваемого спора - не достаточно исследованными.
Департамент государственной собственности в первоначально представленной апелляционной жалобе просит вынесенный по делу судебный акт отменить со ссылкой на допущенные судом нарушения норм процессуального права, а именно : ст. 8, 9, 41, 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, выразившиеся в вынесении решения по делу при отсутствии достаточных доказательств об уведомлении Департамента государственной собственности ( третьего лица по делу) об уточнении заявленных учреждением требований.
До начала судебного разбирательства по делу Департаментом государственной собственности представлены суду апелляционной инстанции дополнения к апелляционной жалобе, в которых изложена позиция о наличии оснований для отмены вынесенного судебного акта со ссылкой на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность имеющих значение по делу обстоятельств, наличие которых суд первой инстанции посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В качестве приложений к апелляционной жалобе указаны и представлены в комплекте документов : копии постановлений Главы администрации г. Ханты-Мансийска и Главы местного самоуправления г. Ханты-Мансийска N 27 от 18.01.96г., N 469 от 18.07.96г., N 333 от 24.07.98г., N 609 от 03.08.2000г. По утверждению представителя Департамента государственной собственности, присутствовавшей при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, податель апелляционной жалобы был лишен возможности представить указанные документы суду первой инстанции в связи с поздним получением их архива Администрации г. Ханты-Мансийска, в доказательство чего 3е лицо ссылается на приобщенную к материалам дела копию запроса в указанный орган.
В отзывах на вышеуказанные апелляционные жалобы Учреждение отклоняет доводы ответчика и третьего лица как необоснованные, вынесенный по делу судебный акт просит оставить без изменения.
Федеральным государственным учрежденим "Земельная кадастровая палата" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционные жалобы поддержана позиция Департамента архитектуры, градостроительства и ЖКХ об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ГНУ НИИСХ СО РАСН требований.
Апелляционное жалобы рассмотрены в отсутствие представителей Департамента градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ханты-Мансийска, ФГУ "Земельная кадастровая палата", закрытого акционерного общества "МТА", Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и Территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, надлежащим образом уведомленных о дате судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы, отзывы на них, выслушав представителей лиц, участвующих в дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Главы администрации города Ханты-Мансийск N 523 от 08.09.1995г. Ханты-Мансийской сельскохозяйственной опытной станции предоставлено в постоянное бессрочное пользование 3178.21 гектара земли в границах указанных на чертеже для сельскохозяйственного использования (т. 1 л.д. 166-172), что подтверждается представленным в материалы дела государственным актом права собственности на землю, зарегистрированным в Книге записей Государственных актов на право собственности на землю за регистрационным номером N 873, а также архивной справкой представленной в материалы дела по запросу суда, подтверждающей наличие сведений об отводе данного земельного участка заявителю для использования в сельскохозяйственных целях.
В соответствии с Приказом Сибирского отделения Россельхозакадемии N 108 от 25.08.2005г. Государственное научное учреждение Ханты-Мансийская сельскохозяйственная опытная станция НИИ Сибирского отделения Россельхозакадемии преобразована в структурное подразделение (отдел) данного института без прав юридического лица. В соответствии с указанным приказом и передаточным актом от 01.01.2006г. все имущество реорганизуемого лица ( опытной станции) в том числе земельные угодья были переданы правопреемнику - ГНУ НИИСХ СО РАСН, являющимся заявителем по делу.
Поводом для обращения последнего в Арбитражный суд ХМАО послужили установленные в ходе проведения землеустроительных работ в отношении вышеназванного земельного участка обстоятельства, связанные с формированием в его границах трех иных земельных участков, правообладателем которых являлось ЗАО "МТА", а именно :
Директором департамента градостроительства и архитектуры ЖКХ 10 января 2008 года утверждены границы земельных участков в районе реки Ретечной и протоки Горной для геологического изучения (поиска, разведки) ЗАО "Компания МТА" площадью 9220603,0 квадратных метра и 9177355,0 квадратных метров, расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, район протоки Ретечная (т. 2 л.д. 53, 75).
Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре 24 апреля 2008 года утверждены землеустроительные дела NN 256 и 258 и присваиваются кадастровые номера 86:12:0302016:0121 и 86:12:0302016:0122 (т. 2 л.д.59-75 и л.д. 101-117).
Директором департамента градостроительства и архитектуры ЖКХ 17 апреля 2008 года утверждены проекты границ земельного участка 740564 квадратных метра в водоохраной зоне протоки Ретечная для геологического изучения и разработки карьера песка и присвоен кадастровый номер 86:12:0302016:128. Земельный участок преобразован из земельного участка с кадастровым номером 86:12:0302016:122.
Приказом Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа N 1299 от 24.04.2008 года согласованы места размещения объектов для ЗАО "Компания МТА" и утверждены акты выбора земельных участков.
Государственное научное учреждение научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья Сибирского отделения Россельхозакадемии, не согласившись с указанными ненормативными актами, обратилось с заявлением в суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционных жалоб не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом исследованных в судебном заседании доказательств по делу и норм действующего законодательства арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что оспариваемыми действиями Департамента архитектуры, градостроительства и жилищного хозяйства Администрации г. Ханты-Мансийска и ФГУ "Земельная кадастровая палата" г. Ханты-Мансийска по формированию земельных участков на территории, частично совпадающей с земельным участком заявителя и внесением соответствующих сведений в Земельный кадастр нарушены законные права и интересы Россельхозакадемии.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании государственного акта на право пользования землей правопредшественнику заявителя (ГНУ Ханты-Мансийская сельскохозяйственная опытная станция НИИ Сибирского отделения Россельхозакадемии) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользования на земельный участок общей площадью 3178.21га.
Предоставленные ЗАО "МТА" в целях геологического изучения земельные участки (площадью 9177355 кв.м, 9220603 кв.м., 740564 кв. м.) является частью земель или граничат с участком, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя. Данное обстоятельство установлено Арбитражным судом ХМАО с учетом анализа представленных в материалы дела сторонами доказательств, истребования соответствующих сведений из государственного архива г. Ханты-Мансийска и по существу заинтересованными лицами при рассмотрении спора в суде первой инстанции не опровергнуто.
Статьей 20 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
Исходя из смысла статьи 30, частей 4, 5 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации, выбор земельного участка для любых целей (в том числе и с целью геологического изучения участков недр), находящегося в пользовании, возможен лишь в случае изъятия этого участка для государственных и муниципальных нужд. Земельный участок, находящийся в бессрочном пользовании юридического лица, не может быть передан другим лицам без предварительного прекращения права в установленном законом порядке.
Согласно статье 45 Земельного Кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя и в порядке, установленном статьей 53 настоящего Кодекса, либо в принудительном порядке при наступлении условий, установленных пунктом 2 статьи 45 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент архитектуры, градостроительства и ЖКХ, ФГУ "Земельная кадастровая палата" не представили доказательства о том, что в момент осуществления оспариваемых действий (формированию границ новых земельных участков и внесения соответствующих сведений в Земельный кадастр) в установленном законом порядке прекращены права Россельхозакадемии на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком площадью 3178.21га.
В любом случае формирование новых земельных участков в составе уже сформированных, либо граничащих с ними должно осуществляться при соблюдении требований земельного законодательства в части определяющей обязательное соблюдение прав смежных землепользователей и согласование с ними границ вновь формируемых земельных участков при проведении процедуры межевания.
Представленные в материалы дела землеустроительные дела в отношении вновь сформированных земельных участков с кадастровыми номерами N 86:12:0302016:0121 и 86:12:0302016:0122 (т. 2 л.д.59-75 и л.д. 101-117) не содержат сведений о согласовании их границ с заявителем, что также свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных ГНУ НИИСХ СО РАСН требований.
Ответчиками не представлены также доказательства соблюдения при предоставлении земельных участков требований законодательства о недрах, предусматривающих возможность геологического изучения недр юридическими лицами, обладающими соответствующими лицензиями.
Кроме того, согласно статье 11 Федерального закона "О недрах" предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии согласия собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
С учетом указанных обстоятельств, а также принимая во внимание, что ответчиками не представлены доказательства наличия проекта проведения геологического изучения и иного использования недр на вышеназванном земельном участке суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых действий Департамента и ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы жалобы Департамента архитектуры и градостроительства о том, что оспариваемые действия по утверждению границ земельных участков не могут быть истолкованы как фактическое их изъятие у заявителя, свидетельствующее о нарушении прав и охраняемых законом интересов Россельхозакадемии, как противоречащий представленным в материалы дела доказательством.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения Учреждения в Арбитражный суд с заявленными требованиями послужили действия ФГУ "Земельная кадастровая палата" г. Ханты-Манскийска по отказу в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 3 085га и имеющего адресные ориентиры: г. Ханты-Мансийск, ул. Ягодная 24, находящегося в бессрочном пользовании заявителя (листы дела 55, 56 тома N 1) . Произведенный отказ был мотивирован постановкой на кадастровый учет двух земельных участков (кадастровые номера 86:12:0302016:0121 и 86:12:0302016:0122), формирование которых, как было выявлено судом, произведено с нарушением установленных требований (без уведомления и согласования границ указанных земельных участков с заявителем), что препятствовало осуществлению последним правомочий собственника в отношении спорного земельного участка. Таким образом, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и пояснениям лиц участвующих в деле, данным в ходе судебного разбирательства.
Не могут являться основанием для отмены вынесенного судебного акта и доводы жалобы Департамента государственной собственной собственности, изложенные в апелляционной жалобе, о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях.
Как следует из материалов дела, Департамент государственной собственности, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований определением суда от 20.08.2008г., ни разу не обеспечил участие своего представителя в судебном заседании, а также не воспользовался предоставленным ему АПК правами на ознакомление с материалами дела. В материалах дела (том дела N 3 лист 30) имеются лишь письменные пояснения 3-го лица о том, что Учреждением не исполнена возложенная на него судом обязанность по направлению в адрес вновь привлеченных лиц (в том числе Департамента государственной собственности) копии искового заявления с приложением соответствующих документов.
В связи с представленными в судебном заседании, состоявшемся 06.10.2008г. уточнениями по предмету спора, судом был объявлен перерыв в его проведении до 08.10.2008г., о котором Департамент государственной собственности уведомлен телефонограммой, что подателем жалобы не оспаривается. Таким образом, при надлежащем соблюдении своих процессуальных прав, возможность по ознакомлению с представленными уточнениями Департаменту была бы обеспечена.
К тому же, представленные заявителем уточнения в части включения в предмет заявленных требований земельного участка с кадастровым номером 86:12:0302016:0128 площадью 740564 кв.м. носили формальный характер и не влияли на существо спорного вопроса, поскольку, как это прослеживается из материалов дела (том 2 листы дела 48-50), указанный участок преобразован из земельного участка с кадастровым номером 86:12:0302016:122. Землеустроительное дело на указанный земельный участок (с кадастровым номером 86:12:0302016:0128) было представлено в материалы дела до внесения заявителем последних уточнений, что подтверждается протоколом судебного заседания, состоявшегося 06.10.2008г. и самим землеустроительным делом, представленным в томе N 2 дела (листы с 76 по 90).
Исходя из вышеназванных обстоятельств рассматриваемого спора, а также принимая во внимание позицию заявителя, возражавшего против приобщения к материалам дела и исследования в качестве доказательств документов, поименованных в приложении к дополнениям к апелляционной жалобе, а также не заявившего ходатайства об отложении слушания по делу в целях ознакомления с их содержанием и представления соответствующих возражений, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный и довод Департамента Государственной собственности о вынесении судебного акта без надлежащего исследования всех обстоятельств рассматриваемого спора, мотивированный Департаментом государственной собственности наличием постановлений Главы администрации г. Ханты-Мансийска (ксерокопии которых представлены в качестве приложений в дополнениям к апелляционной жалобе) о частичном изъятии отдельных земельных участков ( площадью 4,0га, 10га, 7,95га, 0,1485га, 0,4615га) из бессрочного пользования заявителя. Указанные документы не свидетельствует о полном выбытии спорного участка из законного владения последнего. К тому же, указанные документы не были представлены Департаментом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, и в нарушение требований ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ Департамент не привел убедительных причин невозможности их представления.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателей жалоб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.10.2008 по делу N А75-3252/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3252/2008
Истец: Государственное научное учреждение научно-исследовательский институт сельского хозяйства Северного Зауралья Сибирского отделения Россельхозакадемии
Ответчик: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, Департамент градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ханты-Мансийска
Третье лицо: Территориальный отдел N 1 Управления Роснедвижимости по Ханты-Мансийскому автономному окргу-Югре, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, закрытое акционерное общество "МТА", Департамент государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры