город Омск
05 февраля 2009 г. |
Дело N А46-15443/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаровой Н.А.,
судей Глухих А.Н., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6327/2008) государственного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2008 по делу N А46-15443/2008 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску государственного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" к закрытому акционерному обществу "Строительно-монтажный трест N4", при участии третьего лица: Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, взыскании 3 605 184 рублей,
В судебном заседании участвуют представители:
от ГУ Омской области "Омскоблстройзаказчик" - представитель Лотош Я.А. (паспорт, доверенность N 08-01 от 11.01.2009 сроком действия по 31.12.2009);
от ЗАО "Строительно-монтажный трест N 4" - представитель Яковлева М.А. (паспорт, доверенность от 01.12.2008 сроком действия 1 год); представитель Черенкова С.Г. (паспорт, доверенность от 06.06.2008 сроком действия 1 год);
от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - представитель Нос С.С. (удостоверение N 119 от 01.08.2007, доверенность от 26.08.2008 сроком действия 1 год);
установил:
Государственное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - ГУ "Омскоблстройзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к закрытому акционерному обществу "Строительно-монтажный трест N 4" (далее - ЗАО "СМТ N 4") о взыскании в пользу областного бюджета 3 605 184 рубля неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил об уточнении иска, просил взыскать неосновательное обогащение в размере 3 605 184 рубля в пользу ГУ "Омскоблстройзаказчик".
Суд счёл возможным принять уточнения исковых требований, поскольку это не противоречит закону, а также не нарушает права других лиц.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2008 года по делу N А46-15443/2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ГУ "Омскоблстройзаказчик" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ "Омскоблстройзаказчик" ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Так в решении указано, что работы были приняты ГУ "Омскоблстройзаказчик" по актам формы КС-2 без замечаний. Однако судом не учтено, что пунктом 3.3. государственного контракта 25-2005 от 21.10.2005 предусмотрена обязанность государственного заказчика осуществлять контроль использования бюджетных средств путем проведения выборочной проверки финансовых документов, качества и объемов выполненных работ по объекту. Таким образом, контроль возможно осуществить только после принятия работ и их оплаты.
Кроме того, ГУ "Омскоблстройзаказчик" указывает на отсутствие необходимости в проведении экспертизы по установлению объемов выполненных подрядчиком работ, поскольку проверка проводилась органом, компетентным в этой сфере, специально созданным для этих целей, сотрудниками, имеющими необходимую квалификацию в этой области.
Также, ГУ "Омскоблстройзаказчик" ссылается на несоответствие действительности вывода суда о том, что проектная документация прошла экспертизу. Государственную экспертизу прошел сводный сметный расчет в ценах 3 кв. 2005 года по строительству 36-ти квартирного жилого дома в.п. Седельниково на сумму 29 029 820 рублей. Сводный сметный расчет в ценах 3 кв. 2005 года на сумму 58 615 рублей 78 копеек был предоставлен на государственную экспертизу, но не прошел ее.
ЗАО "СМТ N 4" представило отзыв на апелляционную жалобу, в которой указало на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права. Просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения.
21 октября 2005 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (государственный заказчик), ГУ Омской области "Омскоблстройзаказчик" (Заказчик-застройщик), и ЗАО "СМТ-4" (генподрядчик), заключен государственный контракт N 25-2005, по условиям которого государственный заказчик передал, а ГУ "Омскоблстройзаказчик" приняло на себя функции заказчика-застройщика по строительству 36 квартирного жилого дома в р.ц. Седельниково (далее - объект).
Пунктом 1.3. государственного контракта N 25-2005 от 21.10.2005 определены сроки проведения работ: начало - ноябрь 2005 года, окончание - октябрь 2006 года.
При подписании контракта его цена составила 28 569 000 рублей 55 копеек в действующих ценах, которая могла изменяться в связи с корректировкой ПСД и в зависимости от выделенного лимита финансирования (пункт 2.1. договора).
Дополнительным соглашением N 06-2006 от 04.12.2006 стороны изменили цену контракта, которая составила 56 192 205 рублей (том дела 1 листы 39-40).
Пунктом 3.1. государственного контракта N 25-2005 от 21.10.2005 на Министерство строительство и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность по финансированию строительства объекта за счет средств областного бюджета в соответствии с адресной инвестиционной программой Омской области.
В соответствии с пунктом 4.5. ГУ "Омскоблстройзаказчик" обязалось производить расчеты с истцом в установленном договором порядке.
Согласно пункту 6.2. договора для оплаты выполненных работ до 25 числа каждого месяца истец сдает ответчику ГУ "Омскоблстройзаказчик" выполненные работы, с оформлением форм КС-2, КС-3.
ЗАО "СМТ N 4" выполнило работы по государственному контракту N 25-2005 от 21.10.2005 по строительству 36- квартирного жилого дома в р.ц. Седельниково в полном объеме. Распоряжением Главы Седельниковского муниципального района Омской области от 14.09.2006 N 383 дом был введен в эксплуатацию.
Общая стоимость фактически выполненных работ на объекте составила 54 168 900 рублей и не превысила цену государственного контракта. Работы были приняты ГУ "Омскоблстройзаказчик" по актам о приемке выполненных работ (справки формы КС-2) без замечаний.
Между тем, 22.03.2007 Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области была проведена выборочная проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных на строительство объекта на основании статьи 31 Закона Омской области "Об управлении собственностью Омской области", подпункта 12 пункта 8, подпункта 3 пункта 9 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 N 72, в целях осуществления контроля за вводом в эксплуатацию объекта,, постановления от 10.08.2000 N 293-п "О проведении контроля обмеров на объектах, строящихся за счет средств областного бюджета".
В ходе указанной проверки было установлено завышение объемов по отдельным видам работ и сметной стоимости выполненных работ на сумму 12 792 447 рубле в связи с неправильным применением единичный расценок (пункт 2.9. Постановления от 10.08.2000 N 239-п Главы Администрации (губернатора) Омской области).
Кроме того, завышение стоимости материалов и объемов работ произошло, по мнению истца, в результате допущенных ошибок в проектно-сметной документации проектной организацией.
После корректировки проектно-сметной документации завышение стоимости выполненных работ осталось на сумму 3 605 184 рубля.
ГУ "Омскоблстройзаказчик" указывает на то, что в соответствии с пунктом 4.6. СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", одобренного Постановление Госстроя РФ от 19.04.2004 N 70 исполнитель работ (подрядчик) не выполнил входной контроль переданного ему для исполнения документации, не передал застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков и следовательно он должен возвратить истцу 3 650 184 рубля неосновательного обогащения.
В связи с тем, что подрядчик завысил стоимость выполненных работ на сумму 3 650 184 рубля из-за завышения стоимости материалов и объемов работ, истец на основании статей 750, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратился с настоящим иском в суд.
В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 3 статьи 1103 ГК РФ поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Следовательно, суд первой инстанции правильно указал, что предметом доказывания по настоящему делу в первую очередь является факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
Из материалов дела следует, что по правовой природе подписанный сторонами государственный контракт N 25-2005 является договором строительного подряда (глава 37 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу части 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Строительство жилого дома осуществлялось подрядчиком на основании проектной документации, утвержденной ГУ "Омскоблстройзаказчик" и прошедшей согласование в Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
При этом согласно экспертному заключению N 319/1-05., письму Государственного Управления Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области главным управление было выдано положительное экспертное заключение от 22.11.2005 N 319/1-05 по проекту на строительство 36-ти квартирного жилого дома в р.ц. Седельниково Омской области, разработанному на стадии "технико-экономическое обоснование", в котором сметная стоимость строительства объекта в текущих ценах по состоянию на 3 квартал 2006 года составила 29029,82 тыс. руб. с учетом инженерного обеспечения на один жилой дом.
Стороны государственного контракта N 25-2005 не оспаривают тот факт, что ЗАО "СМТ N 4" выполняла работы в соответствии представленной обществом проектной сметной документацией.
Однако, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец указал, что завышение стоимости материалов и объемов работ произошло в результате допущенных ошибок в проектно-сметной документации проектной организацией.
Довод ГУ "Омскоблстройзаказчик" о том, что в нарушение статьи 716 ГК РФ генподрядчик при приемке проектной документации не провел проверку достоверности определенной в ней стоимости строительства, не выявил завышение единиц расценок и не направил заказчику замечания к проектной документации, в связи с чем он несет неблагоприятные последствия в виде возврата денежных средств в размере 3 605 184 рублей, не принимается.
В соответствии со статьей 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Между тем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат перечня мероприятий, которые должен провести подрядчик для определения качества и пригодности технической документации для строительства и на каком этапе строительных работ эти мероприятия должны быть проведены.
При этом условия государственного контракта N 25-2005 также не содержат положений об обязанности генподрядчика осуществлять проверку проектно-сметной документации.
Из пояснений ответчика следует, что предоставленная истцом проектно-сметная документация была им признана пригодной для строительства.
В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что неверное применение единичных сметных расценок, в результате чего, по мнению истца, ответчик допустил завышение стоимости и объемов работ, относится к явным ошибкам, которые мог и должен был обнаружить подрядчик и которые препятствовали исполнению государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Согласно пункту 2 статьи 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об устранении.
Оценив материалы дела, суд первой инстанции, правильно установил, что заказчиком-застройщиком были подписаны все акты приемки выполненных работ формы КС-2, КС-3, составленные в соответствии с расценками, установленными государственным контрактом N 25-2005, без каких-либо замечаний.
Следовательно, подписав справки формы КС-2, КС-3, истец согласился не только с перечнем работ, объемами, но и с их стоимостью, в том числе и за единицу измерения.
Довод подателя жалобы о том, что подписанные акты формы КС-2 без замечаний не свидетельствуют о надлежащем выполнении ответчиком обязательств по государственному контракту, поскольку в соответствии с пунктом 3.3. государственного контракта N 25-2005 государственный заказчик может осуществить контроль только после принятия работ и их оплаты, является необоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
При этом, государственный контракт N 25-2005 возлагает на заказчика-застройщика обязанность по осуществлению технического надзора за качеством выполняемых генподрядчиком работ с оформлением актов скрытых работ и другой исполнительной документации, а также организации при необходимости корректировки проектно-сметной документации с учетом изменения технических норм (глава 4 контракта).
Следовательно, при должной осмотрительности и заботливости заказчик-застройщик имел возможность выявить допущенные ошибки в проектно-сметной документации и внести изменения в контракт.
Как уже указывалось выше, сумма неосновательного обогащения, по мнению истца, возникло в результате завышения объемов по отдельным видам работ и их сметной стоимости выполненных работ по объекту "36-ти квартирный жилой дом в с. Седельниково" на сумму 3 605 184 рубля в связи с неправильным применением единичных расценок.
Размер неосновательного обогащения произведен истцом расчетным путем.
Истец полагает, что доказательством, завышения ответчиком стоимости выполненных работ на заявленную сумму является акт от 22.03.2007, составленный департаментом финансов и экономики Министерства строительства и жилищного комплекса Омской области.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Исследовав указанный выше акт, суд первой инстанции правильно указал, что он не может рассматриваться в качестве единственного, неопровержимого доказательства, подтверждающего однозначно завышение стоимости материалов и объема работ, поскольку его целью является проверка целевого использования бюджетных средств, а не недостатки выполненной работы или их причины.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что результатами выборочной проверки целевого использования бюджетных средств не установлено несоответствие объемов, наименования, стоимости работ принятых истцом по актам КС-2, КС-3 фактически выполненным ответчиком работам.
Поскольку предметом искового заявления является взыскание неосновательного обогащения, то суд апелляционной инстанции считает, что на потерпевшем лежит бремя доказывания факта обогащения приобретателя, включая количественную характеристику размера обогащения, и факта наступления такого обогащения за счет потерпевшего. Таких доказательств истец в порядке статьи 65 АПК РФ суду не представил.
В соответствии с нормами статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле
Ходатайства о назначении судебной экспертизы истцом не было заявлено ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что согласно положениям статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно условиям государственного контракта N 25-2005 от 21.10.2005 (с учетом дополнительных соглашений) цена контракта составила 56 192 205 рублей. Окончательная цена контракта складывается из стоимости фактически выполненных работ, рассчитанных с учетом ценообразующих факторов на момент подписания актов формы КС-3.
Таким образом, из материалов дела следует, что работы выполнялись на основании государственного контракта N 25-2005, проектной документации, утвержденной истцом, согласование объемов, перечня работ, их стоимости за единицу измерения, подтверждается актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, подписанными заказчиком-застройщиком и генподрядчиком без замечаний, стоимость работ не превысила цену контракта.
Принимая во внимание, условия государственного контракта N 25-2005 от 21.10.2005, наличие подписанных сторонами актов формы КС-2, КС-3 без замечаний на сумму 54 168 900 рублей, оплату выполненных работ, отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих завышение ответчиком стоимости работ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта неосновательного обогащения ответчика по результатам исполнения государственного контракта N 25-2005
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции рассмотрев апелляционную жалобу, не установил нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, в связи с чем, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2008 года по делу N А46-15443/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению Омской области "Омскоблстройзаказчик" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 17 770 рублей, перечисленную по платежному поручению N 427495 от 28.12.2007.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15443/2008
Истец: Государственное учреждение Омской области "Омскоблстройзаказчик"
Ответчик: Закрытое акционерное общество "Строительно-монтажный трест N4"
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно - Коммунального комплекса Омской области