город Омск
18 марта 2009 г. |
Дело N А75-3446/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-24/2009) конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Солид" Белоногова Виктора Анатольевич на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.11.2008 по делу N А75-3446/2008 (судья Кущева Т.П.),
принятое по заявлению инспекции Федеральной налогового службы по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к судебному приставу-исполнителю отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахмедчановой С.С.
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Консалтинг", общество с ограниченной ответственностью "Солид", Управления Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа-Югре
о признании незаконным постановления о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
от конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Солид" Белоногова В.А. - не явился, извещен;
от инспекции Федеральной налогового службы по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, извещен;
от судебного пристава-исполнителя отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахмедчановой С.С. - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа-Консалтинг" - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Солид" - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы судебных приставов Ханты-Мансийского автономного округа-Югре - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о признании незаконным постановления о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008 судебного пристава-исполнителя Отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Ахмедчановой С.С (далее - судебный пристав-исполнитель).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Консалтинг" (далее - ООО "Альфа-Консалтинг", оценочная компания, оценщик), общество с ограниченной ответственностью "Солид" (далее - ООО "Солид"), Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - УФССП по ХМАО-Югре).
18.11.2008 арбитражным судом по делу N А75-3446/2008 принято решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. При этом суд исходил из того, что в силу положений части 4 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) стороной исполнительного производства может быть оспорена оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании, а не постановление судебного пристава-исполнителя о принятии оценки арестованного имущества.
Конкурсный управляющий ООО "Солид" Белоногов Виктор Анатольевич в апелляционной жалобе просит решение от 18.11.2008 по делу N А75-3446/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требования Инспекции.
Податель жалобы в обоснование своей позиции ссылается на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", из которого приходит к выводу, что даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества. То есть, налоговый орган, по мнению подателя жалобы, правомерно обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о принятии оценки.
ООО "Солид" обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что судом первой инстанции не было исследовано заключение Экспертного совета Российского общества оценщиков на отчет N 23/М/ССП/2008, подготовленный ООО "Альфа-Консалтинг". К тому же суд не учел, что на момент подачи искового заявления в арбитражный суд 09.06.2008 имущество по цене, указанной в отчете оценщика, уже было продано.
УФССП по ХМАО-Югре согласно письменному отзыву на апелляционную жалобу считает решение от 18.11.2008 по делу N А75-3446/2008 законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение N 403 от 15.06.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества ООО "Солид" на общую сумму 5 943 138,69 руб.
18.06.2007 на исполнение к судебному приставу-исполнителю отдела УФССП по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району ХМАО-Югры Ахмедчановой С.С. поступило Постановление N 398 от 15.06.2007 о взыскании с ООО "Солид" налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя на общую сумму 5 943 138,69 руб.
На основании указанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем 19.06.2007 в отношении должника ООО "Солид" возбуждено исполнительное производство N 8/20028/753/27/2007 (т.1, л.д.96).
22.05.2008 составлены акты описи, ареста и изъятия автотранспортных средств: Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 504 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 503 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 508 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 507 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 506 ОР86; Мерседес ВЕNZ АСТROS - г/н Н 502 ОР86; ВЕNZ АСТROS - г/н Н 509 ОР86; МАН 35.414 - г/н Н 501 ОР86 (т.1, л.д.32-39).
23.05.2007 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об участии специалиста в исполнительном производстве и оформлена заявка на оценку арестованного имущества N 24147-СА (т.2, л.д. 64-66).
ООО "Альфа-Консалтинг" 23.05.2008 произведена оценка рыночной стоимости транспортных средств и составлен Отчет об оценке стоимости имущества в рамках исполнительного производства N 23/М/ССП/2008 от 23.05.2008 (т.1, л.д.8-27).
В порядке статьи 85 Закона об исполнительном производстве судебным приставом-исполнителем на основании указанного отчета вынесено постановление о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008 (т.1, л.д.29-30).
Налоговый орган, полагая, что это постановление нарушает его интересы как взыскателя по исполнительному производству, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 18.11.2008 по делу N А75-3446/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отказал в удовлетворении заявленного требования.
Означенный судебный акт обжалуется в суде апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе следующие исполнительные действия в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 85 указанного Закона оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (пункт 2 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).
Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке (пункт 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве).
То есть, как верно отметил суд первой инстанции, пунктом 4 (подпунктом 3) статьи 85 Закона об исполнительном производстве установлена возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете.
Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, согласно пункту 7 статьи 85 Закона об исполнительном производстве может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Таким образом, поскольку оценка стоимости имущества в рамках исполнительного производства N 8/20028/753/27/2007 производилась оценочной компанией ООО "Альфа-Консалтинг", а не судебным приставом-исполнителем, то может быть оспорена лишь оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании, а не постановление судебного пристава-исполнителя.
Закон об исполнительном производстве не содержит требований и критериев утверждения судебным приставом отчета оценщика об оценке имущества, при этом, в силу обязательности привлечения оценщика в данном случае пристав в постановлении указывает стоимость объекта, установленную именно оценщиком, что также подтверждается положением статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", устанавливающей достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вместе с тем налоговым органом не указано, какому закону не соответствуют оспариваемое постановление, в силу каких норм права у судебного пристава отсутствовали основания для принятия отчета оценщика.
При изложенных обстоятельствах, у суда первой инстанции не было оснований для признания постановления о принятии оценки арестованного имущества от 26.05.2008 незаконным, поскольку в рассматриваемом случае должна была быть оспорена оценка имущества, указанная в отчете оценочной компании.
При этом несостоятельным является довод подателя жалобы, основанный на разъяснениях Президиума ВАС РФ, изложенных в Информационном письме от 30.05.2005 N 92, о правомерном оспаривании налоговым органом законности постановления судебного пристава-исполнителя о принятии оценки. Позиция Президиума ВАС РФ, содержащаяся в данном письме, основана на нормах утратившего силу Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", вследствие чего противоречит действующему Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Не может быть принята во внимание ссылка ООО "Солид" на отсутствие надлежащей оценки судом первой инстанции заключения Экспертного совета Российского общества оценщиков на отчет, подготовленный ООО "Альфа-Консалтинг". Данный документ не подлежит исследованию в рамках данного дела.
Не имеет значения для рассматриваемого дела и тот факт, что на момент подачи искового заявления в арбитражный суд 09.06.2008 имущество по цене, указанной в отчете оценщика, уже было продано.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции находит правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований инспекции Федеральной налогового службы по городу Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.11.2008 по делу N А75-3446/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3446/2008
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Нефтеюганску Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Ахмедчанова С.С.
Третье лицо: Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, общество с ограниченной ответственностью "Солид", общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Консалтинг", Конкурсный управляющий Белоногов Виктор Анатольевич общества с ограниченной ответственностью "Солид"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-24/2009