Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 июля 2006 г. N КА-А41/6202-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2006 г.
Администрация Озерского района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по городу Озеры Московской области от 29.08.2005 N 20 "О взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках" и решения налогового органа от 08.08.2005 N 119, которым Администрация привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3 176 руб., на основании ст. 208 п. 7 Налогового кодекса Российской Федерации с налогоплательщика удержана сумма не полностью удержанного налога на доходы в размере 31 676 руб. за 2005 года, предложено уплатить в срок, указанный в требовании, суммы налоговых санкций, неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, пени за несвоевременную уплату налогов (сборов), внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2006, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2006, заявленные требования удовлетворены, поскольку оспариваемые налогоплательщиком ненормативные акты налогового органа противоречат п. 2 ст. 217, 226 Налогового кодекса Российской Федерации и законодательству о пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как спорные выплаты являются не пенсией за выслугу лет, а доплатами к трудовой пенсии, выплачиваемыми из средств местного бюджета, а поэтому подлежат налогообложению в соответствии с п. 1 ст. 224 и ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Администрации в отзыве на жалобу и в судебном заседании возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", применение которых распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат налогообложению.
Пенсионное обеспечение Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях".
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации за счет средств собственных бюджетов могут устанавливать соответствующие пенсии.
Статьей 32 Закона Московской области N 42/97-03 "О пенсии за выслугу лет, лицам, занимавшим муниципальные должности или замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образованиях Московской области" определены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Законом Московской области от 27.07.1998 N 35/98-03 "О ежемесячной доплате к государственной пенсии лицам, занимающим муниципальные должности в органах местного самоуправления в Московской области", действовавшим с 01.01.1999, данная сумма выплат определяется как доплата к государственной пенсии.
Законом Московской области от 11.11.2001 N 118/2002-03 "О пенсии за выслугу лет, лицам, занимавшим муниципальные должности или замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образованиях Московской области" были внесены изменения в ранее действовавший закон, а именно: слова "ежемесячной оплаты к государственной пенсии" заменены словами "пенсии за выслугу лет". Источник финансирования остался без изменения. Выплата пенсии производится из средств местного бюджета. Указанная пенсия за выслугу лет муниципальным служащим назначается к трудовой пенсии по старости или к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к пенсии по старости или пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что пенсия за выслугу лет, выплачиваемая муниципальным служащим за счет средств местного бюджета, относится к пенсии, назначаемой в порядке, установленном действующим законодательством и в соответствии с п. 2 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению.
Поскольку согласно оспариваемым ненормативным актам налогового органа Администрация привлечена к налоговой ответственности именно за неуплату налоговым агентом - Администрацией налога на доходы с сумм выплаченных пенсий за выслугу лет, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Кроме того, Закон Московской области N 42/97-03 "О пенсии за выслугу лет, лицам, занимавшим муниципальные должности или замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципальных образованиях Московской области" не признан в судебном порядке не соответствующим федеральному законодательству.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 25.01.2006 Арбитражного суда Московской области и постановление от 19.04.2006 Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-К2-22355/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Озеры Московской области без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 июля 2006 г. N КА-А41/6202-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании