город Омск
23 марта 2009 г. |
Дело N А75-6370/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-423/2009) общества с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.12.2008 по делу N А75-6370/2008 (судья Г.А. Шабанова), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко" к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута об обжаловании действий органа местного самоуправления,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко" - Зайцев К.С., доверенность от 10.03.2009;
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута - не явились;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко" (далее - ООО "ДЮК и Ко") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением к администрации города Сургута о признании незаконным отказа в перезаключении договора аренды земельного участка, изложенного в письме Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута от 29.05.2008 N 14-4050/8(08).
До принятия решения арбитражным судом ООО "ДЮК и Ко" уточнило заявленные требования и просило признать недействительным ненормативный правовой акт - письмо Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута от 29.05.2008 N 14-4050/8(08), а также обязать Администрацию города Сургута в целях восстановления положения, существовавшего до нарушения права, передать земельный участок с кадастровым номером 86:10:01:01195:0060 в аренду для проектирования и строительства гостиницы с досуговым центром для спортсменов.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.10.2008 в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ответчика - Администрации города Сургута на Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута.
В заседании суда первой инстанции 03.12.2008 представитель ООО "ДЮК и Ко" заявил о признании письма Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута от 29.05.2008 N 14-4050/8(08) недействительным, как противоречащего статьям 166 и 167 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и просил в качестве способа защиты нарушенных прав в соответствии со статьями 12, 13, 166 и 167 ГК РФ применить двустороннюю реституцию и вернуть стороны в положение, существовавшее до момента нарушения прав, - период действия распоряжения Администрации города Сургута от 24.05.2002 N 1517 (письменные пояснения л.д. 29-30 т. 2).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.12.2008 по делу N А75-6370/2008 в удовлетворении требований ООО "ДЮК и Ко" отказано.
Не соглашаясь с решением суда, ООО "ДЮК и Ко" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно: применить к отношениям сторон последствия ничтожности сделки и вернуть стороны в первоначальное положение.
В апелляционной жалобе ООО "ДЮК и Ко" сослалось на ошибочность выводов суда первой инстанции и неправильное применение судом норм материального права.
Представитель Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без его участия.
Представитель ООО "ДЮК и Ко" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и выслушав представителя ООО "ДЮК и Ко", суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение законно и не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, распоряжением Мэра города Сургута от 24.05.2002 N 1517 "Об изъятии земельного участка у муниципального учреждения "Управление капитального строительства администрации города Сургута" и отводе его ООО "ДЮК и Ко" заявителю был предоставлен земельный участок, площадью 0,42 га, расположенный в микрорайоне 34, для строительства гостиницы с досуговым центром для спортсменов (т.1 л.д. 25-27).
На основании указанного распоряжения между Администрацией города Сургута и ООО "ДЮК и Ко" был подписан договор аренды земельного участка от 04.07.2002 N 676, по тексту которого (пункт 1.1.) ООО "ДЮК и Ко" с 24.05.2002 передан в аренду земельный участок, площадью 0,42 га, кадастровый номер 86:10:00 00 195:020, расположенный в микрорайоне 34, для строительства гостиницы с досуговым центром для спортсменов (т.1. л.д. 135-141).
Срок действия договора определен с 27.05.2002 по 24.05.2005. Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в филиале регистрационной палаты Ханты-Мансийского автономного округа по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по городу Сургуту и Сургутскому району (пункт 1.2.).
В связи с изменением потребности городского округа в наличии социально значимого объекта ООО "ДЮК и Ко" в письме N 49 от 05.04.2005 просило Администрацию города Сургута перепрофилировать отведенный земельный участок и разрешить строительство девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения (т.1 л.д. 24).
Управление архитектуры Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута, рассмотрев обращение ООО "ДЮК и Ко" об изменении функционального назначения ранее предоставленного земельного участка, в письме от 19.04.2005 указало на отсутствие возражений в изменении функционального назначения объекта строительства при определенных условиях и направило материалы для рассмотрения и принятия решения на земельной комиссии (т. 1 л.д. 23).
Земельная комиссия в протоколе заседания от 10-14.06.2005 N 4 рекомендовала предварительно согласовать изменение целевого назначения земельного участка ООО "ДЮК и Ко" для строительства девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения (т.1 л.д. 28-46).
С учетом рекомендаций земельной комиссии было внесено изменение в целевое использование земельного участка.
Распоряжением Администрации города Сургута от 04.10.2005 N 2321 земельный участок площадью 4072 кв.м., относящийся к категории земель поселений, расположенный в микрорайоне 34, предоставлен ООО "ДЮК и Ко" с 25.05.2005 в аренду сроком на 3 года для строительства девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения.
На основании указанного распоряжения Администрацией города Сургута в лице директора Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута и ООО "ДЮК и Ко" заключен договор аренды земельного участка от 11.04.2006 N 309. Срок аренды земельного участка по названному договору установлен с 25.05.2005 по 25.05.2008.
Данный договор зарегистрирован Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам 30.08.2006 за N 86-72-22/082/2006-106.
В целях продления договорных отношений ООО "ДЮК и Ко" обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута с письмом от 21.05.2008 о перезаключении договора аренды земельного участка от 11.04.2006 N 309 на новый срок.
Однако письмом Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута от 29.05.2008 N 14-4050/8(08) в продлении договорных отношений ООО "ДЮК и Ко" было отказано.
В указанном письме Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута сообщил, что перезаключить договор аренды земельного участка от 11.04.2006 N 309 для строительства девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения не представляется возможным, так как распоряжение Администрации города Сургута от 04.10.2005 N 2321, на основании которого с обществом заключен указанный договор, признано утратившим силу распоряжением Администрации города Сургута от 31.10.2006 N 2157, о чем ООО "ДЮК и Ко" было проинформировано письмом от 29.12.2006 N 14-8137/6(07). С данным письмом в адрес общества были направлены копия распоряжения Администрации города Сургута от 31.10.2006 N 2157, копия протеста прокурора от 18.09.2006, соглашение о расторжении договора аренды земельного участка N 309 от 11.04.2006.
Учитывая изложенное, а также окончание срока аренды по договору, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута в письме от 29.05.2008 N 14-4050/8(08) заявил о прекращении договорных отношений между Администрацией города Сургута и ООО "ДЮК и Ко", а также о том, что договор аренды не может быть признан продленным на неопределенный срок.
Кроме того, со ссылкой на пункты 3.1.13. и 3.1. договора аренды от 11.04.2006 N 309 Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута указал на обязанность арендатора в 10-дневный срок передать земельный участок арендодателю по акту приема-передачи в состоянии и качестве не хуже первоначального.
ООО "ДЮК и Ко" полагает, что отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута, изложенный в письме от 29.05.2008 N 14-4050/8(08), противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его права как арендатора земельного участка.
Однако при проверке законности отказа в перезаключении договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ суд не установил нарушений действующего законодательства и оснований для оценки письма Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Сургута от 29.05.2008 N 14-4050/8(08) как недействительного по статьям 166, 167 ГК РФ.
Из материалов дела усматривается, что договор аренды земельного участка от 11.04.2006 N 309 под строительство девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения заключен Администрацией города Сургута с ООО "ДЮК и Ко" на основании распоряжения Администрации города Сургута от 04.10.2005 N 2321 "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко".
Как установлено судом, данное распоряжение признано утратившим силу распоряжением Администрации города Сургута от 31.10.2006 N 2157 в связи с протестом прокурора города от 18.09.2006 N 1/10085-03-03-06 по причине нарушения порядка предоставления обществу земельного участка для строительства жилого дома (т. 2 л.д. 5-7).
Законность распоряжения Администрации города Сургута от 31.10.2006 N 2157 "О признании утратившим силу муниципального правового акта" проверена в судебном порядке и подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.05.2007 по делу N А75-1735/2007.
Данным судебным актом установлено, что распоряжение Администрации города Сургута от 04.10.2005 N 2321 "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко" было издано с нарушением статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и отменено органом местного самоуправления в порядке самоконтроля в соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая отмену акта органа местного самоуправления, на основании которого между Администрацией города Сургута и ООО "ДЮК и Ко" был заключен договор аренды земельного участка от 11.04.2006 N 309, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для перезаключения указанного договора.
Существование договорных отношений по аренде земельного участка в целях строительства девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения невозможно в связи с нарушением порядка предоставления земельного участка.
В этой связи доводы ООО "ДЮК и Ко" о возобновлении договора аренды земельного участка от 11.04.2006 N 309 на неопределенный срок в порядке статей 610, 621 ГК РФ не соответствуют обстоятельствам дела.
Признание утратившим силу распоряжения Администрации города Сургута от 04.10.2005 N 2321 о предоставлении ООО "ДЮК и Ко" земельного участка под строительство девятиэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями торгово-бытового назначения не означает возможность его использования в целях, для которых он первоначально должен был предоставляться согласно распоряжению Мэра города Сургута от 24.05.2002 N 1517 (под строительство гостиницы с досуговым центром для спортсменов).
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что договор аренды земельного участка от 04.07.2002 N 676 между Администрацией города Сургута и ООО "ДЮК и Ко", по которому спорный земельный участок предоставлялся на срок с 27.05.2002 по 24.05.2005 для строительства гостиницы с досуговым центром для спортсменов, не прошел государственную регистрацию и не может считаться заключенным в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства (статья 609 ГК РФ, статья 26 ЗК РФ).
Распоряжение Мэра города Сургута от 24.05.2002 N 1517 о предоставлении земельного участка под строительство гостиницы с досуговым центром для спортсменов предусматривало его вступление в законную силу с момента заключения ООО "ДЮК и Ко" договора аренды земельного участка с администрацией города в установленном законодательством порядке.
Между тем, такой договор аренды не был заключен.
В связи с изложенным требование ООО "ДЮК и Ко" о приведении сторон в первоначальное положение (до изменения целевого назначения земельного участка) не подлежит удовлетворению.
Доводы ООО "ДЮК и Ко" о том, что в оспариваемом письме N 14-4050/8(08) от 29.05.2008 не учтены положения части 6 статьи 31, части 1 статьи 32 ЗК РФ, а также абзаца 4 пункта 15 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", получили надлежащую оценку в обжалуемом решении.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционную жалобу ООО "ДЮК и Ко" следует оставить без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на ООО "ДЮК и Ко" по правилам статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03.12.2008 по делу N А75-6370/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.В. Ильницкая |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6370/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ДЮК и Ко"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Сургута, Администрация города Сургута
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Дюк и К"
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-423/2009