город Омск
24 марта 2009 г. |
Дело N А70-6766/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Радченко Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-89/2009) общества с ограниченной ответственностью "Визард-Т" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2008 по делу N А70-6766/2008 (судья Буравцова М.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Визард-Т" к инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N1
о признании недействительным требования N 11-15 от 02.03.2008
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от заинтересованного лица - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом,
установил:
Решением от 28.11.2008 по делу N А70-6766/2008 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Визард-Т" (далее - ООО "Визард-Т", общество) о признании недействительным требования инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Тюмени N1 (далее - ИФНС России по г.Тюмени N 1, инспекция, налоговый орган) N 11-15 от 02.03.2008 о предоставлении документов.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции указал на отсутствие нарушений прав заявителя оспариваемым требованием и соответствие его нормам действующего законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом ссылаясь на нарушение норм материального права, а именно неприменение закона подлежащего применению и несоответствие выводов решения обстоятельствам дела. Судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о том, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации не относятся к контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Действующее законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанности по предоставлению документов по письменному или устному требованию. Кроме того требование было вручено ненадлежащему лицу.
ИФНС России по г. Тюмени N 1 отзыв на апелляционную жалобу не представила, но от нее поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие её представителя, которое суд счел возможным удовлетворить.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Инспекцией, в связи с проведением проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, полноты оприходования выручки, соблюдений условий работы с денежной наличностью и других вопросов законодательства на основании поручения N 2950 от 02.10.2008, выставлено в адрес ООО "Визард-Т" требование о предоставлении документов N 11-15 от 02.03.2008.
Указанное требование было вручено 02.10.2008 представителю ООО "Визард-Т" - заместителю директора Карпову А.А.
Общество, считая ненормативный акт незаконным и необоснованным, обратилось в арбитражный суд, оспаривая его.
28.11.2008 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, отношения между налоговым органом и обществом возникли вследствие того, что у последнего имеется в наличии контрольно-кассовая техника, а инспекция обязана законодательством осуществлять контроль за ее использованием.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе", Налоговый кодекс Российской Федерации в данный перечень актов не входит.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что судом первой инстанции необоснованно сделан вывод о неотносимости норм Налогового кодекса Российской Федерации к контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, поскольку возникшие правоотношения не связаны с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации (ст. 2 НК РФ), а относится к иному виду контроля, возложенному на налоговый орган.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод заявителя о том, что действующее законодательство не возлагает на налогоплательщика обязанности по предоставлению документов по письменному или устному требованию
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется право осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
Как следует из приведенной нормы права, налоговый орган имеет право получать необходимые объяснения, справки и сведения, в данном случае документы и являются необходимыми сведениями, поскольку форма акта законодательством не закреплена, то налоговый орган с соблюдением общих требований к документам изложил необходимость предоставления сведений в форме требования.
Судом апелляционной инстанции также отклоняется довод заявителя о том, что требование было вручено ненадлежащему лицу, поскольку исходя из того, что общество обратилось с заявлением об обжаловании данного ненормативного акта в установленные законодательством сроки то данное требование поступило в адрес заявителя. Кроме того, суд первой инстанции верно указал на то. что законодательство не содержит каких-либо норм, обязывающих вручать документы такого рода только законному представителю.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
Заявителем в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не приведено доводов указывающих на то, каким-образом требование о предоставлении документов, нарушает его законные права и интересы.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для признания ненормативного акта недействительным.
Основываясь на вышеизложенном, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.11.2008 по делу N А70-6766/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6766/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Визард-Т"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N1
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-89/2009