город Омск
07 апреля 2009 г. |
Дело N А46-3858/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1767/2009) общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙН-Дженерал" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2009 по делу N А46-3858/2009 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙН-Дженерал" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 52-09/39 от 03.02.2009,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙН-Дженерал" - Петрушенко А.Н. по доверенности от 12.03.2009 сохраняющей силу в течение 3 лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области - Грошева Ю.А. по доверенности от 23.03.2009 N 52-07-09/03 действующей по 31.12.2009 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАЙН-Дженерал" (далее - ООО "ЛАЙН-Дженерал", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Омской области, служба финансово-бюджетного надзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 52-09/38 от 03.02.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.03.2009 по делу N А46-3858/2009 в удовлетворении требований общества отказано.
ООО "ЛАЙН-Дженерал" с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, привлечение его к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) является неправомерным, так как в действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения: справка о подтверждающих документах представлена в установленный срок; исчисление срока представления справки о подтверждающих документах должно производиться с 05.02.2008, поскольку акт к договору аренды N 000007 от 31.01.2008 фактически подписан контрагентом общества только 05.02.2008. В подтверждение названного довода заявитель ссылается на наличие письма контрагента общества о направлении подписанного акта в адрес ООО ЛАЙН-Дженерал", сертификата о выполнении работ, в котором указана дата принятия услуг 05.02.2008.
Службой финансово-бюджетного надзора представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции о совершении обществом вменяемого административного правонарушения, а также на неподтвержденность обществом заявленных им доводов относительно своевременного представления справки о подтверждающих документов и оформления 05.02.2008 акта об оказании услуг к договору аренды. Административный орган просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы и возражения относительно обстоятельств рассматриваемого дела.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
20.11.2007 между ООО "ЛАЙН-Дженерал" (арендодатель) и "Урбан иншаат санайи ве тиджарет аноним шикерти" (Турция) (арендатор) был заключен договор аренды N 18/07/67. В соответствии с условиями данного договора общество передало во временное пользование арендатору имущество: КТП-ТО 80-86-У1 в количестве 4 шт., а арендатор обязался принять имущество и уплатить за него арендную плату. Дата завершения исполнения обязательств по договору - 31.05.2008.
12.12.2007 в филиале ОАО Национальный банк "Траст" в г. Омске оформлен паспорт сделки N 07120001/3279/0039/3/0.
16.01.2009 должностным лицом ТУ Росфиннадзора по Омской области в отношении ООО "ЛАЙН-Дженерал" в присутствии представителя Кунавиной А.В. (доверенность от 07.07.2008 N 6) составлен протокол N 52-09/38 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Протокол вручен в этот же день представителю под роспись.
03.02.2009 принято постановление N 52-09/38 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым ООО "ЛАЙН-Дженерал" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил вывод о допущении заявителем нарушения пунктов 2.1, 2.2, 2.4 Положения Центрального Банка РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П), выразившееся нарушении срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а именно: справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы должны быть представлены в уполномоченный банк до 15.02.2008, в то время как фактически упомянутые справка и документы представлены 04.03.2008.
ООО "ЛАЙН-Дженерал", не согласившись с привлечением к административной ответственности, полагая, что в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 52-09/38 от 03.02.2009.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, исходил из правомерности привлечения его к административной ответственности, соблюдения службой финансово-бюджетного надзора процедуры привлечения к ответственности, а также из необоснованности доводов ООО "ЛАЙН-Дженерал" о своевременном представлении спорной справки о подтверждающих документах.
На основании апелляционной жалобы ООО "ЛАЙН-Дженерал" решение суда первой инстанции по настоящему делу является предметом рассмотрения Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы материального права и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда о наличии в действиях общества состава ему вменяемого правонарушения является правильным ввиду следующего.
За несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 Закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 названного Закона.
В пункте 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
Кроме того, в силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Указанный порядок установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И) и Положением N 258-П.
Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка Российской Федерации N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.
Пунктом 2.4 названного Положения установлено, что срок представления документов не должен превышать 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Поскольку Положением N 258-П и Инструкцией N 117-И единые формы учета и отчетности по валютным операциям для резидентов, что подтверждено Центральным банком Российской Федерации (письмо от 26.07.2007 N 04-31-2/3178), не были установлены, указанные формы учета и отчетности установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (далее - Указание N 1950-У). Пунктами 1.2 и 1.3 Указания N 1950-У справка о поступлении валюты Российской Федерации и справка о подтверждающих документах включены в состав данной категории документов.
Указание N 1950-У вступило в силу 27.01.2008.
Таким образом, на момент возникновения у общества обязанности по представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, а также принятия административным органом обжалуемого постановления, данная справка уже была отнесена действовавшим законодательством к единым формам учета и отчетности по валютным операциям, за несоблюдение порядка и сроков представления которых пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что в соответствии с актом об оказании услуг аренды от 31.01.2008 N 000007 на сумму 37 762 руб. 12 коп., обществом был выставлен арендатору счет-фактура от 31.01.2008 N 00001 за оказанные услуги по аренде КТП-ТО 80-86-У1 за январь 2008 года.
В соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения N 258-П срок представления обществом в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах определен до 15.02.2008. Фактически в уполномоченный банк справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представлены 04.03.2008.
Исходя из изложенных обстоятельства дела, в действиях общества по несвоевременному представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, имеется событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод общества о том, что срок представления спорной справки должен быть определен как не позднее 15.03.2008, обоснованный оформлением акта об оказании услуг аренды от 31.01.2008 N 000007 только 05.02.2008 (общество получило подписанный арендатором-нерезидентом акт об оказании услуг более поздней датой, а именно 05.02.2008, которая в настоящем случае является датой оформления документа).
Анализ материалов арбитражного дела относительно указанного довода общества показал, что:
- на самом акте об оказании услуг аренды от 31.01.2008 N 000007 не имеется иной даты, отличной от даты "31.01.2008", также как и не имеется каких-либо пометок и замечаний о фактическом подписании арендатором (нерезидентом) акта N 000007 более поздней датой;
- в справке о подтверждающих документах и сертификате о выполнении работ субподрядной организации указана только дата 31.01.2008. Как верно указано судом первой инстанции, согласно пункту 2 приложения N 1 к Положению N 258-П в графе 1 справки о подтверждающих документах указывается дата оформления документа, подтверждающего факт оказания услуги, поэтому указанная самим обществом в графе 1 справки о подтверждающих документах дата - 31.01.2008 фактически является датой оформления документа, подтверждающего факт оказания услуги;
- письмо общества от 31.01.2008 исх. N 4 в адрес арендатора (нерезидента) о направлении для подписания акта N 000007 от 31.01.2008 и ответ арендатора от 05.02.2008 о направлении в адрес общества подписанного экземпляра акта также не подтверждают заявленных доводов, так как из них не следует, что акт N000007 от 31.01.2008 подписан в какой-либо иной день, а не 31.01.2008.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что обстоятельством, свидетельствующим об оформлении 31.01.2008 акта N 000007, является счет-фактура от 31.01.2008, поскольку в соответствии со статьей 39, пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914), основанием для выставления счета-фактуры является факт реализации услуг, подтверждаемый актом об их оказании. Таким образом, счет-фактура от 31.01.2008 N 00001 мог быть составлен только на основании акта N 000007, который, исходя из материалов дела, был оформлен 31.01.2008.
На этом основании, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о необоснованности довода общества о своевременном представлении в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах.
Апелляционный суд считает доказанной вину заявителя в совершении административного правонарушения, поскольку, являясь субъектом валютных правоотношений, общество обязано было обеспечить выполнение требований валютного законодательства, однако оно не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению и не доказало отсутствия возможности соблюдения требований законодательства.
Таким образом, ООО "ЛАЙН-Дженерал" правомерно и обоснованно привлечено службой финансово-бюджетного надзора к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли, наказание назначено в пределах санкции, установленной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в минимальном размере.
Указанное правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных валютным законодательством. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения убытков, наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2009 по делу N А46-3858/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛАЙН-Дженерал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3858/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ЛАЙН-Дженерал"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Омской области
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1767/2009