город Омск
02 апреля 2009 г. |
Дело N А46-17585/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Кливера Е.П., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лиопа А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Вариант-2002" к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
3-е лицо Омский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Правительство Омской области
о признании недействительным приказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области от 24.06.2007 N 78 в части удовлетворения номера вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, признании недостоверными результатов расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, подготовленных Омским филиалом ФГУП "ФКЦ "Земля" и об обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и исключить из государственного земельного кадастра недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области - Кузьминой Т.А. (удостоверение N 183 от 01.02.2008, доверенность N 5 от 12.01.2009 сроком до 31.12.2009);
от общества с ограниченной ответственностью "Вариант-2002" - Поморовой С.В. (паспорт серия 5203 N 058028 выдан от 25.06.2002, доверенность от 03.03.2008 сроком действия на 3 года);
от Омского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился, извещен;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" - не явился, извещен;
от Правительства Омской области - Фетисова В.В. (удостоверение N 295 выдано 15.06.2006, доверенность N 08/ПП -177/01 от 11.03.2008 сроком на 3 года),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вариант - 2002" г. Омска (далее-общество, ООО "Вариант - 2002") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) о признании незаконными действия Управления Роснедвижимости по Омской области по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 седьмого номера вида разрешенного использования путем издания Приказа N 78 от 24.06.2007; по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099; обязании Управления Роснедвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099.
В обоснование заявленных требований общество указало на отсутствие у Управление Роснедвижимости по Омской области прав по самостоятельному установлению номеров вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем Приказ не может являться законным и соответственно оценка, проведенная на его основании является необоснованной.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласилось, считает их необоснованными.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица было привлечено Правительство Омской области.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку своего представителя не обеспечили, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В судебном заседании 19.03.2009 от представителя Правительства Омской области поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
По заявленному ходатайству суд определил: в судебном заседании объявить перерыв до 26.03.2009 до 10 час. 00 мин.
После возобновления судебного заседания председательствующим объявлено, о замене судьи Ивановой Н.А. и на судью Шиндлер Н.А., в связи с направлением судьи Ивановой Н.Е. в служебную командировку.
В ходе судебного заседания от представителя Правительства Омской области поступил письменный отзыв, который приобщен к материалам дела.
Представитель общества поддержала доводы, изложенные в заявлении. Просил признать незаконными действия Роснедвижимости.
Представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области и Правительства Омской области не согласились с заявленными требованиями, считают доводы, изложенные в заявлении не правомерными и не обоснованными. Просили отказать в удовлетворении заявленных требований ООО "Вариант-2002".
Представителем общества было заявлено устное ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов (копия распоряжения от 24.04.2005 N 103-р, кадастровый план земельного участка от 19.12.2007N 40/07-33427, перечень объектов оценки - земельных участков от 08.11.2007).
По заявленному ходатайству суд определил: ходатайство удовлетворить, документы приобщить.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что ООО "Вариант - 2002" является собственником железнодорожных путей находящихся по адресу: г. Омск, территория Базы "Роскультторг", которые расположены на земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099.
Приказом "О присвоении группы видов разрешенного использования" N 78 от 24.06.2007 Управлением Роснедвижимости по Омской области земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, на котором расположены вышеуказанные железнодорожные пути, был присвоен седьмой номер вида разрешенного использования, при этом при формировании указанного земельного участка в государственный реестр земель в качестве вида разрешенного использования была внесена запись "Для общественно деловых целей".
Считая, что действия Управления Роснедвижимости по Омской области по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 седьмого номера вида разрешенного использования путем издания Приказа N 78 от 24.06.2007 и внесению в государственный земельный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 являются незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
17.11.2008 требования заявителя удовлетворены решением Арбитражного суда Омской области, которое постановлением апелляционной инстанции от 25.02.2009 отменено и дело назначено к рассмотрению по правилам первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, находит требования общества подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до принятия Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 утверждены Правила ведения государственной кадастровой оценки земель.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, ее территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 названных Правил).
Земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населенных пунктов (далее- Методические указания).
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Методические указания (пункте 1.2) и Технические рекомендации (приложение N 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Согласно п. 1.4 Методических указаний и п. 1.3. Технические рекомендации определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в п. 1.2 указанных Методических указаний, осуществляется в следующем порядке: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
При этом Технические рекомендации предусматривают, что при формировании перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется номер вида разрешенного использования земельных участков.
Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации (подпункт 2.2.2. Методических указаний).
Из вышеизложенного следует, что размер кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит от того, к какому из 16 видов разрешенного использования отнесен земельный участок. Таким образом, правильное установление вида разрешенного использования (одного из шестнадцати возможных) является необходимым условием для правильного определения кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования (за исключением 12 и 16), в том числе и для кадастрового квартала, имеющего номер 55:36:19 03 22.
При этом максимальный удельный показатель для кадастрового квартала, к которому относится спорный земельный участок, был утвержден для 7 вида разрешенного использования и составил 15 240 руб. 59 коп./кв.м. В соответствии с указанными результатами в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 в размере 533 313 965 руб. 87 коп.
Подпунктом 2.1.2. Методических указаний предусмотрено, что перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учетных характеристик по земельным участкам, включенным в перечень, и наличие противоречивых данных.
Пунктом 6.3. Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) определены полномочия Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в случае выявление неполноты сведений о характеристиках земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, а именно установлено, что Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает меры к выявлению отсутствующих в государственном земельном кадастре сведений о характеристиках земельных участков в имеющихся у него ресурсах, внесению их в государственный земельный кадастр и в перечень; в отношении земельных участков, по которым выявить отсутствующие в государственном земельном кадастре сведения о характеристиках в имеющихся ресурсах оказалось невозможным, составляет протокола в отношении указанных земельных участков.
Перечень и протокол (в случае его составления) представляются Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в целях: постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, в отношении которых в перечне отсутствуют сведения; внесения в государственный земельный кадастр отсутствующих сведений о характеристиках земельных участков, указанных в протоколе, в целях их использования для определения кадастровой стоимости (п. 6.4. Административный регламент).
Из вышеизложенного следует, что Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации установив наличие неполноты сведений о характеристиках земельных участков обязано приять меры к выявлению указанных сведений в имеющихся у него ресурсах, а в случае отсутствия таковых принять меры к их установлению. При этом Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации не наделено полномочиями устанавливать такие характеристики самостоятельно, а обязано для их установления в соответствующем порядке обратится в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в нарушение указанной выше процедуры, Управление Роснедвижимости по Омской области отсутствующие сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 были установлены самостоятельно Приказом "О присвоении группы видов разрешенного использования" N 78 от 24.06.2007, а именно указанному земельному участку был присвоен седьмой номер вида разрешенного использования.
При этом Управление Роснедвижимости по Омской области, в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновало правомерность установления Приказом N 78 от 24.06.2007 для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 именно седьмого номера вида разрешенного использования.
Между тем на земельном участке с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 фактически находятся железнодорожные пути, принадлежащие заявителю, а так же оптовые склады и гаражи, принадлежащие другим собственникам, исходя из утвержденного перечня видов разрешенного использования спорный земельный участок мог быть отнесен либо к пятому (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли), либо к тринадцатому (земельные участки, предназначенные в том числе для размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог) номеру вида разрешенного использования. При этом заявитель указал, что указанный земельный участок расположен на территории Базы "Роскультторг", где расположены и иные земельные участки, которые в результате уточнения вида разрешенного использования отнесены к пятому номеру вида разрешенного использования.
Довод Управления Роснедвижимости по Омской области о правомерности своих действий со ссылкой на Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215, судом не принимается, поскольку данный акт подлежал применению позднее даты возникновения спорных отношений.
Также указанный регламент не содержит норм, предосталяющих Управлению право самостоятельно устанавливать номер вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме того, Положением о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 N 26, определены функции Министерства в сфере регулирования, в число которых, Указом Губернатора Омской области от 26.07.2007 N 91, введены подпункты 37, 38 пункта 9.1:
- до утверждения генеральных планов поселений Омской области, схем территориального планирования муниципальных районов Омской области, но не позднее 1 января 2010 года принимает от органов местного самоуправления Омской области заявления заинтересованных субъектов о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков с прилагаемыми к ним в соответствии с требованиями федерального законодательства документами;
- по результатам рассмотрения заявлений, указанных в подпункте 37 пункта 9.1 настоящего Положения, осуществляет подготовку проектов распоряжений Правительства Омской области о включении земельных участков в границы населенных пунктов Омской области или об исключении земельных участков из границ населенных пунктов Омской области и об установлении или об изменении в связи с этим видов разрешенного использования земельных участков либо отказывает в принятии таких решений, за исключением случаев, предусмотренных областным законодательством.
Принимая во внимание вышеизложенное, а так же учитывая, что Управление Роснедвижимости по Омской области является специально уполномоченным государственным органом, наделенным функцией по государственной кадастровой оценке земель, в связи с чем, именно этот орган обязан обеспечить соблюдение установленного порядка проведения работ по кадастровой оценке и несет ответственность за достоверность результатов оценки земельных участков и, соответственно, за достоверность сведений, внесенных в государственный земельный кадастр, суд убежден, что указанные выше действия Управлением Роснедвижимости по Омской области не могут быть признаны законными и обоснованными, что влечет удовлетворение заявленных обществом требований полностью.
В связи с удовлетворением требований заявителя и тем, что Управление Роснедвижимости освобождено от уплаты государственной пошлины, последняя подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Вариант - 2002" г. Омска к Управлению федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 седьмого номера вида разрешенного использования путем издания Приказа N 78 от 24.06.2007; признании незаконными действий Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, обязании Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099, удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по присвоению земельному участку с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099 седьмого номера вида разрешенного использования путем издания Приказа N 78 от 24.06.2007 "О присвоении группы видов разрешенного использования".
Признать незаконными действия Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099.
Обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Вариант - 2002" г. Омска, исключив из государственного земельного кадастра недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 02:0099.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вариант - 2002" г. Омска расположенному по адресу: город Омск, улица 20 лет РККА, 298 государственную пошлину в сумме 4000 руб., уплаченную при подаче заявления платежным поручение от 21.08.2008 N 297.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17585/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Вариант-2002"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", Правительство Омской области, Омский филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-226/2009