город Омск
10 апреля 2009 г. |
Дело N А46-15968/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тайченачевым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-311/2009) Главы администрации Тевризского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2008 по делу N А46-15968/2008 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области к Главе администрации Тевризского муниципального района Омской области,
3-и лица: Муниципальное унитарное предприятие "Тевризгазификация" Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области,
о признании недействительным постановления от 16.10.2007 N 563,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Росимущества по Омской области - Першина И.В. по доверенности от 11.01.2009 N 61-Д действующей до 31.12.2009;
от Главы администрации Тевризского муниципального района Омской области - Авдеев И.В. по доверенности от 11.01.2009 сохраняющей силу в течение одного года;
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - Николаева Е.Н. по доверенности от 11.01.2009 N 51 действующей до 31.12.2009;
от муниципального унитарного предприятия "Тевризгазификация" - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2008 по делу N А46-15968/2008 удовлетворены требования, заявленные Главным управлением лесного хозяйства Омской области (далее по тексту - Главное управление, заявитель) о признании недействительным постановления Главы администрации Тевризского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо) от 16.10.2007 года N 563 "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:28:13 01 01:0630 Муниципальному унитарному предприятию "Тевризгазификация".
Мотивируя решение, суд указал, что оспариваемое постановление Администрации принято с нарушением норм действующего законодательства, так как спорный земельный участок находится на землях лесного фонда, в связи с чем, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2008 по делу N А46-15968/2008 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных Главным управлением.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что спорный земельный участок находится в поселке Белый Яр, который, в свою очередь расположен на землях лесного фонда, при этом, как указывает податель жалобы, законность нахождения поселка на данных землях заявителем не оспаривается.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Главное управление и Управление Росимущества по Омской области в соответствии с представленными письменными отзывами на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считают законным, просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Муниципальное унитарное предприятие "Тевризгазификация" (МУП "Тевризгазификация"), надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лица, участвующего в деле и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
На основании статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации, Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 N 142 и распоряжения отдела Тевризского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области от 19.05.2008 N 07/39 на проведение внеплановой проверки по соблюдению лесного законодательства в лесах Российской Федерации, отделом Тевризского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области в период с 19.05.2008 года по 28.05.2008 года проведена внеплановая проверка соблюдения лесного законодательства при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов Администрацией Тевризского муниципального района Омской области.
В ходе проверки соблюдения Администрацией лесного законодательства установлено, что в соответствии с постановлением Главы администрации Тевризского муниципального района от 16.10.2007 N 563 Администрацией предоставлен в аренду МУП "Тевризгазафикация" сроком на пять лет земельный участок для целей строительства площадок разгрузки и складирования строительных материалов.
При натурном обследовании установлено, что предоставленный в аренду земельный участок расположен на землях лесного фонда и зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией.
Поскольку Главное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, последнее обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании постановления Главы администрации Тевризского муниципального района Омской области от 16.10.2007 N 563 недействительным; о признании договора аренды земельного участка, заключенного между Администрацией Тевризского муниципального района и МУП "Тевризгазафикация" от 16.10.2007 N АЗ-28-44/2007 недействительным и обязании УФРС по Омской области погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре об обремени земельного участка, предоставленного по договору аренды земельного участка от 16.10.2007 года N АЗ-28-44/2007.
Определением арбитражного суда Омской области от 09.10.2008 требования о признании договора аренды земельного участка, заключенного между Администрацией Тевризского муниципального района и МУП "Тевризгазафикация" от 16.10.2007 N АЗ-28-44/2007 недействительным и обязании УФРС по Омской области погасить регистрационную запись в Едином государственном реестре об обремени земельного участка, предоставленного по договору аренды земельного участка от 16.10.2007 года N АЗ-28-44/2007 выделены в отдельные производства (дело А46-22270/2008 и А46-22271/2008 соответственно).
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2008 требования Главного управления о признании недействительным постановления Главы администрации Тевризского муниципального района Омской области от 16.10.2007 N 563 удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Администрацией в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при натурном обследовании спорного земельного участка Главным управлением было установлено, что предоставленный данный земельный участок, предоставленный в аренду МУП "Тевризгазафикация", расположен на землях лесного фонда.
По материалам лесоустройства 1994 года указанный земельный участок относится к нелесным землям (нижний лесной склад), категория лесов: государственные защитные лесные полосы, квартал N 112, выдел N 30 Белоярского участкового лесничества. Данный участок расположен примерно в 7 метрах западнее складов леса п. Белый Яр Тевризского района Омской области.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр. Изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных Кодексом. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 названного Кодекса с учетом требований охраны окружающей среды, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности осуществляется Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (первоначальная редакция) черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что нормами лесного и земельного законодательства не предусмотрено, что сам факт включения земельных участков в черту населенного пункта автоматически влечет перевод земель лесного фонда в земли других категорий.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, на момент издания оспариваемого постановления спорный земельный участок лесного фонда из владения не выбывал.
При этом, границы населенного пункта - Белый Яр Тевризского района Омской области не были установлены и в Администрации Тевризского района отсутствовал генерального план поселения, схема градостроительного зонирования, фактического использования земель, структура улично-дорожной сети с обозначением границ на имеющемся картографическом материале поселка Белый Яр и поселка Бородинка Тевризского муниципального района Омской области, что подтверждается ответами Администрации Тевризского района Омской области на запросы Главного управления лесного хозяйства Омской области (л.д. 91, 92).
Более того, суд правильно отметил, что в соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26 января 2007 N ВК/0170 "О кадастровом учете лесных участков" определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
Так, проектирование лесных участков осуществляется в ходе проведения лесоустройства (пункт 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации. При проектировании осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади, определенных по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (статья 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Границы лесных участков, смежных с земельными участками, границы которых определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", устанавливаются в соответствии с земельным законодательством. Границы иных лесных участков определяются с точностью соответствующего масштаба дежурной кадастровой карты с использованием материалов лесоустройства. Документы о межевании земельного участка оформляются с учетом лесоустройства в соответствии с Приказом Росземкадастра от 02.10.2002 N П/327.
При этом в документах о межевании земельного участка должны быть указаны реквизиты утвержденной проектной документации лесоустройства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" материалы лесоустройства так же, как материалы иных обследований и изысканий, могут являться основанием для внесения в документы государственного земельного кадастра сведений о земельном участке.
На основании материалов лесоустройства в Единый государственный реестр земель вносятся сведения о количественных, качественных, экономических и иных характеристиках земельного участка, например сведения о виде разрешенного использования, установленного в соответствии с лесохозяйственным регламентом.
Как усматривается из материалов дела, на момент проведения Главным управлением проверки в отношении Администрации, имелись материалы лесоустройства, подтверждающие тот факт, что изъятие земель и их перевод в иные категории земель не проводилась.
Какие-либо документы, свидетельствующие о том, что имел место перевод земель из категории "земли лесного фонда" в "земли населенных пунктов" в деле отсутствуют.
Не может быть принята во внимание ссылка Администрации на решение Тевризского Совета народных депутатов N 147 от 04.07.1991 года "О передаче земель населенных пунктов в ведение сельского Совета народного депутатов", на основании которого было решено передать в ведение сельских Советов народных депутатов земли в пределах черты сельских населенных пунктов, расположенных на территории сельскохозяйственных предприятий и государственного лесного фонда, поскольку, как верно указал суд первой инстанции, факт передачи спорных земель в ведение администрации сельского поселения не подтверждается актами приема-передачи.
Также суд первой инстанции обоснованно указал, что статья 20 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года устанавливала, что ведению районных (городских, в административном подчинении которых находится район) Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений подлежит установление границ территории земель, передаваемых в ведение сельских и поселковых Советов народных депутатов по согласованию с ними. Однако, границы вышеуказанным решением Совета народных депутатов не устанавливаются, акт приема-передачи, также отсутствует.
В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, действовавшего на момент принятия решения районного Совета народных депутатов N 147 от 04.07.1991 года, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель, устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.
При этом вышеуказанная статья предусматривает, что включение земельных участков в черту населенных пунктов не влечет прекращение права собственности.
Как было указано выше, Генеральный план в Белоярском сельском поселении отсутствует. Предоставленное же решение исполнительного комитета Тевризского районного Совета народных депутатов N 147 от 04.07.1991 не определяет и не изменяет черту населенного пункта п. Белый Яр Тевризского района Омской области. Более того, в самом тексте решения указано, что в п. Белый Яр передаются земли гослесфонда.
Кроме того, статья 9 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Кроме того, необходимо отметить, обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации".
Как верно установлено судом первой инстанции, факт нахождения п. Белый Яр на землях лесного фонда сторонами не оспаривается.
Кроме того, как было указано, предоставленный в аренду земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Между тем, из материалов дела не усматривается, что Администрация имела полномочия предоставлять спорный земельный участок в аренды.
Таким образом, учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о незаконности постановления Главы Администрации Тевризского района постановления от 16.10.2007 года N 563-п "О предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:28:13 01 01:0630 МУП "Тевризгазификация" является правомерным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Администрацию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2008 по делу N А46-15968/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы администрации Тевризского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15968/2008
Истец: Главное управление лесного хозяйства Омской области
Ответчик: Глава администрации Тевризского муниципального района Омской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Муниципальное унитарное предприятие "Тевризгазификация" Омской области
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-311/2009