город Омск
13 апреля 2009 г. |
Дело N А70-6516/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Рябухиной Н.А., Литвинцевой Л.Р.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-989/2009) общества с ограниченной ответственностью "Сибтехкомплект" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2008 по делу N А70-6516/5-2008 (судья Н.Я. Максимова), принятое по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени к обществу с ограниченной ответственностью "Сибтехкомплект", третье лицо: муниципальное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" о взыскании 11680руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибтехкомплект" - не явились;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени - не явились;
от муниципального учреждения "Тюменское городское имущественное казначейство" - не явились;
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибтехкомплект" (далее - ООО "Сибтехкомплект") о расторжении договора инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 30.03.2007 N 610 и взыскании штрафа в размере 6340руб.
Исковые требования со ссылками на статьи 309, 310, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по договору и неподписанием ответчиком соглашения о расторжении договора.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) увеличил размер исковых требований в части взыскания штрафа до 11680руб.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 03.10.2008 к участию в деле N А70-6516/5-2008 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" (далее - МУ "Тюменское городское имущественное казначейство").
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2008 по делу N А70-6516/5-2008 исковые требования удовлетворены. Суд расторг договор инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 30.03.2007 N 610, заключенный между Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени, МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" и ООО "Сибтехкомплект". Этим же решением суд взыскал с ООО "Сибтехкомплект" в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени 11680руб. штрафа и 2500руб. государственной пошлины.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что в нарушение пунктов 2.4., 2.6., 2.11. договора ответчик в установленные сроки не исполнил обязательства по договору (проектирование и согласование проектно-сметной документации до 01.02.2008; получение разрешения на реконструкцию объекта до 01.06.2008; осуществление реконструкции и ввод объекта в эксплуатацию до 01.09.2008), в связи с чем договор подлежит расторжению на основании статей 450, 452 ГК РФ. Требование о взыскании штрафа удовлетворено судом со ссылкой на условия пункта 6.4. договора.
Не соглашаясь с решением суда, ООО "Сибтехкомплект" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
По утверждению подателя жалобы, договор инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 30.03.2007 N 610 является незаключенным ввиду отсутствия согласованного сторонами предмета договора и не может быть расторгнут судом.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени просит оставить обжалуемое решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.
Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени в отзыве на апелляционную жалобу просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без участия представителей сторон и третьего лица.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, между Департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени (по тексту договора - Департамент), МУ "Тюменское городское имущественное казначейство" (балансодержателем) и ООО "Сибтехкомплект" подписан договор инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 30.03.2007 N 610, по тексту которого стороны объединяют свои средства для реконструкции нежилого строения, площадью 14,0 кв.м., расположенного на первом этаже по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 77/1, в целях увеличения его площади и дальнейшего использования на правах общей долевой собственности (пункт 1.1. договора).
Согласно пунктам 1.2., 1.2.1. договора инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 30.03.2007 N 610 Департамент, балансодержатель вносят в долевое участие нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Тюмени, в порядке, определенном договором, для производства его полной реконструкции. Размер долевого участия Департамента и балансодержателя составляет 405000руб. Размер долевого участия Департамента и балансодержателя определен на основании рыночной стоимости объекта согласно отчету об оценке от 22.02.2007 N 282р/02-07, выполненному ЗАО "Эксперт". Размер долевого участия Департамента и балансодержателя подлежит уточнению после выполнения обществом повторной оценки рыночной стоимости объекта в соответствии с пунктом 2.12. договора.
Размер долевого участия общества (ООО "Сибтехкомптект") по настоящему договору определяется сметной стоимостью работ общества по реконструкции объекта. Размер долевого участия общества подлежит уточнению после проверки балансодержателем актов приемки выполненных работ (пункт 1.3. договора).
По условиям договора инвестиций в реконструкцию муниципального имущества от 30.03.2007 N 610 обществу поручается выполнение функций заказчика (пункт 2.1.), общество обязывается в том числе: осуществить проектирование и необходимые согласования проектной документации объекта в срок до 01.02.2008 (пункт 2.4.), представить в срок до 01.06.2008 в Департамент документы, необходимые для получения Департаментом разрешения на реконструкцию объекта (пункт 2.6.), обеспечить надлежащее качество строительно-монтажных работ, устранять своими силами и средствами замечания по качеству работ (пункт 2.7.), во время реконструкции объекта ежемесячно представлять балансодержателю для проверки акты приемки выполненных работ по форме N КС-2, справки стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, а также акты освидетельствования скрытых работ по установленной форме (пункт 2.9.), после завершения реконструкции объекта представить в Департамент все документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в срок до 01.09.2008 (пункт 2.11).
Согласно статье 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Из существа прав и обязанностей сторон, изложенных в договоре от 30.03.2007 N 610, следует, что он является смешанным, содержит признаки инвестиционного договора, договора строительного подряда на осуществление реконструкции объекта недвижимости, а также признаки договора о совместной деятельности (простого товарищества).
По условиям договора (пункт 1.1.) стороны объединяют свои средства для реконструкции и дальнейшего использования на правах общей долевой собственности нежилого помещения, что соответствует определению договора простого товарищества, содержащему в пункте 1 статьи 1041 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1042 ГК РФ вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и связи.
Созданная для договоров простого товарищества модель предопределяет особенности вкладов и, прежде всего, их цели, размер, состав и назначение.
Вклад, сделанный товарищем в общее имущество, служит критерием, позволяющим оценить размер некоторых конкретных прав и обязанностей участников простого товарищества.
Поэтому, наряду с составом вкладов, их размер, подобно другим существенным условиям договора простого товарищества, подлежит согласованию сторонами.
Соответствующая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 249/98 от 06.10.1998.
Между тем, условия договора, подписанного сторонами и третьим лицом, не позволяют определить размер вклада ООО "Сибтехкомплект".
Как указывалось выше, пунктом 1.3. договора установлено, что размер долевого участия ООО "Сибтехкомплект" определяется сметной стоимостью работ общества по реконструкции объекта. Размер долевого участия общества подлежит уточнению после проверки балансодержателем актов приемки выполненных работ.
Однако на момент подписания договора проектная документация не была изготовлена, а сметная стоимость строительства не согласована сторонами.
При отсутствии проектной документации результат, которого стороны договора своими совместными действиями стремятся достичь, и его стоимость не могут быть определены и, следовательно, согласованы.
В силу пункта 2 статьи 1042 ГК РФ вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.
В рассматриваемом случае денежная оценка вклада ООО "Сибтехкомплект" не была определена, а обстоятельства дела и условия договора, подписанного сторонами и третьим лицом, не свидетельствуют о равенстве вкладов товарищей.
Квалификация договора от 30.03.2007 N 610 как содержащего элементы договора о совместной деятельности не исключает признаки договора инвестирования.
Статьей 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон об инвестиционной деятельности) предусмотрено, что инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты на реконструкцию.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об инвестиционной деятельности субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. В соответствии с пунктом 6 данной статьи субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
Учитывая содержание прав и обязанностей заказчика, инвестора, подрядчика пользователя, предусмотренных в статье 4 Закона об инвестиционной деятельности, а также указанных в договоре от 30ентации, подготовке документов для получения разрешения на реконструкцию, осуществлению реконструкции и вводу объекта в эксплуатацию, а также право на получение доли в общей долевой собственности на реконструированный объект, следует сделать вывод о совмещении ООО "Сибтехкомплект" функций заказчика, инвестора, подрядчика и пользователя.
В свою очередь, Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени и МУ "Тюменское городское имущественное казначейство", предоставляющие объект для реконструкции и приобретающие права на владение, пользование реконструированным объектом имеют правовое положение инвесторов и пользователей как субъектов инвестиционной деятельности, определяемых указанным Законом об инвестиционной деятельности.
Между тем, инвестиционный проект, позволяющий установить предмет договора, в том числе определить права и обязанности всех сторон как субъектов инвестиционной деятельности, не утверждался. Иное сторонами не доказано.
Из договора от 30.03.2007 N 610 не представляется возможным установить объем капитальных вложений, осуществляемых сторонами договора, поскольку в силу пунктов 1.2.1., 1.3. договора размер долевого участия подлежит уточнению, что прямо влияет на размер долей в реконструированном объекте.
В соответствии с пунктами 1.3., 2.2., 2.3. Положения об инвестициях в муниципальные объекты недвижимости, утвержденного Решением Тюменской городской Думы от 29.03.2001 N 150, действовавшего на дату подписания договора от 30.03.2007 N 610, внесение капитальных вложений в объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, для реконструкции осуществляется посредством заключения договоров инвестиций в реконструкцию объекта недвижимости муниципальной собственности с арендатором, пользователем этого объекта.
Юридическое лицо, желающее заключить договор инвестиций в реконструкцию объекта муниципальной собственности, используемого им на основании договора аренды, безвозмездного пользования, подает заявление в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени. Заявление должно содержать описание работ, которые предполагает выполнить заявитель в отношении объекта.
Следовательно, описание (содержание, объемы) работ является обязательным условием такого договора.
Кроме того, в таком порядке договор может быть заключенным только с арендатором или пользователем по договору безвозмездного пользования.
В соответствии с пунктом 2.9. указанного Положения, договор инвестиций в реконструкцию объекта муниципальной собственности должен содержать следующие условия: а) размер доли города Тюмени определяется рыночной стоимостью объекта на момент заключения договора, но не ниже инвентаризационной стоимости объекта; б) размер доли инвестора определяется сметной стоимостью работ по реконструкции объекта.
Так как пунктом 1.3. договора установлено, что размер долевого участия общества определяется сметной стоимостью работ по реконструкции объекта и подлежит уточнению после утверждения актов приемки выполненных работ балансодержателем, не представляется возможным установить размер вложения ООО "Сибтехкомплект", необходимого для реализации инвестиционного проекта в целом.
Какая-либо проектно-сметная документация, как следует из материалов дела, на момент подписания договора отсутствовала (по условиям договора проектно-сметная документация согласовывается с балансодержателем после подписания договора).
Таким образом, размер инвестиций общества (ООО "Сибтехкомплект") поставлен в прямую зависимость от конечного результата работ, что не дает возможности определить размер такого вложения на момент подписания договора.
Следовательно, предмет договора инвестирования, а также размеры вкладов сторонами договора не определены.
Как установлено судом апелляционной инстанции, договор от 30.03.2007 N 610 содержит также элементы договора строительного подряда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается, в том числе на реконструкцию здания.
Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В силу статьи 708 ГК РФ в договоре подряда должно быть согласовано условие о начальном и конечном сроках выполнения работ.
Как следует из текста договора от 30.03.2007 N 610, содержание и объемы строительных работ, определяющие вид, состояние, назначение, параметры и иные заданные характеристики объекта в результате реконструкции, не определены.
Задание на проектирование, проектно-сметная документация или техническая документация, из которых возможно было бы определить предмет договора, а также конкретные права и обязанности ООО "Сибтехкомплект" как подрядчика, стороны договора не утвердили и не согласовали.
Договор от 30.03.2007 N 610 не содержит ссылок на наличие таких согласованных документов, которые могут быть оценены как неотъемлемые части договора, восполняющие пробелы в определении его предмета.
Кроме того, договор N 610 от 30.03.2007 в нарушение статьи 708 ГК РФ не содержит условий о начальном и конечном сроках выполнения работ по реконструкции.
Согласно пункту 7.1. договора, он действует с момента подписания и до выполнения сторонами обязательств, обусловленных договором.
Из пунктов 2.3., 2.4., 2.6., 2.7., 2.9., 2.11. договора невозможно точно установить начальные и конечные сроки выполнения работ по реконструкции объекта.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным (возникшим как юридическое основание прав и обязанностей), если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Судом апелляционной инстанции установлено, что сторонами договора от 30.03.2007 N 610 его существенные условия не согласованы.
Поэтому указанный договор не является заключенным и не порождает каких-либо прав и обязанностей сторон.
Правовая оценка договора на предмет соответствия его требованиям действующего законодательства (пункт 2 статьи 1041 ГК РФ) судом апелляционной инстанции не дается ввиду наличия условий для признания договора незаключенным.
Незаключенный договор не может быть расторгнут, в том числе в судебном порядке.
Таким образом, исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени о расторжении указанного договора в связи с невыполнением ответчиком его условий и взыскании с ООО "Сибтехкомплект" штрафа, начисленного на основании пункта 6.4. договора от 30.03.2007 N 610, не подлежали удовлетворению.
Решение о расторжении договора от 30.03.2007 N 610 и взыскании с ответчика 11680руб. штрафа принято судом первой инстанции на основе не соответствующего обстоятельствам дела вывода о заключенности спорного договора и в результате неправильного применения норм материального права.
В связи чем решение суда первой инстанции подлежит отмене по апелляционной жалобе ответчика.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора.
Отношения ответчика как плательщика государственной пошлины с государством по поводу уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы прекратились после ее уплаты ответчиком (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом положений статьи 110 АПК РФ на истца возлагается обязанность по компенсации ответчику денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени является муниципальным органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не должно влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поэтому расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 1000руб. 00 коп., понесенные согласно квитанции от 24.02.2009, подлежат отнесению на истца.
Денежные средства в сумме 1000руб., уплаченные ответчиком по квитанциям от 21.01.2009 и от 27.01.2009, не принятым судом апелляционной инстанции в качестве доказательства уплаты государственной пошлины в установленном порядке, подлежат возвращению ответчику из бюджета.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 30.12.2008 по делу N А70-6516/5-2008 отменить, принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Тюмени в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сибтехкомплект" 1000руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сибтехкомплект" из федерального бюджета денежные средства в сумме 1000руб., уплаченные по квитанциям СБ РФ от 21.01.2009 и от 27.01.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.В. Ильницкая |
Судьи |
Н.А. Рябухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-6516/2008
Истец: Департамент имущественных отношений администрации г. Тюмени
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "СИБТЕХКОМПЛЕКТ"
Третье лицо: Муниципальное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство"
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2009 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-989/2009