город Омск
15 апреля 2009 г. |
Дело N А81-3226/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гергель М.В.,
судей Глухих А.Н., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карпущенко О.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-473/2009) Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2008, принятое по делу N А81-3226/2008 (судья Холявко А.Д.) по иску общества с ограниченной ответственностью "РИАЛ ЭСТЕЙТ" к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Ямало-Ненецкому автономному округу, Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" о признании недействительным договора купли-продажи N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 земельного участка и применении последствий недействительности сделки в виде возврата денежных средств в сумме 2 521 341 рублей,
в судебном заседании приняли участие:
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился;
от ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" - представитель Усольцев Ю.В. по доверенности от 01.01.2009 N 07, сохраняющей свою силу по 31.12.2009;
от Специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" - представитель не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИАЛ ЭСТЭЙТ" (далее - ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало - Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Росимущество) и Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" (далее - СГУ при Правительстве РФ "РФФИ") о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания Росимущества возвратить ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" денежные средства в сумме 2 521 341 рублей.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2008 по делу N А81-3226/2008 исковые требования ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" удовлетворены. Суд подтвердил ничтожность сделки - договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006, заключённого между Ямало-Ненецким СГУ при Правительстве РФ "РФФИ" и ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ". Применил последствия ничтожной сделки - договора N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006, обязав Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), как главного администратора доходов бюджета, возвратить из федерального бюджета ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" денежные средства в сумме 2 521 341 руб. Этим же решением с Росимущества в пользу истца взыскана государственная пошлина в сумме 2 000 руб. ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Не соглашаясь с решением суда, Росимущество в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование апелляционной жалобы Росимущество указывает, что суду следовало отложить судебное разбирательство ввиду неявки ответчиков. Кроме того, необходимо было привлечь к участию в деле Министерство финансов РФ, поскольку денежные средства подлежат возврату из бюджета Российской Федерации. Также судом не вызван специалист либо эксперт в области оценки земельных участков.
Податель жалобы утверждает, что перечисленные истцом в оплату стоимости земельного участка денежные средства не находятся в распоряжении управления, и оно не обогатилось за счёт истца.
В дополнении к апелляционной жалобе Росимущество ссылается на то, что при предъявлении к Росимуществу или его Территориальным управлениям в судебном порядке требований о взыскании денежных средств в качестве убытков, причинённых в результате незаконных действий (бездействия), надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ и Росимущества.
Представители Росимущества, СГУ при Правительстве РФ "РФФИ", надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, не нашёл оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжений ТУ Росимущества по ЯНАО о предоставлении в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности N 176а-р от 07.07.2006 между ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" и Ямало-Ненецким Региональным отделением специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" заключён договор купли-продажи земельного участка N 19/ЗУ-06.
Предметом данного договора купли-продажи является земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 89:12:11 11 11:0028, площадью 35678 кв.м., находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Промузел Пелей, панель 11, необходимый истцу для использования в целях содержания и эксплуатации нежилого сооружения - железный тупик 20, ветка 71 (пункт 1.1).
Во исполнение своих обязательств ООО "РИАЛ ЭСТЭЙТ" в соответствии с условиями заключенного договора N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 выплатило стоимость земельного участка с кадастровым номером 89:12:11 11 11:0028 в размере 2 521 341 руб. (письмо ТУ Росимущества по ЯНАО N 2561-АГ от 15.08.2006).
Платёжным поручением N 28 от 07.08.2006 денежные средства в сумме 2 521 341 руб. были перечислены на расчетный счет получателя Управления федерального казначейства по ЯНАО (Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЯНАО).
Считая, что договор N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 был заключён в нарушение положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" неуполномоченным лицом, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу статьи 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 89:12:11 11 11:0028 относился на момент заключения договора купли-продажи N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что он прошёл процедуру разграничения государственной собственности, земельный участок расположен на землях поселений.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разграничение государственной собственности на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось до 01.07.2006 в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В силу статьи 2 названного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Соответствующие акты Правительства об утверждении перечней земельных участков не приняты.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации" к полномочиям городской администрации отнесено предоставление земельных участков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах договор купли-продажи земельного участка N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 не соответствует требованиям положения пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 71 Закона РФ "О местном самоуправлении в РФ", в силу чего является ничтожной сделкой (статья 168 ГК РФ).
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статьей 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент совершения сделки) предусмотрено, что при продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений цена земельных участков в поселениях с численностью населения до 500 тысяч человек устанавливается в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало календарного года).
В соответствии с пунктом 1 Закона ЯНАО N 7-ЗАО от 29.01.2003 "Об установлении цены земли на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" (в редакции от 06.12.2005) при продаже земельных участков собственникам расположенного на нем недвижимого имущества цена земельного участка в поселениях с численностью до 500 человек устанавливается в размере десятикратной ставки земельного налога, устанавливаемой на территории муниципального образования на начало текущего календарного года, за единицу площади земельного участка.
Следовательно, стоимость спорного земельного участка, исчисленная с учётом приведённых выше положений, составит 8 404 470 руб. По условиям пункта 2.1 договора N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 цена спорного участка равна 2 521 341 руб.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой указаны способы защиты гражданских прав, не содержит такого способа защиты как признание сделки ничтожной.
Вместе с тем, поскольку перечень способов защиты гражданских прав, приведенный в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является исчерпывающим, предъявление искового требования о признании договора ничтожным не противоречит действующему законодательству.
Установив, что цена выкупаемого земельного участка по договору N 19/ЗУ-06 от 17.07.2006 была определена с нарушением требований пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пунктом 1 Закона ЯНАО N 7-ЗАО от 29.01.2003 "Об установлении цены земли на территории Ямало-Ненецкого автономного округа" и принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества, суд правомерно удовлетворил требования ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" о признании договора недействительным, констатировав ничтожность договора.
По правилам пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Согласно пункту 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации федерального имущества.
Пунктом 5.32 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным (федеральным) имуществом (далее - Агентство), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 за Агентством закреплено обеспечение поступления в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества, продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В пункте 5.47 того же Положения указывается, что Агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции СГУ при Правительстве РФ "РФФИ" возложены на федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. В силу пункта 19 названного Указа Правительству Российской Федерации надлежит принять решение о ликвидации специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества".
Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" находится в стадии ликвидации (публикация о ликвидации фонда размещена 13.08.2008 в 32 выпуске журнала "Вестник государственной регистрации").
Таким образом, на Росимуществе лежит обязанность по возврату уплаченной выкупной стоимости земельного участка по договору N 19-ЗУ-06 от 17.07.2006 (2 521 341 рублей).
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 36 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусматривающего, что возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации федерального имущества, и то, что ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ" предъявлены требования не о взыскании денежных средств в качестве убытков, причинённых в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц, а о применении последствий недействительности ничтожной сделки, довод Росимущества о необходимости привлечения к участию в деле и возложении обязанности по возврату денежных средств на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ несостоятелен.
В соответствии с п. 5.1. Постановления Правительства РФ от 119.01.2005 года (в редакции от 10.03.2009) "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.01.2009 N 10 "О внесении изменений в схему размещения территориальных органов федерального агентства по управлению государственным имуществом" территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе является окружным территориальным органом федерального агентства по управлению государственным имуществом и согласно письму 03-780 от 27.08.2008 года представляет по поручению Росимущества интересы Российской Федерации по делу по иску ООО "Риал-Эстейт" к Росимуществу.
Ссылки ответчика на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в том, что не было отложено судебное разбирательство ввиду неявки ответчиков, не привлечено к участию в деле Министерство финансов РФ, не вызван специалист либо эксперт в области оценке земельных участков, судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из следующего.
По правилам части 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Из материалов дела усматривается, что Росимущество было надлежащим образом (статья 123 АПК РФ) извещено о назначении судебного разбирательства по настоящему делу на 04.12.2008 на 14-10час., доказательством чему служит почтовое уведомление N 01924 от 27.10.2008.
Правами на предоставление отзыва на иск (статья 131 АПК РФ) и документов в обоснование возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ), несмотря на то, что у него было достаточно времени (определение о назначении судебного разбирательства на 04.12.2008 получено ответчиком 05.11.2008), ответчик не воспользовался.
Таким образом, проведя судебное разбирательство в отсутствие представителя Росимущества, суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права.
Процессуальное положение Министерства финансов РФ ответчик не определил и оснований для его привлечения к участию в деле не привёл.
Необходимость вызова специалиста либо эксперта с целью определения стоимости земельного участка в данном случае отсутствовала, поскольку порядок определения стоимости спорного земельного участка установлен названными выше императивными нормами права.
При таких обстоятельствах, удовлетворив исковые требования ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы Росимущества, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли подтверждения имеющимися в материалах дела документами.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ТУ Росимущества по ЯНАО.
Руководствуясь пунктом 1 статьёй 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2008 по делу N А81-3226/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М. В. Гергель |
Судьи |
Т. П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3226/2008
Истец: ООО "РИАЛ ЭСТЕЙТ"
Ответчик: Ямало-Ненецкое региональное отделение СГУ при Правительстве РФ "Российский Фонд федерального имущества", Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по ЯНАО, СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества", ликвидационная комиссия специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд Федерального имущества"