город Омск
16 апреля 2009 г. |
Дело N А46-20440/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2009 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Шиндлер Н.А., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Лиопой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1523/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области
от 10.02.2009 по делу N А46-20440/2008 (судья С.Г.Захарцева), принятое
по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области
3-е лицо: Главное управление государственной службы занятости населения Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области
об обязании устранить допущенные нарушения путём проведения государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области - Чепилко Т.В. (удостоверение N 138 действительно от 14.04.2008, доверенность N 59-Д от 11.01.2009 сроком до 31.12.2009);
от Министерства имущественных отношений Омской области - Баланов О.Ю.
(паспорт серия 5204 N 949461 выдан от 03.07.2004, доверенность N 03/9297 от 29.12.2008 сроком действия до 31.12.2009);
от Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области - Вилькин А.Е. (удостоверение ТО N 033413 действительно от 30.10.2006, доверенность N 254 от 31.12.2008 сроком до 30.06.2009);
от Главного управления государственной службы занятости населения Омской области - Чередова Е.А. (паспорт, доверенность N 09/гсзн-101 от 15.01.2009 сроком действия до 31.12.2009);
установил:
Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области (далее - УФРС по Омской области) об обязании совершить действия по устранению допущенных ранее нарушений путём внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из него зарегистрированное право Российской Федерации на нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29, вставки: 1-6, первого этажа: 1-32, второго этажа: 1-22, 25-41. третьего этажа: 27-41, четвёртого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34, восьмого этажа: 1-11, 16-23, общей площадью 4 777,1 кв.м., находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А, расположенном по адресу: город Омск, улица Красногвардейская угол улицы Тарской, дом 44/11.
Решением от 10.02.2009 по делу N А46-20440/2008 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Министерство имущественных отношений Омской области, обязав УФРС по Омской области совершать действия по устранению допущенных ранее нарушений путём внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из него зарегистрированное право Российской Федерации на нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29. вставки: 1-6, первого этажа: 1-32, второго этажа: 1-22, 25-41, третьего этажа: 27-41, четвёртого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34. восьмого этажа: 1-11, 16-23. общей площадью 4 777,1 кв.м., находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А, расположенном по адресу: город Омск, улица Красногвардейская угол улицы Тарской, дом 44/11.
При принятии решения по делу арбитражный суд исходил из того, что Росрегистрацией в нарушение положений пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не было создано дело правоустанавливающих документов и не исключены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о ранее существовавших зарегистрированных правах Российской Федерации и имеющихся правах Российской Федерации после передачи нежилых помещений из собственности Российской Федерации в собственность Омской области. В связи с чем в резолютивной части решения суд обязал УФРС по Омской области совершать действия по устранению допущенных ранее нарушений путём внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из него зарегистрированное право Российской Федерации на нежилые помещения.
В апелляционной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области (далее - ТУ ФАУФИ по Омской области), участвующее в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Омской области требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, УФРС по Омской области при осуществлении государственной регистрации права собственности Омской области произведены все предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действия.
Кроме того, ТУ ФАУФИ по Омской области считает, что здание и находящиеся в нём нежилые помещения являются самостоятельными объектами гражданских прав, относящимся к недвижимым: вещам, в отношении которых действующее законодательство не содержит запрета государственной регистрации права собственности за разными лицами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ТУ ФАУФИ по Омской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу и выступлении в судебном заседании представители Министерства имущественных отношений Омской области, Главного управления государственной службы занятости населения Омской области просят оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Главы администрации города Омска от 20.10.1992 N 685-п "О предоставлении земельного участка Главному управлению труда и занятости населения под строительство административного здания "Биржа труда" по улице Красногвардейская Центрального района" Главному управлению труда и занятости населения предоставлен в бессрочное пользование земельный участок площадью 0, 3 га по улице Красногвардейская Центрального района (свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей N Ц-П-8-315).
Постановлением Главы городского самоуправления (Мэра) города Омска от 10.10.1997 N 327-п "О вводе в эксплуатацию административного здания "Биржа труда" по улице Красногвардейская, 44, по улице Тарская, 11 в Центральном административном округе." утвержден акт приемки в эксплуатацию законченного строительством административного здания "Биржа труда" по ул. Красногвардейская, 44, по улице Тарская, 11 в Центральном административном округе, балансодержателем вышеуказанного здания определен Комитет труда и занятости населения администрации Омской области.
На объект недвижимости - административное здание "Биржа труда" по ул. Красногвардейская, 44, по ул. Тарская, 11 в Центральном административном округе зарегистрировано право государственной (федеральной) собственности (регистрационное удостоверение на объект недвижимости от 04.11.1997 N 5459).
22.11.2006 УФРС по Омской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на административное здание "Биржа труда": восьмиэтажное с цокольным этажом и вставкой, общей площадью 6661,00 кв.м:., литера А, расположено по адресу: г. Омск. ул. Красногвардейская / угол ул. Тарская, д. 44/11 (свидетельство о государственной регистрации права 55 АВ N 359074).
В связи с реорганизационными мероприятиями, проводимыми на основании Постановления Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 12.10.2000 N 332-п, Приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 13.10.2000 N 1087-рк, Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 25.02.2005 N 24 структурные подразделения Комитета труда и занятости населения администрации Омской области были преобразованы в территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости.
В последующем, на основании Приказа Федеральной службы по труду и занятости от 27.10.2006 N 274 территориальные органы по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости были преобразованы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые являются правопреемниками по правам и обязательствам реорганизованных территориальных органов (п. 6 приказа).
Распоряжением ТУ ФАУФИ по Омской области от 02.03.2007 N 118-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением Федеральной государственной службы занятости населения по Омской области, в собственность Омской области" прекращено право оперативного управления Управления федеральной государственной службы занятости населения по Омской области на относящееся к федеральной собственности имущество, в собственность Омской области передано указанное в приложении к данному распоряжению имущество, в том числе нежилые помещения номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6; 1 этажа: 1-32; 2 этажа: 18-22, 25-41, 3 этажа: 27-41, 4 этажа: 1-36, 5 этажа: 1-30, 7 этажа: 1-34, 8 этажа: 1-11, 16-23, в административном здании лит. А., площадью 4777, 1 кв.м., расположенные по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол ул. Тарская, 44-11.
По акту приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Управлением федеральной государственной службы занятости населения по Омской области, передаваемого в государственную собственность Омской области от 15.03.2007 поименованное в приложениях к указанному акту имущество, в том числе нежилые помещения номер на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6; первого этажа: 1-32; второго этажа: 18-22, 25-41, третьего этажа: 27-41, четвертого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34., восьмого этажа: 1-11, 16-23, находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А., расположенном по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская/ угол ул. Тарская, 44/11 передано в государственную собственность Омской области.
Распоряжением Правительства Омской области от 26.12.2007 N 249-п за Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области закреплены на праве оперативного управления объекты недвижимого имущества согласно прилагаемому перечню, в который, в том числе, включены нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6; первого этажа: 1-32; второго этажа: 18-22, 25-41, третьего этажа: 27-41, четвертого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34, восьмого этажа: 1-11, 16-23, находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А., расположенном по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская/ угол ул. Тарская. 44/1 1.
28.06.2007 УФРС по Омской области зарегистрировано право собственности Омской области на нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6: первого этажа: 1-32; второго этажа: 18-22, 25-41, третьего этажа: 27-41, четвертого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34, восьмого этажа: 1-11, 16-23, общей площадью 4777,10 кв.м., находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А., расположенном по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол ул. Тарская, 44/11 (свидетельство о государственной регистрации права серия 55 АВN 491185).
05.02.2008 УФРС по Омской области зарегистрировано право оперативного управления Главного управления государственной службы занятости населения Омской области на нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29; вставки: 1-6; первого этажа: 1-32; второго этажа: 18-22, 25-41, третьего этажа: 27-41, четвертого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34, восьмого этажа: 1-11, 16-23, общей площадью 4777,10 кв.м., находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А., расположенном по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол ул. Тарская, 44/11 (свидетельство о государственной регистрации права серия 55 АВ N 626117).
20.02.2008 УФРС по Омской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1765,00 кв.м., кадастровый номер 55:36:04 01 16:0138; разрешенное использование: общественно-деловых целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно административного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. Красногвардейская/ угол ул. Тарская, д. 44/11.
Полагая, что при выделении объекта недвижимости Росрегистрация обязана внести соответствующие изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, открыть новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами и т.п., а также погасить свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное здание в части переданных в собственность Омской области помещений, Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
18.07.2008 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, к числу которых отнесены акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством.
В силу статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Пунктом 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что в случае раздела, выдела доли в натуре или других соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектами недвижимого имущества записи об объектах, образованных в результате этих действий, вносятся в новые разделы Единого государственного реестра прав и открываются новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами. В новых разделах Единого государственного реестра прав и в новых делах правоустанавливающих документов делаются ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав и открыты новые дела правоустанавливающих документов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что имеется два дела правоустанавливающих документов на объект недвижимости: Административное здание "Биржа труда" расположенное по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол Тарской, д. 44/11 площадью 6661 кв.м., зарегистрированный в собственность Российской Федерации, и на нежилые помещения в административном здании "Биржа труда", расположенные по тому же адресу площадью 4777,1 кв.м, зарегистрированные в собственность Омской области.
Суд первой инстанции, исходя из положений пункта 9 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обоснованно пришел к выводу о том, что при внесении сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Омской области на нежилые помещения в административном здании "Биржа труда", расположенном по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол Тарской, д. 44/11, площадью 4777,1 кв.м, Росрегистрация не осуществила создание новых разделов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и не открыла новые дела правоустанавливающих документов с новыми кадастровыми номерами, а также не сделала в новых разделах Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в новых делах правоустанавливающих документов ссылки на разделы и дела, относящиеся к объектам недвижимого имущества, в результате действий с которыми внесены записи в новые разделы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и открыты новые дела правоустанавливающих документов.
Таким образом, при осуществлении регистрации права собственности Омской области в дополнение к существующему делу правоустанавливающих документов и сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации должны быть сформированы еще два дела правоустанавливающих документов и изменены сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которых должны быть отражены сведения о зарегистрированных правах Российской Федерации и Омской области.
Материалы дела свидетельствуют, что указанная выше норма права Росрегистрацией в полном объеме исполнена не была, было создано дело правоустанавливающих документов и внесены сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Омской области на нежилые помещения в административном здании "Биржа труда", но не создано дело правоустанавливающих документов и не исключены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о ранее существовавших зарегистрированных правах Российской Федерации и имеющихся правах Российской Федерации после передачи нежилых помещений из собственности Российской Федерации в собственность Омской области.
С учетом изложенного, довод ТУ ФАУФИ по Омской области о том, что при осуществлении государственной регистрации права собственности Омской области произведены все предусмотренные Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" действия, судом апелляционной инстанции отклоняется как не соответствующий фактическим материалам дела.
Что касается довода подателя апелляционной жалобы о том, что здание и находящиеся в нём нежилые помещения являются самостоятельными объектами гражданских прав, относящимся к недвижимым: вещам, в отношении которых действующее законодательство не содержит запрета государственной регистрации права собственности за разными лицами, то данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции, исходя из следующего.
В представленных для рассмотрения заявления Министерство имущественных отношений Омской области двух делах правоустанавливающих документов, созданных и подтверждающих зарегистрированные права Российской Федерации и Омской области, находятся документы технического учета (инвентаризации), а именно: технический паспорт на административное здание "Биржа труда", расположенное по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская угол Тарской, д. 44/11 инвентарный номер 671891, составленный по состоянию на 26.06.2006, копия технического паспорта с выделением границ зарегистрированного права собственности Российской Федерации и Омской области, а также фотографии указанного выше административного здания. Все указанные документы с безусловностью подтверждают, что нежилые помещения, находящиеся в административном здании "Биржа труда", входят в состав административного здания "Биржа труда" и располагаются по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская / угол Тарской, д. 44/11.
Таким образом, документально не подтверждается утверждение ТУ ФАУФИ по Омской области о том, что указанные объекты недвижимости являются самостоятельными и не входят в состав административного здания "Биржа труда".
Не может быть принят во внимание при рассмотрении данного дела и довод подателя апелляционной жалобы о том, что здание и находящиеся в нём нежилые помещения являются самостоятельным объектами гражданских прав, относящимися к недвижимым вещам, в отношении которых действующее законодательство не содержит запрета государственной регистрации права собственности за разными лицами, аргументированный ссылкой на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2000 N 53, поскольку, во-первых, указанное Информационное письмо разъясняет складывающуюся судебную практику по вопросу государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, во-вторых, из пункта 2 Информационного письма следует, что государственная регистрация договоров аренды нежилых помещений, заключенных на срок не менее года, осуществляется в соответствии с правилами государственной регистрации договоров аренды зданий или сооружений, заключенных на срок не менее года, подлежащих государственной регистрации и считающихся заключенными с момента такой регистрации.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что поскольку по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником административного здания "Биржа труда" является Российская Федерация, то Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области при существовании оснований для государственной регистрации права не имеет возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок под указанным зданием, в связи с чем до внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним достоверных сведений о собственниках помещений в административном здании "Биржа труда" признать право собственности Омской области на указанный земельный участок не представляется возможным, что нарушает права и законные интересы Министерства имущественных отношений Омской области.
Признавая незаконными действия УФРС по Омской области, суд первой инстанции правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права указал на обязанность УФРС по Омской области совершить действия по устранению допущенных ранее нарушений путём внесения изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исключив из него зарегистрированное право Российской Федерации на нежилые помещения, номера на поэтажном плане цокольного этажа: 1-29. вставки: 1-6, первого этажа: 1-32, второго этажа: 1-22, 25-41, третьего этажа: 27-41, четвёртого этажа: 1-36, пятого этажа: 1-30, седьмого этажа: 1-34. восьмого этажа: 1-11, 16-23. общей площадью 4 777,1 кв.м., находящиеся в административном здании "Биржа труда", литера А, расположенном по адресу: город Омск, улица Красногвардейская угол улицы Тарской, дом 44/11.
Удовлетворив заявленные департаментом имущественных отношений требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 10.02.2009 по делу N А46-20440/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-20440/2008
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области